Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей использования ресурсов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации для устранения последствий мирового финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность Стабилизационного фонда (далее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), и их роль в финансовой системе Российской Федерации;
- изучить влияние мирового финансового кризиса на экономику России в период 2008 – 2009 годов;
- рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Стабилизационного фонда (далее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) с целью стабилизации экономики страны;
Введение 4
ГЛАВА 1. Мировой финансовый кризис и его последствия. 6
1.1. Понятие мирового экономического кризиса. Классификация. Периодичность и цикличность кризисов. 6
1.2. Влияние мирового кризиса на Российскую экономику. Анализ и сравнение показателей производства страны. 12
1.3. Антикризисная политика в России и перспективы перехода к устойчивому экономическому росту. 17
ГЛАВА 2. Анализ и оценка состава и структуры Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Движение финансовых ресурсов. 21
2.1. Предпосылки создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Формирование, управление и использование средств. 21
2. 1. Использование средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния. 23
ГЛАВА 3. Мировое экономическое положение и перспективы на 2012 год. 28
3.1. Возможности устранения последствий кризиса за счет внутренней реконструкции экономики. 28
3.2. Краткосрочные финансовые стимулы для восстановления мировой экономики. 30
Заключение. 36
Список литературы: 37
Формирование Резервного фонда может осуществляться независимо от темпов поступления доходов в бюджет субъектов Российской Федерации и предусматривать:
Фонд национального
Опыт работы Резервного
фонда Российской Федерации оказался
успешным. Фонд позволил сохранить
сбалансированность бюджета, сгладить
колебания совокупного
Таким образом, введение в
действие в Российской Федерации
механизма Резервного фонда и
Фонда национального
Государственный резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Стоит отметить, что Резервный
фонд, как финансовое институциональное
образование применяется не только
в России. Такие фонды часто
учреждают сильно зависимые от цен
на сырье государства, вынужденные
создавать «подушку безопасности»
на случай внезапного обвала цен: Венесуэла,
Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и
другие. Примечательно, что сегодня
ни одно государство не хранит деньги
такого фонда в родных валюте и
активах. Причины этого очевидны.
Во-первых, такой протекционизм может
привести к тому, что в случае
кризиса страна лишится всего
и сразу. Во-вторых, каждый лишний рубль
в экономике разогревает
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики - экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением промышленного производства.
Помимо чисто экономических
задач резервный фонд выполняет
политическую задачу предотвращения быстрого
роста государственных
Особая значимость Резервного фонда РФ проявилась при падении цен на нефть и в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., позволив России не допустить в неблагоприятный для ее экономики период ухудшения социально-экономического положения в стране9.
Так, к началу мирового кризиса
российская экономика сформировала
значительный запас финансовой и
долговой устойчивости, а также демонстрировала
положительную динамику макроэкономических
показателей. Значительные объемы профицита
федерального бюджета и положительные
счета текущих операций в последние
годы позволяли наращивать объемы золотовалютных
резервов, наполнять ускоренными
темпами Резервный фонд и Фонд
национального благосостояния, сокращать
внешние государственные
Стабилизация цен и поддержка конкуренции.
Для того, чтобы восстановление мировой экономики было более
надежным, сбалансированным и устойчивым, необходимы гораздо более
всеобъемлющие и более скоординированные действия, особенно в том,
что касается краткосрочных стимулов, разрешении проблемы суверенного
долга и ориентации на создание рабочих мест. Среднесрочные планы должны уделять более пристальное внимание устойчивому росту и развитию, а также ускоренной реформе регулирования финансовой сферы и международной денежной системы.
Во-первых, развитые страны
должны быть более осторожными, чтобы
не начать преждевременно ужесточать
бюджетную политику, учитывая все
еще хрупкое состояние
Между тем, задача краткосрочной политики для многих развивающихся стран—не допустить, чтобы растущие и нестабильные цены на продукты питания и сырьевые товары, а также нестабильность валютных курсов подорвала экономический рост и ввергла их экономики в следующий цикл спада-подъема.
Вторая (и связанная с первой) задача – обеспечить, чтобы дополнительные краткосрочные стимулы в странах, которые имеют для этого возможности, были бы скоординированы и совместимы с доброкачественной корректи-ровкой глобальных дисбалансов. Европе вместо нынешней асимметричной корректировки через дефляционную политику, угнетающую деловую активность, при которой основные издержки падают на страны-должники, рекомендуется более симметричный подход с жесткой экономией и струк-турными реформами в странах-должниках в сочетании с инфляционным стимулированием по всей зоне евро. Соединенным Штатам будет в равной степени необходимо рассмотреть такой последовательный подход. Первоочередное внимание следует уделить стимулированию спроса с целью снижения уровня безработицы, особенно за счет государственных инвестиций и программ создания рабочих мест более прямого действия. Это помогло бы домохозяйствам освободиться от долгов и повысить потребительский спрос через рост доходов. Инвестиции в инфраструктуру и другие структурные меры позволили бы укрепить конкурентоспособность экспорта в среднесрочной перспективе, давая время Китаю и другим азиатским странам провести свою структурную перестройку в сторону большей опоры на рост внутреннего спроса.
Достижение такой
Третья задача состоит в изменении финансовой политики, и в более широком смысле – экономической политики, с тем, чтобы усилить ее влияние на занятость и на помощь через воздействие не только на спрос, но и на структурные изменения для более устойчивого экономического роста. До сих пор пакеты стимулов в развитых странах в основном были направлены на поддержание дохода, причем на налоговые льготы приходилось более половины всех предоставленных стимулов. Во многих развивающихся странах, таких как Аргентина, Китай и Республика Корея, напротив, инвестиции в инфраструктуру как правило, составляли большую часть стимулов, что укрепляло возможности производства и предложения. Оптимальное сочетание поддержки спроса непосредственно—через налоговые льготы и субсидирование доходов – или косвенно, через поддержку предложения путем укрепления производственной базы, в том числе за счет инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, может варьироваться в разных странах, но в большинстве случаев прямые расходы правительства имеют более сильный эффект на занятость.
Четвертая задача заключается
в нахождении оптимального сочетания
и взаимодействия финансовых и денежно-кредитных
стимулов при одновременном
нестабильных потоков
краткосрочного капитала. Это потребует
достижения соглашения на международном
уровне по объемам, скорости и времени
проведения мер по смягчению
монетарной политики в рамках более
широких по целей по устранению глобальных
дисбалансов. А это, в свою очередь,
потребует более активного
Пятая задача состоит в
обеспечении достаточных
Также, одним из вариантов стабилизации экономики страны можно выделить меры по расширению рублевого сегмента мирового рынка. Для этого необходимо сделать следующее: