Вопросы совершенствования управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – Управление государственным долгом России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1 раскрыть понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг;
2 рассмотреть исторические аспекты формирования государственного долга и размеры внутреннего государственного долга;
3 изучить динамику роста внешнего государственного долга в последние пятнадцать лет;

Содержание

Введение
4
1
Теоретические аспекты государственного долга
6
1.1
Понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг

6
1.2
Исторические аспекты формирования государственного долга
9
1.3
Размеры внутреннего государственного долга
10
2
Управление государственным долгом в РФ
12
2.1
Рост внешнего государственного долга за 2003-2014г.г.
12
2.2
Основные страны и международные финансовые организации - кредиторы России

37
2.3
Размеры ежегодных погашений внешнего долга. Основная статья российского бюджета – погашение внешнего долга, и его давление на экономику государства


39
3
Вопросы совершенствования управления государственным долгом
41
3.1
Создание специальной структуры, занимающейся вопросами госдолга

41
3.2
Формирование единого реестра государственного долга
42
Заключение
46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

гос муниц долг 2014г.docx

— 186.71 Кб (Скачать файл)

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах предусмотрен по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2012 году на обслуживание ОФЗ-АД предусмотрено 61,6 млрд. руб., в 2013 году – 58,2 млрд. руб., в 2014 году – 57,2 млрд. руб., на обслуживание ОФЗ-ПД - в 2012 году – 200,5 млрд. руб., в 2013 году – 281,5 млрд. руб., в 2014 году – 371,1 млрд. руб.

Прогнозируемая эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в 2012 году составит 1 843,7 млрд. руб., в 2013 году – 1 839,6 млрд. руб., в 2014 году – 1 919,4 млрд. руб. по номинальной стоимости.

В соответствии с законопроектом расходы по обслуживанию государственного внешнего долга в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшатся на 5,1 млрд. руб., или на6,4 %, и составят 74,3 млрд. руб., в 2014 году - увеличатся в 1,3 раза и составят 99,8 млрд. руб.

Рост указанных расходов обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках) до 7,0 млрд. долл. США ежегодно в 2012 – 2014 годах. Кроме того, предполагается повышение плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов иностранных государств и кредитов МФО в 2012 – 2014 годах против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2011 года: по долл. США на 1,1 процентного пункта, 2,3 процентного пункта, 3,5 процентного пункта соответственно; по евро на 1,4 процентного пункта, 2,0 процентных пункта, 2,4 процентного пункта соответственно.

Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, в 2012 году составят 71,7 млрд. руб. (2,5 млрд. долл. США), в 2013 году - 83,3 млрд. руб. (2,8 млрд. долл. США), в 2014 году – 95,8 млрд. руб. (3,1 млрд. долл. США). Указанные платежи рассчитаны исходя из ставок купонного дохода в 2012 году – 6 %, в 2013 году - 6,33 % и в 2014 году - 6 %.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться и составят в 2012 году 2,6 млрд. рублей (91,6 млн. долларов США), 2013 году – 3,2 млрд. рублей (110,1 млн. долларов США), 2014 году – 4,0 млрд. рублей (130,5 млн. долларов США) соответственно.

Расчеты Счетной палаты объема расходов по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации с учетом представленных сведений об уровнях процентных ставок, кросс-курсах и другой информации в целом совпадают с показателями, содержащимися в законопроекте.

Совокупный внешний долг Российской Федерации (далее – совокупный внешний долг), по оценке Банка России, по состоянию на 1 июля 2011 года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП).

 

Таблица 10 - Динамика совокупного внешнего долга России в 2007 – 2011 годах

(млрд. долларов США)

Показатель

01.01.08

01.01.09

01.01. 10

01.01.11

01.04.11 г.

01.07.11 г.

Совокупный внешний долг Российской Федерации

463,9

480,5

467,2

489,0

509,6

538,6

% ВВП

35,7

34

36,1

33

28

28,3

Органы государственного управления

37,4

29,5

31,3

34,5

35,4

35,1

Органы денежно-кредитного регулирования

1,9

2,8

14,6

12,1

12,5

12,8

Банки

163,7

166,3

127,2

144,2

149,1

159,0

Прочие секторы

261,0

282,0

294,1

298,2

312,6

331,7

Справочно: международные резервы Российской Федерации

478,8

426,3

439,5

479,4

502,5

524,5


 

Анализ динамики совокупного внешнего долга показывает, что совокупный внешний долг Российской Федерации увеличился за первое полугодие 2011 года на 49,6 млрд. долл. США, или на 10,2 %, и составил 538,6 млрд. руб.

При этом внешний долг органов государственного управления увеличился за 2010 год на 3,2 млрд. долл. США, или на 10,2 %, за первое полугодие 2011 года – на 0,6 млрд. долл. США, или на 1,7 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 2010 год сократился на 2,5 млрд. долл. США, или на 17,1 %, но за первое полугодие 2011 года увеличился на 0,7 млрд. руб., или на 5,8 %.

Внешняя задолженность банков за 2010 год увеличилась на 17,0 млрд. долл. США, или на 13,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 14,8 млрд. долл. США, или на 10,3 %.

Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) увеличился за 2010 год на 4,1 млрд. долл. США, или на 1,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 33,5 млрд. долл. США, или на 11,2 %.

Таким образом, рост совокупного внешнего долга Российской Федерации в 2010 году и первом полугодии 2011 года в основном обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового (прочие) секторов экономики.

Объем совокупного внешнего долга на 1 июля 2011 года превышал объем международных резервов Российской Федерации на 14,1 млрд. долл. США, или на 2,7 %, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и ФНБ  – на 133,3 млрд. долл. США, или на 32,9 %, соответственно.

Совокупный внешний долг относительно ВВП за 2010 год сократился на 3,1 процентного пункта, до 33 % ВВП, за первое полугодие 2011 год - на 4,7 процентного пункта, до 28,3 % ВВП.

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении (включает внешний долг корпораций, где доля участия органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования в капитале составляет 50 и более процентов) увеличился за 2010 год на 18,3 млрд. долл. США, или на 10,1 %, за первый квартал 2011 года – на 4,0 млрд. долл. США, или на 2 %, внешний долг частного сектора увеличился на 3,5 млрд. долл. США, или на 1,2 %, и на 16,6 млрд. долларов США, или 5,7 %, соответственно.

Около 60 % объема совокупного внешнего долга составляет внешний долг частного сектора.

Динамика совокупного внешнего долга в разрезе видов собственности приведена в диаграмме на рисунке 3.


Рисунок 3 - Динамика совокупного внешнего долга в разрезе видов собственности

 

Значительные заимствования корпоративных структур с большой долей участия государства в уставном капитале создают риски корпоративных заимствований государственного и частного секторов экономики, связанные с потенциальной возможностью рефинансирования государством обязательств по данным заимствованиям, как это было в 2009 году.

В настоящее время большинство показателей долговой нагрузки в соответствии с международными стандартами находятся на допустимом уровне.

Отношение объема совокупного внешнего долга к ВВП составило в 2010 году 33 %, в первом полугодии 2011 года – снизилось до 28,3 %, что ниже порогового значения, предлагаемого Международным валютным фондом в аналитических целях (50 %).

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень данного показателя, необходимо учитывать риски, связанные с высокой степенью волатильности национальной валюты, обусловленной существенной зависимостью российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, которые в условиях обострения кризисных явлений в мировой экономике могут привести к превышению пороговых значений соотношения объема совокупного внешнего долга к ВВП.

Значения показателя внешней долговой устойчивости «платежи по совокупному внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг» составили по данным Банка России в I квартале 2011 года 28 %, что на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное Международным валютным фондом в аналитических целях.

Соотношение объемов совокупного внешнего долга и экспорта товаров и услуг в 2010 году составило 110 %, в первом квартале 2011 года – 109 %, что ниже порогового значения (150 – 200 %).

По мнению Счетной палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с ростом совокупного внешнего долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы отмечается, что «бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований».

В целях совершенствования системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По мнению Счетной палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с ростом указанного долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

Государственный внешний долг России на 1 июля 2014 года составил 54 млрд. долл. США, что в долларовом эквиваленте на 2% меньше показателя на 1 января текущего года (55,79 млрд. долл. США). Такие данные содержатся в материалах Минфина РФ.

В частности, задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, на 1 июля2014 г. составляла 108,7 млрд. долл. США (79,8 млн. евро). Задолженность по внешним облигационным займам (еврооблигациям РФ) на отчетную дату равнялась 40 млрд. долл. США.

 

2.2 Основные страны и  международные финансовые организации - кредиторы России

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. 

МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций.

Информация о работе Вопросы совершенствования управления государственным долгом