Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Содержание

Ведение 3
I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5
II Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 16
III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 33
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

2.3. Фонд обязательного медицинского страхования

ФОМС создан в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются  за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат

Цели фонда.

Обязательное медицинское  страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе  обязательного медицинского страхования  являются:

обеспечение предусмотренных  законодательством РФ прав граждан;

достижение социальной справедливости и равенства всех граждан.

Для выполнения этих задач  в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных  фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;

вносит в установленном  порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

осуществляет набор и  анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

участвует в создании территориальных  фондов обязательного медицинского страхования;

осуществляет контроль над  использованием финансовых средств  системы;

аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в области  финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств обязательного  медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы  обязательного медицинского страхования;

выравнивают финансовые ресурсы  городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с органами государственной  налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление  в территориальный фонд страховых  взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

согласовывают совместно  с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с нормативными документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности  страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,1 % по отношению к начисленной  оплате труда по всем основаниям в  следующем соотношении:

в федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - в размере 1,1%;

в территориальные фонды  обязательного медицинского страхования - 2%.

Порядок уплаты контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу.

В соответствии с п.4 Положения  страховые взносы в Фонды обязательного  медицинского страхования производятся плательщиками в установленных  законодательством РФ размерах по отношению  к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством  РФ осуществляются отчисления на обязательное медицинское страхование. Не начисляются  страховые взносы на выплаты, не являющиеся оплатой труда, в частности, на материальную помощь, дивиденды по акциям, займа работникам и т.п.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного  медицинского страхования.

В настоящее время в  России созданы как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и 84 территориальных  фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования как составной  части государственного социального  страхования.

Структура системы обязательного  медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том  числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

В минимальный набор бесплатных страховых услуг входит:

-предоставление экстренной  медицинской помощи в неотложных  случаях, таких как роды, травматические  ситуации, острые отравления;

- амбулаторное лечение  пациентов с хроническими заболеваниями;

- роды, аборты, травмы, острые  состояния - лечение в стационаре;

- медицинская помощь на  дому для пациентов, не могущих  самостоятельно передвигаться;

- оказание комплекса профилактических  услуг для инвалидов, беременных  женщин, детей, ветеранов, онкологических  больных и пациентов с психическими  расстройствами; реабилитация людей,  перенесших инфаркт миокарда  и инсульт.

Программа ОМС не включает лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение  этих заболеваний оплачивается из средств  городского и федерального бюджетов. Из бюджета также оплачиваются деятельность Скорой медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение и  протезирование (зубное, ушное, глазное), дорогостоящие виды медицинской  помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению.

Программа обязательного  медицинского страхования предусматривает  весь комплекс стоматологических услуг  для детей и студентов, матерей  с детьми до 3-х лет, беременных, ветеранов. Кроме того, существует система обеспечения  медикаментами для категорий  населения, пользующихся специальными льготами.

Полис ОМС - это главный  медицинский документ застрахованного, который нужно беречь, как зеницу ока. Получение дубликата страхового полиса - дело хлопотное и требующее расходов времени. Фактически, полис обязательного медицинского страхования является доказательством заключения концессии ОМС и подтверждением того, что пациент является участником программы. Страховой полис содержит ссылку на номер и дату сделки, там же указан и срок его действия. Рабочие и служащие получают полис ОМС в бухгалтерии или отделе кадров своего предприятия; неработающие россияне - в государственной страховой компании.

 

 

III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации

Перспективы развития Пенсионного  фонда Российской Федерации.

В 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов в 2012 году был исполнен с профицитом в 260,4 млрд. рублей (0,42 процента ВВП), дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей (0,06 процента ВВП). Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился в 2012 году на 970,4 млрд. рублей и достиг уровня 4576,3 млрд. рублей (7,3 процента ВВП).

Федеральный бюджет на 2013 год и  на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами использования нефтегазовых доходов. Соблюдение этих правил обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом, снижение их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, исполнение социальных обязательств государства в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.

Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и  прозрачность пенсионной системы.

Перспективы развития Пенсионного  фонда

Первоочередной задачей  является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной  способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки. При этом необходимо оставить базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на сегодняшнем уровне.

В конце прошлого года было принято решение о том, что  граждане в течение 2013 года могут  самостоятельно определить, куда направлять 4 процента страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  – в распределительную составляющую пенсионной системы или в накопительную.

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость  учета российской специфики в  организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен  в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в  основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием  национальных особенностей. Поэтому  слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы  пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью  выявления подходов, которые позволяют  наиболее эффективно решать возложенные  на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Начиная с 1995 года, доходов  Пенсионного фонда от страховых  взносов не хватает для обеспечения  его расходов и для выплаты  пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. И в 2001 г. была проведена пенсионная реформа, вступившая в силу в 2002 г. теперь пенсия подразделяется на три части - базовая, страховая и накопительная, что должно гарантировать благосостояние граждан после выхода на пенсию. Также в целях повышения собираемости средств в пенсионный фонд была снижена ставка единого социального налога до 26%, 20% из которых идут в пенсионный фонд. Однако средств в пенсионном фонде по-прежнему не хватает, и выплата пенсии происходит за счет профицитного дохода бюджета [14; 448].

Можно выявить различные  причины такой ситуации:

1. Старение населения,  которое происходит за счет  сокращения рождаемости и трудоспособных  граждан. И в связи с этим  с каждым годом на каждого  работающего человека приходится  все больше неработающих.

2. несмотря на то, что  после снижения ставки ЕСН  многие предприятия легализовали  свои выплаты, но практика «серой»  заработной платы по-прежнему  имеет место, и часть доходов  остается неучтенными. 

К косвенным причинам, оказавшим  влияние на нынешнее положение Пенсионного  фонда, можно отнести, что пенсионные программы предполагают длительных сроков, чтобы начать правильно функционировать, у нас же реформы по-прежнему продолжаются. Прежние нововведения еще не заработали, а вводятся новые положения.

После проведения пенсионной реформы в 2014 году произойдут следующие изменения:

- Ликвидируется двойная  система начисления пенсий – теперь чиновникам и остальным гражданам будет пенсия начисляться по одной и той же формуле, в зависимости от стажа и размера зарплаты;

- Вводится обязательная  накопительная система, которой  будут заниматься только негосударственные  пенсионные фонды, выбирать которые  будут сами граждане.

Преимущества пенсионной реформы 2014 в России для простых граждан

Теперь размер пенсий граждан  Российской Федерации будет напрямую зависеть от размера задекларированной  заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который  они сами выбрали. Другими словами, каждый работающий, становится активным участником в формировании своей  будущей пенсии, а не как раньше, когда большинству граждан приходилось  только пассивно ожидать очередного повышения пенсий со стороны государства.

Также появляется серьезный  стимул декларировать реальную заработную плату, а не ту, которая фигурирует в ведомости для налоговых  отчетов, что, в конечном счете, приведет к росту заработной платы в  целом по стране и в конечном итоге  – росту перечислений в бюджет и государственный Пенсионный фонд.

Перспективы развития фонда  социального страхования

Социальное страхование - это мощный механизм достижения социального  согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферу  социальной защиты непосредственно  к тем, кто трудится, их семьям и  трудовым коллективам, социальное страхование  фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и  работодателей в управлении деятельностью  этого института, взаимное доверие  и сотрудничество - необходимое условие  эффективно функционирующей экономики [14; 490].

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации