Вопросы совершенствования управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – Управление государственным долгом России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1 раскрыть понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг;
2 рассмотреть исторические аспекты формирования государственного долга и размеры внутреннего государственного долга;
3 изучить динамику роста внешнего государственного долга в последние пятнадцать лет;

Содержание

Введение
4
1
Теоретические аспекты государственного долга
6
1.1
Понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг

6
1.2
Исторические аспекты формирования государственного долга
9
1.3
Размеры внутреннего государственного долга
10
2
Управление государственным долгом в РФ
12
2.1
Рост внешнего государственного долга за 2003-2014г.г.
12
2.2
Основные страны и международные финансовые организации - кредиторы России

37
2.3
Размеры ежегодных погашений внешнего долга. Основная статья российского бюджета – погашение внешнего долга, и его давление на экономику государства


39
3
Вопросы совершенствования управления государственным долгом
41
3.1
Создание специальной структуры, занимающейся вопросами госдолга

41
3.2
Формирование единого реестра государственного долга
42
Заключение
46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

гос муниц долг 2014г.docx

— 186.71 Кб (Скачать файл)

 

Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга погосударственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. руб., что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. руб..

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах государственного внутреннего долга по государственным гарантиям более чем в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. руб., на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. руб., на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. руб. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. руб., в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. руб., в 2013 году - 331,5 млрд. руб., в 2014 году –218,3 млрд. руб..

В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.

Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.

Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства, которые включаются в общий объем государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы было определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы данные подходы не получили развития. Однако было отмечено, что «интенсивные методы применения государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки».

Счетная палата поддерживает необходимость совершенствования методов оказания государственной поддержки в форме предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по проектам, реализуемым на принципе «частно-государственного партнерства», и полагает целесообразным внедрение методов, основанных на оценке рисков.

В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долл. США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долл. США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 40,4 млрд. долл. США).

 

Таблица 8 - Динамика объема и структуры внешнего долга России за 2010-2014 г.г.

Статья

2010

факт

2011

факт

2012

факт

2013

факт

2014

план

млрд долл. США

струк-тура,%

млрд долл. США

струк-тура,%

млрд долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд долл. США

струк-тура, %

Государственный внешний долг, всего, в том числе:

40,0

100

40,4

100

48,4

100

59,4

100

69,0

100,0

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

6,9

17,1

5,7

14,1

5,2

10,7

4,6

7,9

4,1

5,9

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

32,2

80,5

29,2

72,3

34,9

72,1

40,7

68,4

46,4

67,3

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

2,4

5,5

13,6

8,3

17,2

14,1

23,7

18,5

26,8


 

Анализ динамики объема и структуры государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долл. США.

Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля долга по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.

В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.

Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2013 года –8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 14,1 млрд. долларов США, на 1 января 2015 года – 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем долга составил 0,9 млрд. долларов США, или 7,8  % утвержденного предельного объема.

Доля долга по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.

Проектами программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (приложения 38 и 39 к законопроекту) предусматривается предоставление гарантий в общем объеме 14,9 млрд. долл. США: в 2012 году – 4,5 млрд. долл. США, в 2013 году – 5,8 млрд. долл. США  и в 2014 году – 4,6 млрд. долл. США, в том числе:

  1. на поддержку экспорта промышленной продукции в 2012 и 2014 годах по 3,0 млрд. долл. США, в 2013 году – 3,5 млрд. долл. США;
  2. на осуществление инвестиционных проектов в 2012 и 2013 годах по 1,0 млрд. долларов США ежегодно, в 2014 году предоставление гарантий не предусмотрено;
  3. по проектам, реализуемым с участием МФО, в 2012 году – 0,5 млрд. долл. США, в 2013 году – 1,3 млрд. долл. США, в 2014 году – 1,6 млрд. долл. США.

Вместе с тем фактическое предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) составило в 2009 году 14,1 %, в 2010 году – 5 %.

Законопроектом предусматривается значительное снижение в 2012 – 2014 годах доли долга по кредитам правительств иностранных государств и МФО: с 10,7 % до 5,9 %, или на 4,8 процентного пункта, что обусловлено финансированием в 2012 – 2014 годах совместных с МФО проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета.

В 2012 - 2014 годах Правительство Российской Федерации должно погасить задолженность по межправительственным соглашениям с Германией (окончательный срок погашения – 2013 год) и Турцией (2012 год). Расчет долга по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 1 января 2012, 2013 и 2014 годов полностью учитывает списание задолженности, погашаемой в денежной форме.

Вместе с тем прогнозируемые верхние пределы по государственному внешнему долгу Российской Федерации в течение всего трехлетнего периода не учитывают уменьшение задолженности, погашаемой в товарной форме. Списание задолженности Минфин России предусматривает осуществлять после подтверждения кредиторами фактов ее списания. Поэтому, несмотря на планируемое финансирование товарных поставок, позволяющих рассчитаться по отдельным межправительственным соглашениям в 2012-2014 годах, по ряду стран прогнозируется сохранение задолженности.

В настоящее время имеется неурегулированная задолженность с Мальтой, Боснией и Герцеговиной, Чехией, Румынией, КНДР.

Расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2012 год предусматриваются в сумме 388,4 млрд. руб., что на 37,7 млрд. руб., или на 10,7 %, больше, чем в 2011 году. В 2014 году указанные расходы составят 579,2 млрд. руб. и превысят законодательно установленный показатель на 2011 год почти в 1,7 раза.

 

Таблица 9 - Динамика расходов по обслуживанию государственного долга (процентных расходов) в 2009 – 2014 годах

в млрд. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Процентные расходы

176,2

195,0

350,7

388,4

482,3

579,2

% ВВП

0,5

0,4

0,7

0,7

0,7

0,8

% к предыдущему году

 

110,7

179,8

110,7

124,2

120

% к 2011 году

     

110,7

137,5

165,2

доля процентных расходов в расходах федерального бюджета, %

1,8

1,9

3,2

3,1

3,5

4

расходы по обслуживанию внутреннего долга

90,2

121,7

271,3

314,1

395,8

479,4

% к предыдущему году

 

134,9

222,9

116

126,0

121,1

% к 2011 году

     

116

146

176,7

доля в процентных расходах, %

51,2

62,4

77,4

80,9

82,1

82,8

% ВВП

0,23

0,3

0,5

0,6

0,6

0,7

расходы по обслуживанию внешнего долга

86,0

73,3

79,4

74,3

86,5

99,8

% к предыдущему году

 

85,2

108,3

93,6

116,4

115,4

% к 2011 году

     

93,6

108,9

125,7

% ВВП

0,22

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

доля в процентных расходах, %

48,8

37,6

22,6

19,1

17,9

17,2


 

Анализ динамики процентных расходов показывает, что по сравнению с предыдущим годом расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в 2012 году увеличатся на 10,7 %, в 2013 году – на 24,2 %, в 2014 году – на 20 %.

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,1 % в 2012 году до 4 % в 2014 году, или на 0,9 процентного пункта.

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена в диаграмме на рисунке 2.

 


Рисунок 2 - Динамика расходов по обслуживанию государственного долга России в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах

 

За 2012 – 2014 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 449,9 млрд. руб.

Увеличение процентных расходов обусловлено прежде всего увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации.

Расходы по обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд. руб. (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. руб. (0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. руб.), образование (499,5 млрд. руб.), здравоохранение (461,8 млрд. руб.), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. руб.)

В соответствии с законопроектом государственные расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличатся на 42,8 млрд. руб., или на 15,8 %, и составят 314,1 млрд. руб., в 2013 году - на 124,5 млрд. руб., или на 45,9 %, в 2014 году  по сравнению с 2011 годом увеличатся в 1,8 раза и составят 479,4 млрд. руб. Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 80,9 % в 2012 году до 82,8 % в 2014 году.

Рост расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам.

Расчет расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6 % - 7,5 %, долгосрочным – 7,5 % - 8,5 %.

Информация о работе Вопросы совершенствования управления государственным долгом