Внешний и внутренний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…2
Определение государственного долга……………………………….…..3
Государственный внутренний долг РФ…………………………………..7
Государственный внешний долг РФ……………………………………..10
Управление государственным долгом……………………………………14
Заключение …………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 137.77 Кб (Скачать файл)

- Долговые обязательства  за прошлые годы; 

- Новые долги. 

Внутренний государственный  долг РФ выражен в национальной валюте и может быть представлен в  нескольких формах.

Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации  выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут  быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство  РФ публикует ежегодно, не позднее  мая текущего года, сведения о состоянии  государственного внутреннего долга  за предыдущий финансовый год.

В современном обществе и  в сегодняшней экономике наличие  внутреннего долга у страны не считается столь страшной вещью, за исключением того, когда долг становится слишком большим и  дает начало для неблагоприятных  процессов в сфере финансов и  экономики.

       В настоящее время такие долговые обязательства просто необходимы, если у государства не хватает собственных денежных средств для обеспечения программ государственного уровня и выполнения задач.  
    Задолженности любого характера должны быть погашены в тот срок, который оговаривался при предоставлении займа, но не может превышать 30 лет. 

      Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за январь-октябрь 2012г. вырос на 10,8%, передает «РБК» со ссылкой на Министерство финансов РФ.  На 1 ноября 2012 года государственный внутренний долг РФ составил 3 трлн. 930 млрд.  848 млн.  руб. При этом на 1 января 2012 года эта цифра равнялась 3 трлн. 546 млрд . 435 млн. руб.

   Самая объемная внутренняя  задолженность относится к облигациям  федерального займа с постоянным  купонным доходом (ОФЗ-ПД), которая  выросла на 7,2% за январь-март 2012 года - до 1,95 трлн. руб. Долг по облигациям  федерального займа с амортизацией  дохода (ОФЗ-АД), напротив, снизился  на 1,5% - до 1,06 трлн. руб. Внутренние  задолженности по прочим статьям  составили около 500 млрд. руб.

     В течение трех  последних лет внутренний долг  России показывает устойчивый  рост: значения внутренних обязательств  власти выросли практически в  три раза и составили 4,19 трлн  руб. Такие данные приводятся  Минфином России. На начало 2011г.  этот показатель составлял 2,94 трлн. руб.

Таким образом, внутренний государственный  долг вырос за год на 1,25 трлн руб., или на 42,5%. В 2009г. он равнялся скромным 1,5 трлн руб., но подрос на 40%, в 2010г. - еще  на 40%, а в прошлом году - чуть более  чем на 40%. Из указанных 4,19 трлн руб. задолженность власти в государственных  бумагах составляет 3,55 трлн руб., объем  государственных гарантий равняется 0,64 трлн руб.

    Между тем у руководства  страны эта динамика не вызывает  опасений. В январе 2012г. В. Путин  (тогда премьер-министр) заявил, что  общий госдолг России по состоянию  на конец 2011г. составлял 10,4% от ВВП, причем 7,9% приходится именно  на займы внутри страны, 2,5% - на  внешние.

    Закон о федеральном  бюджете на 2012-2014гг. предполагает  дальнейший рост внутреннего  госдолга: на конец 2012г. он должен  увеличиться до 6,33 трлн руб., в  следующем году - до 7,87 трлн руб., а в 2014г. - и вовсе до 9,22 трлн  руб. Таким образом, госдолг  России вырастет до 15,5% от ВВП.

Наиболее крупные выплаты по долговым обязательствам придутся на 2015 год. Тогда необходимо будет погасить 473 млрд 143 млн руб. 
«Увеличение внутреннего долга вполне закономерно, ведь с начала года Минфин активно и иногда очень успешно размещал на рынке новые облигационные займы. При этом дефицита бюджета в этом году не ожидается», — отмечает аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина.

 

Государственный внешний долг РФ-

     это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. То, что у России имеется внешний долг- это также вполне нормальное явление, и не только для нее, но и для любой другой страны. Правда, есть границы, выйдя за которые, государственный внешний долг становится достаточно опасным. Большое количество внешних займов может привести к тому, что страна начнет зависеть от кредиторов. Международный банк реконструкции и развития классифицирует внешнюю задолженность следующим образом: низкий ее уровень должен быть менее 18% по отношению к экспорту товаров и услуг, умеренный- 18-30%. Соответственно более высокие показатели носят угрожающий характер для развития экономики и государства в целом.

         Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов. Для России необходима выработка концепции развития внешнего долга, включающая определение возможностей его обслуживания, реструктуризации, а также выбор перспективных направлений использования новых внешних заимствований.

     Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих.

    1. Долги перед кредиторами из западных стран.

 Их можно разделить  на 4 группы. Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида входит в компетенцию Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами.

Вторую группу составляют кредиты, предоставляемые коммерческими  банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности  осуществляет Лондонский клуб, который  представляет собой неофициальное  объединение представителей банков-кредиторов.

К третьей группе относятся  кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой  товаров и оказанием услуг.

В четвертую группу входят кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного Банка  реконструкции и развития, Европейского Банка реконструкции и развития).

     2.  Долги перед некоторыми странами — участницами бывшего СЭВ.

К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

     3. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение проводится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

       

      Важное значение во внешней долговой политике Российской Федерации имеет взаимодействие с Международным валютным фондом. Проблема заключается в том, что России предстоит выплатить существенную часть внешнего долга, а в случае неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка для товаров традиционного российского экспорта поступление в страну валютной выручки, необходимой для своевременного погашения всех платежей, может оказаться проблематичным.

         Вопрос погашения кредитов усугубляется еще и тем, что согласно своему Уставу МВФ не имеет права проводить реструктуризацию задолженности. Поэтому при неблагоприятной конъюнктуре внешнего рынка энергоносителей единственным путем решения долговой проблемы России будет получение кредита на рефинансирование существующей задолженности.

      Важным фактором, влияющим на внешнюю долговую политику России, является ее членство в Парижском и Лондонском клубах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на нашу страну определенные ограничения, такие как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долговых активов за поставки вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах дает России дополнительные возможности по реструктуризации своих внешних долгов, а также по истребованию долгов дебиторских. Однако нужно признать, что последнее преимущество носит достаточно призрачный характер. В руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных обязательств Российской Федерации. Возможность реструктуризации долга ему весьма маловероятна. Это связано, прежде всего, с улучшением экономической ситуации в стране и некоторым ростом ее кредитного рейтинга. В подобных условиях члены Парижского клуба не видят необходимости в списании части причитающихся к уплате сумм.

       Внешний долг РФ за январь-сентябрь 2012г. вырос на 9,6 процентов и на 1 октября по оценке Центрального банка РФ, составил 597 миллиардов 651 миллионов долларов, сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России.

     Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 октября 2012 года:

Категория долга

млн. долл. США

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

40 544,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации

385,0

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 131,1

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

984,0

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

55,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 097,0

Задолженность по внешним  облигационным займам

34 910,4

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

16 444,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

970,7

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним

 долгом являются обязательства,    возникающие в иностранной валюте

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  в евро исходя из соотношения   

   доллар/евро   по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности    бывшего

СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов


 

       В течение прошлого года объем государственного внешнего долга России уменьшился на 10,4 процента, если считать в долларовом выражении. Тогда же В. Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра, заявил, что госдолг России в ближайшие три года не должен превысить 15 процентов ВВП.

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать госдолг из-за нехватки средств после кризиса. Правительство приняло решение занимать деньги как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    В середине сентября Россия подписала с КНДР соглашение об аннулировании долга на сумму в 11 миллиардов долларов. За последние десять лет Россия простила большинству своих должников кредиты на несколько десятков миллиардов. Большая часть этих долгов сформировалась еще во времена СССР за счет поставок оружия и техники. При этом собственные кредиты, оставшиеся с тех же времен, Россия выплатила сполна.

Управление государственным долгом

   Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

     Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.

      Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

  1. формирование политики в отношении государственного долга;
  2. определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
  3. установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  4. выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

 Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  • рефинансирования — погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • конверсии — изменения доходности займа;

Информация о работе Внешний и внутренний государственный долг РФ