Возможности использования стабилизационного фонда для устранения последствий мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей использования ресурсов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации для устранения последствий мирового финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность Стабилизационного фонда (далее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), и их роль в финансовой системе Российской Федерации;
- изучить влияние мирового финансового кризиса на экономику России в период 2008 – 2009 годов;
- рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Стабилизационного фонда (далее Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) с целью стабилизации экономики страны;

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1. Мировой финансовый кризис и его последствия. 6
1.1. Понятие мирового экономического кризиса. Классификация. Периодичность и цикличность кризисов. 6
1.2. Влияние мирового кризиса на Российскую экономику. Анализ и сравнение показателей производства страны. 12
1.3. Антикризисная политика в России и перспективы перехода к устойчивому экономическому росту. 17
ГЛАВА 2. Анализ и оценка состава и структуры Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Движение финансовых ресурсов. 21
2.1. Предпосылки создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Формирование, управление и использование средств. 21
2. 1. Использование средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния. 23
ГЛАВА 3. Мировое экономическое положение и перспективы на 2012 год. 28
3.1. Возможности устранения последствий кризиса за счет внутренней реконструкции экономики. 28
3.2. Краткосрочные финансовые стимулы для восстановления мировой экономики. 30
Заключение. 36
Список литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

Кусровая работа.docx

— 94.30 Кб (Скачать файл)

Формирование Резервного фонда может осуществляться независимо от темпов поступления доходов в  бюджет субъектов Российской Федерации  и предусматривать:

  • перечисление части средств бюджета в Фонд в целях формирования его минимального, нормативного и максимального объема;
  • автоматическое перечисление в Фонд определенной части остатков средств бюджета и доходов от управления средствами Фонда;
  • перечисление части средств бюджета в Фонд в случае отклонения минимального, нормативного и максимального объема Фонда от заданного значения;
  • перечисление в Фонд части доходов бюджета от продажи имущества субъекта Российской Федерации в целях компенсации выпадающих доходов субъекта в очередном финансовом году и плановом периоде.

Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого  механизма пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации на длительную перспективу8. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений российских граждан и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Опыт работы Резервного фонда Российской Федерации оказался успешным. Фонд позволил сохранить  сбалансированность бюджета, сгладить колебания совокупного внутреннего  спроса, снизить инфляционное давление и сдерживать удорожание национальной валюты.

Таким образом, введение в  действие в Российской Федерации  механизма Резервного фонда и  Фонда национального благосостояния фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний  внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов  в финансовую форму, что служит залогом  их последующего эффективного и рационального  использования для замещения  выпадающих нефтегазовых доходов.

Государственный резервный  фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды  снижения государственных доходов  и для государственных нужд в  долгосрочной перспективе.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного  фонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Стоит отметить, что Резервный  фонд, как финансовое институциональное  образование применяется не только в России. Такие фонды часто  учреждают сильно зависимые от цен  на сырье государства, вынужденные  создавать «подушку безопасности»  на случай внезапного обвала цен: Венесуэла, Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и  другие. Примечательно, что сегодня  ни одно государство не хранит деньги такого фонда в родных валюте и  активах. Причины этого очевидны. Во-первых, такой протекционизм может  привести к тому, что в случае кризиса страна лишится всего  и сразу. Во-вторых, каждый лишний рубль  в экономике разогревает инфляцию. В-третьих, редкий актив в нестабильных экономиках приносит доход.

Резервный фонд выполняет  две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной  конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких  цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления  и предотвращать развитие голландской  болезни экономики - экономический  эффект, связывающий разработку природных  ископаемых с падением промышленного  производства.

Помимо чисто экономических  задач резервный фонд выполняет  политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды  неблагоприятной конъюнктуры это  может приводить к крупным  дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным  долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Особая значимость Резервного фонда РФ проявилась при падении  цен на нефть и в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., позволив России не допустить в неблагоприятный для ее экономики период ухудшения социально-экономического положения в стране9.

Так, к началу мирового кризиса  российская экономика сформировала значительный запас финансовой и  долговой устойчивости, а также демонстрировала  положительную динамику макроэкономических показателей. Значительные объемы профицита  федерального бюджета и положительные  счета текущих операций в последние  годы позволяли наращивать объемы золотовалютных резервов, наполнять ускоренными  темпами Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, сокращать  внешние государственные долговые обязательства Российской Федерации. В результате к началу 2009 года объем  золотовалютных резервов составлял 384 млрд. долларов США, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния на 1 марта 2009 года - 7,8 трлн. рублей или 16,2% ВВП, а государственный долг сократился с 14,3% ВВП на конец 2005 года до 6,8% ВВП  на начало 2009 года.

 

ГЛАВА 3. Мировое экономическое положение и перспективы на 2012 год.

    1. Возможности устранения последствий кризиса  за счет внутренней реконструкции экономики.

Стабилизация  цен и  поддержка конкуренции.

  1. Установление моратория на рост тарифов естественных монополий с  учетом   необходимости   сокращения   расходов   естественных   монополий   на  непрофильные        активы     и    снижения       стоимости      реализации      их  инвестиционных программ благодаря падению цен на сырье и материалы.  Введение запрета   на применение естественными монополиями штрафных  санкций   за   недобор   мощностей   или   ресурсов,   а   также требований  предварительной   (авансовой)   оплаты   потребителями   за   электрическую, тепловую энергию и природный газ.
  2. Проведение     ограничительной     ценовой     политики     в   секторе  крупнейших     компаний     с     государственным     участием, коммунальных,  транспортных  и других инфраструктурных услуг.
  3. Временное расширение сферы административных цен, установление  снижающихся лимитных цен по тем ключевым товарам и услугам, которым присуща  искусственно высокая рентабельность.
  4. Использование   госзаказа   по   низким   лимитным   ценам   с   целью воздействия на ценовую конъюнктуру.
  5. Внедрение   международных   ценовых   сопоставлений   в   практику  антимонопольного регулирования и госзаказа.
  6. Снижение   регулятивных   издержек   и   расширение   операционной способности антимонопольных органов.
  7. Ужесточение     антимонопольного         регулирования,    проведение  антимонопольной кампании с наказанием предприятий, злоупотребляющих монопольным положением путем завышения цен.
  8. Принятие   закона   о   регулировании   цен   и   ценовой   политике, предусматривающего         определение       форм,     методов      и    масштабов государственного   регулирования   цен,   а   также   процедуры   определения нормативной рентабельности и санкции за ее превышение.
  9. Введение     реестра   рекомендуемых   цен   на   основные   продукты питания,   топливо,   сырьевые   товары.   Применение   штрафных   санкций   за завышение цен сверх нормативного уровня рентабельности.
  10. Прекращение   индексации        размера   ставок   арендной платы за  объекты     нежилого     фонда,     арендодателем     которых     являются     органы государственной власти и местного самоуправления.
  11. Принятие федерального   закона  о  регулировании  торговой деятельности, предусматривающего:   ограничение   максимальной   торговой наценки на основные социально значимые продовольственные товары первой необходимости,  запрет на установление платы за право реализации товара, ограничение срока расчетов   с поставщиками продовольственных товаров, обязанность       организаций       розничной       торговли      согласовывать        с производителем торговую наценку на поставленный товар.
  12.  
    • Краткосрочные финансовые стимулы для восстановления мировой экономики.

Для того, чтобы восстановление мировой экономики было более 

надежным, сбалансированным и устойчивым, необходимы гораздо  более 

всеобъемлющие и более  скоординированные действия, особенно в том,

что касается  краткосрочных  стимулов, разрешении проблемы суверенного 

долга и ориентации на создание рабочих мест. Среднесрочные планы  должны уделять более пристальное  внимание устойчивому росту и  развитию, а также ускоренной реформе  регулирования финансовой сферы  и международной денежной системы.

Во-первых, развитые страны должны быть более осторожными, чтобы  не начать преждевременно ужесточать бюджетную политику, учитывая все  еще хрупкое состояние восстановления и повсеместно высокие уровни безработицы. Хотя высокий государственный  долг является предметом озабоченности  и продолжает увеличиваться в  большинстве развитых стран—в ряде случаев (в том числе и в  Соединенных Штатах) до более, чем 100 процентов ВВП, - многие правительства  развитых страны до сих пор обладают широкими  возможностями для принятия дополнительных мер стимулирования. При высоком уровне безработицы  и слабом частном спросе преждевременное  ужесточения бюджетной политики может подорвать хрупкое восстановление и привести к дальнейшему ухудшению, а не улучшению балансов государственных  доходов и расходов. Вместо этого  и  вопреки политическому давлению правительства стран, способные  занимать под низкий процент на  рынках капитала, должны позволить  автоматическим стабилизаторам работать, чтобы поддержать или расширить  бюджетное стимулирование даже ценой  увеличения дефицита в краткосрочной  перспективе.

Между тем, задача краткосрочной  политики для многих развивающихся  стран—не допустить, чтобы растущие и нестабильные цены на продукты питания  и сырьевые товары, а также нестабильность валютных курсов  подорвала экономический  рост и ввергла их экономики в  следующий цикл спада-подъема.

Вторая (и связанная с  первой) задача – обеспечить, чтобы дополнительные краткосрочные стимулы в странах, которые имеют для этого возможности,  были бы скоординированы и совместимы с доброкачественной корректи-ровкой глобальных дисбалансов. Европе вместо нынешней асимметричной корректировки через дефляционную политику, угнетающую деловую активность, при которой основные издержки  падают на страны-должники, рекомендуется более симметричный подход с жесткой экономией и струк-турными реформами в странах-должниках в сочетании с инфляционным стимулированием по всей зоне евро. Соединенным Штатам будет в равной степени необходимо рассмотреть такой последовательный подход. Первоочередное внимание следует уделить стимулированию спроса с целью снижения уровня безработицы, особенно за счет государственных инвестиций и программ создания рабочих мест более прямого действия. Это помогло бы домохозяйствам  освободиться от долгов и повысить потребительский спрос через  рост доходов. Инвестиции в инфраструктуру и другие структурные меры позволили бы укрепить конкурентоспособность экспорта в среднесрочной перспективе, давая время Китаю и другим азиатским странам провести свою структурную перестройку в сторону большей опоры на рост внутреннего спроса.

Достижение такой доброкачественной  корректировки глобальных дисбалансов  с ускорением восстановлением  рабочих  мест кажется осуществимым. Эксперименты с моделью глобальной (экономической) политики  Организации Объединенных Наций, отражающие ключевые меры, предложенные выше и ниже, включающие скоординированные  краткосрочные глобальные стимулы, упорядоченное решение проблемы суверенного долга и структурную политику, направленную на создание рабочих мест и устойчивое развитие показывают, что это будет беспроигрышный сценарий для всех стран, так как позволит значительно повысить рост ВВП и занятости по сравнению с базовым сценарием, сократить отношение государственного долга к ВВП и потребует лишь ограниченной корректировки валютных курсов.

Третья задача состоит  в изменении финансовой политики, и в более широком смысле – экономической политики,   с тем, чтобы усилить ее влияние на занятость и на помощь через воздействие не только на спрос, но и на структурные изменения для более устойчивого экономического роста. До сих пор пакеты стимулов в развитых странах в основном были направлены на поддержание дохода, причем на налоговые льготы приходилось более  половины всех предоставленных стимулов. Во многих развивающихся странах, таких как Аргентина, Китай и Республика Корея, напротив, инвестиции в инфраструктуру как правило, составляли большую часть стимулов, что  укрепляло возможности производства и предложения. Оптимальное сочетание поддержки спроса непосредственно—через налоговые льготы и субсидирование доходов – или косвенно, через поддержку предложения путем укрепления производственной  базы, в том числе за счет инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, может варьироваться в разных странах, но в большинстве случаев прямые расходы правительства имеют более сильный эффект на занятость.

Четвертая задача заключается  в нахождении оптимального сочетания  и взаимодействия финансовых и денежно-кредитных  стимулов при одновременном противодействии  нежелательным международным побочным эффектам в виде трений и напряженности  по поводу валютных курсов и 

нестабильных потоков  краткосрочного капитала. Это потребует  достижения соглашения на международном  уровне по объемам, скорости и времени  проведения мер по  смягчению  монетарной политики в рамках более  широких по целей по устранению глобальных дисбалансов. А это, в свою очередь, потребует более активного двустороннего  и многостороннего надзора, в  том числе и за счет более тщательной оценки побочных эффектов и системных  рисков. Кроме того, такие совместные скоординированные решения должны включать и более глубокие реформы  (международного) финансового регулирования, в том числе и для устранения рисков за пределами традиционной банковской системы. Они должны быть дополнены  более глубокими реформами глобальной системы валютных резервов, что позволит снизить зависимость от доллара  как основной резервной  валюты, в том числе за счет лучшего  объединения резервов в международном  масштабе. Кризис суверенного долга  в Европе высветил необходимость  создания значительно более сильной  и скоординированной на международном  уровне системы финансовых гарантий. Это может быть достигнуто путем  увеличения ресурсов  Международного валютного фонда (МВФ) и более  тесного взаимодействия между МВФ и региональными механизмами финансового сотрудничества (не только в Европе, но и в Азии, Африке и Латинской Америке), а также за счет повышения роли специальных прав заимствования (СДР) в предоставлении международной ликвидности.

Пятая задача состоит в  обеспечении достаточных ресурсов для развивающихся стран, особенно тех, которые обладают ограниченными  бюджетными ресурсами, но сталкиваются с большими потребностями. Эти ресурсы  будут необходимы для ускорения  прогресса на пути достижения Целей  развития тысячелетия (ЦРТ) и для  инвестиций в устойчивый и необратимый  рост, особенно для наименее развитых стран. Помимо выполнения  существующих обязательств по оказанию помощи, страны-доноры должны рассмотреть варианты устранения зависимости потоков помощи от своих деловых циклов, так чтобы исключить сокращение помощи в периоды кризисов, когда потребность в помощи в целях развития наиболее остра.

Также, одним из вариантов  стабилизации экономики страны можно  выделить меры по расширению рублевого  сегмента мирового рынка. Для этого  необходимо сделать следующее:

  1. Стимулировать переход во взаимных расчетах в СНГ на рубли и другие национальные валюты, в расчетах на ЕС – на рубли и евро, с Китаем на рубли и юани.
  2. Перейти к осуществлению расчетов в рублях за экспортируемые из России   углеводороды, металлы, химические удобрения, лес и другие сырьевые товары, а также вооружения и военную технику. При этом, при необходимости   следует предусматривать выделение стабилизационных  рублевых   кредитов   государствам-импортерам   российской   продукции   для поддержания  товарооборота.
  3. Организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом,  минеральными   удобрениями,   металлами,   другими   сырьевыми   товарами  в рублях.   Обязать   производителей   биржевых   товаров   продавать   через зарегистрированные   Правительством     России   биржи   не   менее   половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт.
  4. Номинировать в рублях цены на   экспортируемые из России газ, нефть, лес, минеральные удобрения, металлы, другие биржевые товары.
  5. Заместить инвалютные займы государственных кампаний рублевыми кредитами через государственные коммерческие банки.

 

  1. Сделать использование рублей более предпочтительным по отношению к   инвалютным операциям, повысив резервные требования к российским банкам по инвалютным активам, которые должны быть выше, чем по рублевым.
  2. Обеспечить   при   поддержке   Межгосударственного   банка   СНГ создание расчетно-платежной системы ЕврАзЭС.
  3. Обеспечить беспрепятственное осуществление валютных операций банками государств ЕврАзЭС на территории Сообщества при соблюдении норм валютного контроля.

Информация о работе Возможности использования стабилизационного фонда для устранения последствий мирового финансового кризиса