Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Содержание

Ведение 3
I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5
II Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 16
III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 33
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

По мнению экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного социального  страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в  принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое  происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи  с этим требуется принять не только отдельные меры по совершенствованию  механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные  изменения.

В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа  социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь  требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов  населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер  социальной помощи и повышения эффективности  функционирования системы обязательного  социального страхования.

Позиция Минтруда России в  этой связи состояла в том, что  в рамках реформирования системы  обязательного социального страхования  необходимо решить ряд задач:

· завершить формирование законодательной базы;

· оптимизировать соотношения  уровня обязательств и финансовых ресурсов;

· повысить эффективность  администрирования расходов в системе  обязательного социального страхования;

· создать условия для  долговременного баланса доходов  и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования  является её переориентация с уравнительных  принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые  индивидуальные страховые права  и финансовые ресурсы застрахованного  лица в отдельных фондах социального  страхования. Международный и отечественный  опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального  страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать  автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.

Данные меры позволяют  обеспечивать тесную увязку страховых  взносов и выплат, и тем самым  стимулируют работников и работодателей  к легализации и повышению  уровня заработной платы.

Перспективными для этого  могли бы служить следующие подходы:

1) минимальные размеры  страховых пенсий и пособий  должны поэтапно повышаться, с  тем, чтобы в обозримой перспективе  (5-7 лет) их размер приблизился  к прожиточному минимуму пенсионера  и получателей пособий;

2) средние размеры пенсий  и пособий должны быть повышены  за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимум;

3) максимальные размеры  выплат по страхованию должны  быть соизмеримы с коэффициентом  замещения не ниже 50-60% предыдущего  заработка [13; 196].

Тем самым будут созданы  предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих  существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Перспективы развития Фонда обязательного медицинского страхования в ФР

Перспективы развития фонда  медицинского страхования

В настоящее время система  предоставления медицинской помощи не отвечает ожиданиям российского  общества. Уровень и качество предоставления медицинских услуг является постоянным объектом критики как различных  слоев общества, так и многих институтов власти. В этой ситуации определяющей возможностью дальнейшего реформирования системы ОМС, является построение единой системы персонифицированного учета  оказанной медицинской помощи. На современном этапе существует необходимость сбора и обработки огромных массивов медико-экономической информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания единой информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно. Модернизация отрасли требует, в том числе, изменения сложившихся механизмов финансирования.

Для достижения принципа предоставления медицинской помощи определенного  уровня и объема, обеспеченной конкретным целевым источником финансирования необходимо, прежде всего, увеличить  тариф на ОМС. Требуется введение понятия «стоимость страхового года»  как суммы денежных средств, подлежащей уплате в территориальный фонд ОМС  страхователем за застрахованное лицо, либо самим застрахованным в текущем  году на обеспечение оказания медицинской  помощи в рамках территориальной  программы ОМС. Необходимо законодательно закрепить размер взноса на ОМС неработающего  населения. Установить его на основе единого принципа в зависимости  от «стоимости страхового года». В настоящее  время уже ведется работа в  соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации по разработке проекта федерального закона об обязательном медицинском страховании граждан  Российской Федерации, в котором  должны найти свое отражение нерешенные до сих пор вопросы, стоящие перед  ОМС.

Необходимым условием преодоления  системных проблем в отрасли  является разработка и принятие ряда законодательных актов на уровне федерации, некоего Медицинского кодекса  в него должны войти законы «О здравоохранении  в РФ»; «О программе государственных  гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»; «О защите прав пациентов»; «О страховании ответственности  профессиональной медицинской деятельности». Только на основе единых стандартов и твердой законодательной базы, мы получим медицинское обслуживание достойное наших граждан. В ближайшие пять лет здравоохранение, возможно полностью перейдёт на страховые принципы финансирования. О дальнейшем реформировании системы рассказал руководитель Федерального фонда обязательного страхования (ФОМС) Дмитрий Рейхарт. Обязательное медицинское страхование было введено в России 15 лет тому назад как дополнительный источник финансирования здравоохранения. Однако это не повлияло на улучшение качества обслуживания в российских клиниках, и всё большую популярность приобретают частные медицинские центры. На совещании в Клину президент Дмитрий Медведев выразил недовольство действующей системой ОМС. «Пока претензии идут либо к главврачу, либо к местным властям, а люди не совсем понимают, зачем вообще нужны страховые компании», - возмутился президент. По мнению Медведева, для многих россиян медицинские страховые полисы воспринимаются просто как бумажки. Поэтому он считает, что нужно заставить страховые организации выполнять закон и работать для пациента.

Участники Федерального фонда  ОМС обозначили приоритеты развития отрасли на ближайшие годы. Первое, что предстоит сделать, это обеспечить одинаковое качество медуслуг на всей территории страны. Как пояснил Дмитрий  Рейхарт, Министерство здравоохранения  и социального развития уже готовит  единые медико-экономические стандарты  оказания помощи. Вторая задача - перевод  здравоохранения исключительно  на страховое финансирование. Сейчас больницы и поликлиники получают средства сразу из нескольких источников.

 

 

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, многие из которых сохранили  свою самостоятельность даже после  создания государственного бюджета, созданного на объединении различных фондов.

Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя  фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования и фонд социального страхования. Все эти  фонды были более подробно рассмотрены  в данной курсовой работе.

Для выполнения поставленной цели мы рассмотрели экономическое  содержание и значение внебюджетных фондов в первой главе, во второй рассмотрели  особенности функционирования внебюджетных фондов Российской федерации, более  подробно рассмотрели Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования  и фонд социального страхования. В последней главе рассмотрели  перспективы развития внебюджетных фондов Российской федерации.

Таким образом, внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтоб поддерживать существование лиц, нуждающихся  в помощи, то есть обеспечить минимальный  гарантированный уровень доходов  инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это  осуществляется в нашей стране с  помощью средств, поступающих во внебюджетные, социальные фонды, значительную часть которых до 1 января 2001 года составляли страховые взносы, теперь же введен Единый социальный налог.

Основными задачами деятельности внебюджетных фондов в Российской федерации  являются:

    • Обеспечение устойчивости финансовой системы обязательного страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
    • Введение всеобщего обязательного характера социального страхования;
    • Введение обязательности уплаты страхователем страховых взносов и налогов.

Существуют значительные продвижения в деятельности внебюджетных фондов РФ:

    • Одной из наиболее важной в решении проблем является повышение демографической ситуации в стране;
    • Государственные программы развития социального страхования в России;
    • Управление пенсионными накоплениями.

В заключении ко всему относительно описания, содержания и состав внебюджетных фондов можно сделать вывод, что  все эти фонды носят строго целевое значение, а также выполняют  определенные функции, возложенные  на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования  создан для обеспечения стабильности государственной системы Обязательного  медицинского страхования; а Фонд социального  страхования для обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального  дохода, а именно за счет специальный  налогов и сборов, средств из бюджета  и займов.

Необходимо развитие и  улучшение некоторых пунктов  в социальных внебюджетных  фондах Российской федерации.

Необходимо улучшить условия  труда, медицинское обслуживание и  социальное страхование граждан  нашей странны. Решить проблему бедности среди пенсионеров на основе введения эффективных механизмов материальной поддержки лиц, с низким уровнем  жизни, а также повысить эффективность  управления пенсионной системой и обеспечить стабильное поступление средств  на финансирование трудовой пенсии.

Решить одну из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования так как поступлении  средств ОМС в систему здравоохранения  происходит сокращение бюджетного финансирования отросли тем самым затрудняя  реализацию Закона ОМС.

 

 

Список используемой литературы

  1. http//Wikipedia.com//
  2. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2009. - 628 с
  3. Ковалев. Финансы и кредит. – М.:Финансы и статистика,2005.-С. 65
  4. Левин. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М. -2005.
  5. Мысляева И. М.Государственные и муниципальные финансы. – М.:Инфра-М,2007. – С.263
  6. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 328 с.
  7. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева [и др.]; Под ред. А.И. Архипова, А.И. Погосова. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.
  8. Финансы: учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 504 с.

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации