Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 16:41, курсовая работа
Актуальность работы: в условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования
Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………..…4
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………………..….....4
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов ………………………..…8
1.3 Классификация внебюджетных фондов …………………………..…………...9
Глава 2. Виды внебюджетных фондов: задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………….12
2.2.Фонд медицинского страхования …...........................................................18
2.3.Фонд социального страхования…………………………………………..….24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП, а так же способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов
2. Виды внебюджетных фондов: задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд».
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
Основными задачами Пенсионного фонда являются:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции:
получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
2.2. Фонд медицинского страхования
1. Характеристика фондов обязательного медицинского страхования, их правой статус.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991 г.)
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действует в соответствии с Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета от 24 февраля 1993 г.
Федеральный фонд медицинского страхования предназначена для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создается представительной властью субъектов Федерации.
2. Перспективы развития медицинской техники России
Перспективу развития медицинской техники в Российской Федерации целесообразно рассматривать в контексте особенностей состояния здравоохранения в России.
Немного статистических данных:
численность населения России составила в 1995 г. – 148292 тыс. человек, в 2000 г. – 146304 тыс. человек, в 2005 г. – 142754 тыс. человек, а в 2007 г. – 141904 тыс. человек;
средняя продолжительность жизни у мужчин и женщин в России составила лет:
Годы | Мужчины | Женщины |
1995 | 58,12 | 71,59 |
2000 | 59,03 | 72,26 |
2005 | 58,87 | 72,39 |
2007 | 61.39 | 73,90 |
2008 | 61,83 | 74,16 |
естественный прирост населения в эти же годы составил в 1995 году – (-5,7), в 2000 году – (-6,6), в 2005 году – (-5,9), в 2007 году – (-3,3), в 2008 году – (-2,5) тыс. человек.
По неутонченным данным в России – 750 тысяч детей беспризорников.
По данным концепции развития здравоохранения до 2010 года численность снижалась ежегодно ( в 2000-2005) на 700 тыс. человек. Смертность людей трудоспособного возросла, главным образом мужчин, по сравнению в 1990 годом возросла более чем на 40 %. Основной причиной ухода из жизни являются болезни системы кровообращения 56,6% умерших, от новообразований 13,8% от внешних причин 11,9%.
Показатели смертности от болезней системы кровообращения (в 2007 -829 случаев на 100 тыс. человек, в 2006 – 865, в 2005 – 908) являются, одним из наиболее высоких в мире. Смертность от инсультов в России составляет 46% от смертностей болезней системы кровообращения. С 1990 по 2006 гг. онкологическая заболеваемость увеличилась на 60%. Смертность от онкологических заболеваний составляет 10 месяцев 2008 г – 203,9 на 100 тысяч населения; 2006 г. – 200,9; 2005 г. – 201,2. Смертность населения Р.Ф. в возрасте от 0-64 лет от онкологических заболеваний на 30 % превышает этот показатель в «старых» странах ЕС. Онкологические заболевания в РФ характеризуются высокой долей смертности в течение первого года после установления диагноза: например процент смертности от рака легкого 56%, желудка 55;.
Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкологических заболеваний почти в 2 раза чаще, чем женщины. В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков. За 10 месяцев 2008 года это произошло в результате случайного отравления алкоголем и составило 13, 7 на 100 тысяч населения (в 2007 г – 14,6; в 2005 – 28,6). Эта проблема связанная с приемом алкоголя в сельской местности отличается от городской (40 и 26,2 на 100 тысяч соответственно).
Много людей погибают в авариях на дорогах (причиной которых зачастую является нетрезвые водители) в 3,3 раза выше, чем в «старых» странах ЕС и в 2,2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС. В России частота самоубийств составила 27,8 случаев на 100 тысяч человек (в 2007 – 28,8; 2006г – 30,1; в 2005 г. – 32,2) что в 2,9 раза выше, чем в «старых» странах ЕС и в 1,9 раза выше, чем в «новых» странах ЕС в 2009 г.
По данным газеты «Мир новостей» только 10-15% детей рождаются здоровыми, а после окончанию школы здоровых 5%. Непосредственной причиной смертности лиц трудоспособного возраста в большинстве случаев являются неотложные состояния, каждый третий госпитализируемый больной в угрожаемом жизни состоянии поступает в стационар с задержкой более 24 часов. Структура заболеваемости за 2006 год по областям РФ опубликовано в интернете на 300 страницах и может быть использована для неконкретных предложений, создаваемых в России медицинских устройств, инструментов, технологий, а также для привлечения финансовых для разработки и внедрения новых технических решений, адаптированных для региона.