Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:43, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Ведение 3
I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5
II Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 16
III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 33
Заключение 41
Список используемой литературы 44
По срокам действия
По правовому положению
По принадлежности
Порядок образования и использования государственных (федеральных, территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов федерации и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно -ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 к ним отнесены только пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятостинаселения, несмотря на то, что ряд других фондов образован федеральными органами власти, управляются ими и в составе своих доходов имеют бюджетные средства.
Такие внебюджетные фонды
находятся в собственности
Государственные внебюджетные
фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в
которых регламентируется их деятельность,
указываются источники
Внебюджетные фонды создаются
двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета определенных затрат, имеющих
особое значение, другой - формирование
внебюджетного фонда с
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального наживы. Основные методы мобилизации национального профита в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и кредиты.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и регионального местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Выгодами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Внебюджетные социальные
фонды тесно увязаны с бюджетом
и между собой. Разнообразие внебюджетных
фондов обусловливает сложные
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет кредиты федеральному бюджету.
При двусторонних связях финансовый поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся заемщиком бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. Деньги движутся в разных направлениях между ними.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юр. лицом;
кредиты, полученные фондом у Центробанка РФ или у частных банков.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
запланированы
органами власти и управления и имеют
строгую целевую
денежные средства фондов используются для финансирования государственных затрат, не включенных в бюджет;
формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физ. лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений закона РФ «Об основах системы налогообложения РФ».
Внебюджетные фонды - форма
перераспределения и
2.1. Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ подвел окончательные итоги работы ПФР на 2010 г., 2011 г, 2012 г. Доходы бюджета Пенсионного фонда на 2010 г. утверждены в сумме 4,60 трлн. руб. Расходы ПФР составили 4,25 трлн. руб. Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2006 год составили 100,6 млрд. рублей, расходы - 7,7 млрд. рублей.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год по доходам составил в сумме 5,26 трлн. рублей, что по сравнению с 2010 г. возросли на 14%. По расходам в сумме 4,92 трлн. рублей.
2.2. Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования
РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии
с постановлением Совета министров
РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании
управления и порядка финансирования
затрат на социальное страхование трудящихся
в РСФСР”. В настоящее время
Фонд социального страхования РФ
является самостоятельным
В настоящее время Фонд
социального страхования РФ осуществляет
свою деятельность на основании Положения
о фонде социального
региональных отделений;
центральных отраслевых отделений;
филиалов отделений.
Для обеспечения деятельности
ФСС создан центральный аппарат,
а в региональных отраслевых отделениях
- аппараты органов ФСС. При ФСС
образуется Правление, при региональных
отделениях - координационные советы.
Руководство деятельностью ФСС
осуществляется его Председателем,
который назначается
Основными задачами Фонда
социального страхования
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в том числе расходы на лечебное питание;
частичное содержание находящихся
на балансе страхователей
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
оплату проезда к месту лечения и обратно;
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
проведение научно-
осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются
только на целевое финансирование мероприятий,
указанных выше. Не допускается зачисление
средств социального
В настоящий момент в Российской Федерации введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастных случаев на производстве. Страховые взносы в этом случае начисляются на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии.
Страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);
доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
добровольных взносов физических и юр. лиц;
ассигнований из бюджета
РФ на покрытие затрат, связанных с
доставлением льгот и компенсаций
лицам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС или
прочих доходов (возмещаемые
страхователем расходы, не принятые
к зачету в счет страховых взносов,
не принятые к зачету расходы на
выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие трудового
увечья или профессионального
Тариф страховых взносов установлен по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В настоящий момент тариф составляет 2,9% от суммы всех доходов физ. лица. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов.
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки дополнительного вложения капитала Центробанка РФ, действующей на начало бюджетного года.
За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций на счета исполнительных органов ФСС РФ соответствующий исполнительный орган ФСС РФ взыскивает с банков и иных кредитных организаций пени за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.
Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации