Отток российских капиталов
из страны.
Чистый отток частного капитала
из России в 2008 году составил 129,9 миллиарда
долларов. Такую цифру обнародовал Центробанк.
При этом банковский сектор страны вывел
за рубеж за год 57,5 миллиарда долларов.
На прочие сектора экономики пришлось
72,5 миллиарда долларов.
Отток капитала из страны стал
рекордным за последние годы. Прежний
был установлен в 2000 году и составлял 24,8
миллиарда долларов. В декабре 2008 года
первый зампредседателя Центробанка Алексей
Улюкаев прогнозировал, что отток капитала
не превысит 100 миллиардов долларов.
Основной отток пришелся, по
данным ЦБ, на последний квартал прошлого
года - 130,5 миллиарда долларов. А в первом
квартале он составил 23,1 миллиарда долларов.
По прогнозам минэкономразвития,
в 2015 году отток капитала из РФ уменьшится
и составит около 90 миллиардов долларов.
2.3 - Размеры ежегодных погашений
внешнего долга. Основная
статья российского бюджета – погашение
внешнего долга, и его давление на экономику
государства
В ближайшей перспективе России
предстоит ежегодно выплачивать от 13 до
19 млрд. долл. по внешнему долгу, из них
на погашение основной суммы долга будет
приходиться порядка 8−11 млрд. долл., на
выплату процентов – от 5 до 8 млрд. долл.
Будут осуществляться как выплаты по новому
российскому долгу, не подлежащему реструктуризации
(еврооблигациям), так и платежи Парижскому
клубу. Уже в июне текущего года Россия
выплатила Парижскому клубу 13 млрд. долл.,
что равно всем доступным на сегодняшний
день средствам Стабилизационного фонда
(текущему размеру фонда за вычетом неприкосновенных
500 миллиардов рублей). По оценкам Министерства
финансов, если будут достигнуты новые
договоренности по досрочным выплатам,
общий размер внешней задолженности России
к 2010 г. может сократиться до 34 млрд. долл.
На погашение внешнего долга
уходит вся прибыль страны, так что необходимые
текущие затраты погашаются за счёт новых
кредитов; такое развитие событий часто
приводит к тому, что страны-кредиторы
вынуждены списать накопившийся долг,
так как вернуть его всё равно невозможно.
Внешняя задолженность России
оказывала негативное воздействие на
развитие национальной экономики России
по нескольким направлениям:
- усиливалась зависимость РФ
от иностранных государств, предоставлявших
кредиты, при принятии решений в области
экономической политики;
- происходило сокращение
объёма средств, которые могли
быть направлены на инвестирование,
что серьёзно ограничивало экономический
рост;
- ослаблялась мотивация
к достижению наилучших макроэкономических
показателей, которые повлекли бы
за собой требования о своевременном
погашении долга в полном объёме;
- сокращался объём средств,
которые могли быть направлены
на развитие социальной сферы,
усиливалась социальная напряженность;
- дестабилизировалась денежно-кредитная
ситуация; происходило ослабление
позиций России на мировых
рынках товаров и капиталов.
3 Вопросы совершенствования
управления государственным долгом
3.1 Создание специальной
структуры, занимающейся вопросами
госдолга
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов кредиторам
и погашению займов, изменению условий
уже выпущенных займов, определение условий
и выпуску новых государственных ценных
бумаг.
В Государственной думе еще
в 1996 г. была создана специальная комиссия
по государственному долгу и зарубежным
активам РФ. Основной формой контроля
и влияния с ее стороны на правительственную
политику в этой области является ежегодное
утверждение бюджета и его составных частей
- программ, внешних и внутренних заимствований
и предоставляемых РФ государственных
кредитов. Особое внимание Государственная
дума в соответствии с Бюджетным кодексом
стала уделять такому важнейшему показателю,
как предельный объем государственных
внешних заимствований. Лимит государственного
долга - это относительный ограничитель.
Бюджетный кодекс предусматривает возможность
его изменения путем внесения соответствующих
поправок в закон о бюджете. Но это достаточно
трудоемкий и длительный путь, требующий
веских обоснований.
Важным моментом в совершенствовании
управления внешним долгом после августа
1998 г. стало решение об обязательном законодательном
контроле над новыми внешними заимствованиями.
Этот контроль должен осуществляться
путем утверждения Государственной думой
ежегодных программ внешних заимствований
Новые нормы по управлению внешним
долгом были внесены в августе 2000 г. в Бюджетный
кодекс РФ. Они предусматривают выделение
в программе государственных внешних
заимствований РФ всех тех заимствований,
объем которых превышает 10 млн. долл. США,
и обязательств по реструктуризации долга
РФ, если их объем превышает 10 млн. долл.
США. Кодексом также предусматривается,
что договоры (соглашения) о реструктуризации
либо списании задолженности РФ иностранным
кредиторам подлежат ратификации, если
они не были включены в данную программу
на очередной финансовый год, а размер
реструктурируемого обязательства превышает
10 млн. долл.
3.2 Формирование единого реестра
государственного долга
Проблеме разработки системы
управления государственным долгом РФ
стало уделяться внимание еще во второй
половине 90 -х гг.
Так в постановлении Правительства
РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе
управления государственным долгом Российской
Федерации» отмечалось, что в целях оптимизации
расходов федерального бюджета на обслуживание
государственного долга Правительству
РФ необходимо создать в Министерстве
финансов РФ единую систему управления
государственным долгом. Этим постановлением
Минфину РФ предписывалось обеспечить
единство планирования и учета всех операций
по привлечению, погашению и обслуживанию
внешних и внутренних государственных
заимствований. Однако до сих пор такая
система не создана.
Единая система управления
государственным долгом позволила бы
сконцентрировать и обрабатывать всю
информацию, которая находится в различных
структурах (Минфине, Центральном Банке,
Внешэкономбанке и т.п.), в одном месте.
Наряду с информацией обо всех видах государственных
заимствований она должна содержать показатели:
- поступления и расходования
бюджетных средств;
- движения валютного курса;
- состояния платежного баланса;
- характеристики мирового финансового
рынка, включая его долговой сегмент;
- характеристики новых программ
международных финансовых организаций
по облегчению долгового бремени и хода
реструктуризации 6. долгов различных стран мира
и т.п.
Это позволит в режиме реального
времени отслеживать изменение любых
экономических показателей, влияющих
на способность страны платить по долгам,
а также обеспечить структуру долга и
график платежей, которые отвечали бы
возможностям страны.
Основными целями управления
государственным долгом Российской Федерации
являются:
- сохранение объема государственного
долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение стоимости обслуживания
государственного долга Российской Федерации;
- обеспечение исполнения обязательств
государства в полном объеме по как можно
более низкой стоимости на средне- и долгосрочную
перспективу.
Система управления государственным
долгом непосредственно связана с бюджетным
процессом, поскольку долговая политика
и система управления государственным
долгом непосредственно влияет на формирование
бюджетной политики. С учетом этого политика
в области управления государственным
долгом и система управления долгом являются
необходимыми условиями для формирования
обоснованной бюджетной политики и нормального
функционирования бюджетного процесса.
Упомянутая выше взаимосвязь
определяет необходимость совершенствования
и реформирования системы управления
государственным долгом как одного из
основных элементов формирования и проведения
бюджетной политики.
Достижение целей по сокращению
стоимости обслуживания государственного
долга и по сохранению объема государственного
долга на экономически безопасном уровне
возможно при выполнении системой управления
государственным долгом следующих задач:
- повышение эффективности государственных
заимствований на внутреннем и внешнем
рынках;
- дальнейшее развитие рынка
внутренних заимствований, в том числе
в связи с реформой пенсионной системы;
- оптимизация структуры государственного
долга Российской Федерации;
- сокращение рисков, связанных
с осуществлением заимствований;
- обеспечение принятия экономически
обоснованных решений в области управления
государственным долгом и государственных
заимствований;
- развитие рыночных инструментов
заимствований и инструментов управления
долгом.
Упомянутые задачи могут быть
реализованы только в случае создания
и совершенствования следующих элементов
системы управления государственным долгом:
- совершенствование правовых
основ в области управления долгом;
- создание единой и централизованной
организационной структуры и четких механизмов
управления долгом;
- создание единой системы учета
государственного долга и единой базы
данных по учету государственного долга;
- создание единой системы анализа
рисков в области управления долгом и
финансового анализа долговых операций
и заимствований;
- формирование интегрированной
и унифицированной системы стратегического
планирования в сфере системы управления
государственным долгом и оценки эффективности
заимствований;
- совершенствование механизмов
взаимодействия системы управления долгом
с системой кассового управления средствами
бюджета;
- создание системы и механизмов
взаимодействия, включая межведомственные
и внутриведомственные процедуры управления
государственным долгом, денежно-кредитной
политикой и политикой в области управления
золотовалютными резервами;
- создание системы учета в секторе
государственного управления, основанной на принципе начисления;
- внедрение интегрированной
системы по аналитическому учету федеральных,
муниципальных долговых обязательств
и заимствований негосударственного сектора
экономики.
Таким образом, система управления
государственным долгом и активами в перспективе
должна представлять собой единую систему
в методологическом, учетном и организационном
плане.
Заключение
Проблема государственного
долга является одной из основных проблем
российской экономики, оказывающей непосредственное
влияние как на темпы экономического роста
страны в целом, так и на направления финансовой
и бюджетной политики.
Причины появления государственного
долга: внешние и внутренние заимствования
для финансирования бюджетного дефицита;
капитализация процентов по ранее полученным
кредитам; недофинансирование обязательств,
принятых государством к исполнению. Теория
государственного долга неразрывно связана
с теорией государственного бюджета и
использует ряд основных бюджетных понятий,
которые являются основополагающими при
рассмотрении государственного долга.
Важнейшей задачей экономической политики
государств является поиск оптимального
решения проблем бюджетного дефицита
и государственного долга.
Государственный долг может
оказывать как отрицательное, так и положительное
влияние на экономическое развитие. Внешняя
задолженность позволяет стране осуществлять
большие совокупные затраты, чем выработанный
национальный доход, и финансировать инвестиции,
которые не обеспечиваются внутренними
поступлениями. В этом аспекте государственные
заимствования оказывают положительное
влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных
заимствований отражается в наличии (возрастании)
бюджетного дефицита, особенно в объемах,
которые являются непомерными для развития
конкретной экономики. Для отражения реальной
экономической ситуации чаще используют
относительные величины, в частности,
отношение государственного долга к объему
ВВП. Существуют различные экономические
методы, применяемые государством для
балансирования бюджета и регулирования
экономического цикла.
Система управления государственным
долгом Российской Федерации представляет
собой следующую совокупность основных
мероприятий: разработка программы заимствований
Российской Федерации на следующий год;
процедура принятия основных параметров
управления государственным долгом Российской
Федерации на очередной год; исполнение
принятой программы управления государственным
долгом в течение планового года.
В последние годы наметились
качественно новые тенденции в сфере управления
госдолгом, что обусловлено форсированным
переходом к рыночным механизмам его формирования
и обслуживания. Главные черты новых тенденций
– мобилизация ресурсов с помощью займов
и других государственных обязательств,
использование налоговой системы, активных
методов реструктуризации заимствований
и организации обслуживания долга. Система
управления госдолгом должна иметь два
режима функционирования: управление
в нормальном режиме воспроизводственного
процесса; кризисное управление в условиях
обостряющегося дефицита бюджета, спада
производства, сокращение возможностей
привлечения новых заимствований.
Госдолг представляет собой
сложное экономико-финансовое образование,
особый финансовый механизм, требующий
использования системы методов для его
регулирования.
Внешний долг – это обязательства,
возникающие в иностранной валюте. Основными
направлениями политики в сфере государственных
заимствований и управления государственным
долгом Российской Федерации на 2009–2011 годы
направлена на снижение государственного
долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного
и относительного (в процентах к ВВП) размера
государственного внешнего долга, замещение
государственных внешних заимствований
внутренними, развитие рынка государственных
ценных бумаг, использование инструментов
долговой политики для осуществления
дополнительной стерилизации излишней
денежной массы в целях снижения инфляции.