Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:21, контрольная работа
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.
Введение…………………………………………………………….…2
Определение государственного долга……………………………….…..3
Государственный внутренний долг РФ…………………………………..7
Государственный внешний долг РФ……………………………………..10
Управление государственным долгом……………………………………14
Заключение …………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………….21
Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги.
В
1997 г. Россия вступила в Парижский клуб
- неинституциализированное объединение
стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для
обсуждения и урегулирования проблем
задолженности суверенных государств.
Вступая в клуб, Россия имела в активе
около 150 млрд.долларов, которые должны
были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся
страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик,
Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны
Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу
Парижского клуба, Россия была вынуждена
списать своим должникам большой объем
долгов за поставку оружия. Военные долги
составляли около 80% от общего объема российских
активов.
Кроме того, Россия стала
обязанной списывать долги странам, относящимся
к разряду "бедных" и "развивающихся".
Не учтены были только долги Индии, Ирака,
Ливии и Кубы - стран неугодных Западу.
В итоге, после вступления в Парижский
клуб, оказалось, что Россия может претендовать
на сумму менее 8 млрд. долл, что составляет
чуть больше 5% от общей суммы дебиторской
задолженности СССР. При этом никто не стал списывать внешних
долгов бывшего СССР. Единственное на
что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию
внешнего долга СССР - прекращение долговых
обязательств, составляющих государственный
долг, с заменой указанных обязательств
иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения
внешнего долга России.
В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Почти все эти государства - должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом. В настоящее время крупнейшим российским должником является Куба. По российским оценкам, кубинский долг советской поры составляет 25-26 миллиардов долларов, но шансы на его возврат практически равны нулю.
Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств. С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением семилетнего льготного периода.
Если в конце 1990-х годов, при пиковых показателях внешнего долга, задолженность Лондонскому клубу составляла 32 млрд. долл., а Парижскому – превышала 40 млрд. долл., то в первое десятилетие XXI века наша страна полностью урегулировала взаимоотношения с Лондонским клубом, погасила долг Парижскому и входит в него в качестве страны-кредитора.
Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает 15-17 млн. долл. ежегодно.
Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены.
Более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.
Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений.
Обеспечение выполнения обязательств осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз:с 12 млрд. руб. в 2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году.
Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.
Негативные аспекты государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга.
Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости. Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, взятыми вперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения.
Заключение
На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы». Ответить на вопросы о погашении долга очень сложно, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.
Но не будем забывать,
что Россия является также крупнейшим
кредитором. Объём задолженности
перед Российской Федерацией сопоставим
с объёмом её внешнего долга. Но в
большинстве своём это
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на
обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем
привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и
доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня
кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по
уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.
Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы
мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию
механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций
и банков с крупной долей государственного участия.
Список литературы:
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.
2. Бирюкова О.В Роль неформальных финансовых институтов в обслуживании внешней государственной задолженности России/ Вестник.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
4. Газета. ru (http://www.gazeta.ru/
5. Головачёв Д.И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
6. Деловой аналитический журнал «Бизнесмен» (http://www.businessman.su)
7. Елизарова Н.В. Финансовое право. Учебное пособие. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009 (http://www.eсollege.ru)
8. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (http://kaivg.narod.ru/)
9. Официальный сайт Министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru)
10. Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю. Финансы и кредит – М.: МЭСИ, 2002. – 246 с.
11. Сугробов К. Экономика/ Лента. Ru. (http://readers. lenta.ru/news 2012/11/09/)
Информация о работе Внешний и внутренний государственный долг РФ