Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:49, реферат
С переходом на рыночные отношения и либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия и организации получили право выхода на международный рынок. Предприятие, планирующее выход на международный рынок, должно выбрать конкретный рынок, на котором оно сосредоточит маркетинговые усилия. Выбор международного рынка предполагает изучение трех параметров:
1) Потенциала и условий этого рынка;
2) Интенсивности используемых приемов конкуренции;
3) Целей и возможностей предприятия.
Выбор международного рынка
С переходом на рыночные отношения и либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия и организации получили право выхода на международный рынок. Предприятие, планирующее выход на международный рынок, должно выбрать конкретный рынок, на котором оно сосредоточит маркетинговые усилия. Выбор международного рынка предполагает изучение трех параметров:
1) Потенциала и условий этого рынка;
2) Интенсивности используемых
3) Целей и возможностей
Потенциал рынка определяется прежде всего его емкостью (перспективами развития, доступностью проникновения на него иностранного предприятия без чрезмерных затрат средств и времени). Основными препятствиями на пути предприятия, планирующего выход на внешний рынок, являются таможенные барьеры, нетарифные ограничения, юридические препятствия.
Вторым параметром при выборе внешних рынков является изучение интенсивности и практических приемов конкурентов. Конкуренция должна изучаться в следующих направлениях:
§ Выявление эффективно действующих конкурентов;
§ Определение структуры конкуренции, т.е. числа конкурентов и распределения их долей рынка;
§ Установление критериев конкурентоспособности
Третий параметр, учитываемый при выборе внешних рынков, связан с определением целей и возможностей предприятия. Должен быть проведен анализ фактического положения предприятия на внешнем рынке, выявляются слабые и сильные стороны его деятельности, определяются резервы предприятия, которые можно успешно использовать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Комплексное исследование зарубежного рынка состоит в анализе факторов, определяющих конъюнктуру рынка: спроса и предложения по конкретному товару, конкурентоспособности, цен, товаро- движения и пр. Это процесс идентификации рыночных проблем, сбора и обработки информации о зарубежном рынке для совершенствования принимаемых коммерческо- хозяйственных решений по созданию, движению, реализации, потреблению товарной продукции на этом рынке.
При выборе зарубежного рынка важным ориентиром для маркетологов является соблюдение таких принципов исследования, как:
1) Систематичность - исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;
2) Системность - исследования должны
охватывать весь зарубежный
3) Комплексность - с одной стороны,
включает совокупность
4) Связанность и
5) Множественность источников
6) Универсальность - исследования
могут быть проведены исходя
из любой потребности субъекта
рынка в информации для
7) Научность - точность, объективность,
обусловленность. Недостаточно объективные,
необоснованные исследования
Значимость исследований по выбору зарубежного рынка возрастает с расширением использования достижений науки с учетом эволюции общественного сознания, с усилением его социально- экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых задач осуществляется с применением различных научных приемов и методов.
Современная наука допускает разнообразие методологических подходов к комплексной оценке и выбору зарубежных рынков, а именно.
Общенаучные методы:
1) Системный анализ - рассматривает
любую зарубежную рыночную
2) Комплексный подход - предусматривает
проявление разноплановых, конкретных
рыночных ситуаций на
3) Программно- целевое планирование
- применяется при выработке и
реализации маркетинговой
Аналитико-прогностические
1) Линейное программирование - представляет
собой математический подход
при выборе из ряда
2) Экономико-математические
3) Экономико-статистические
4) Теория массового обслуживания
- применяется при выборе
5) Теория вероятности - способствует
принятию правильных решений
при выборе из возможных
6) Теория связи - помогает совершенствовать
связь (механизм обратных связей)
субъектов рынка с конкретным
зарубежным рынком, повышать эффективность
использования получаемых
7) Сетевое планирование - обеспечивает
регулирование
8) Деловые игры - позволяют моделировать
и имитировать (проигрывать) задачи
и действия как абстрактных, так
и конкретных субъектов
Методологические приемы:
1) Социология - изучает развитие
различных сфер
2) Психология - посредством анализа
мотиваций, тестов определения поведение
субъектов зарубежного рынка: потребителей,
изготовителей, продавцов, выявляя
факторы влияния на их
3) Антропология - корректирует проектирование,
изготовление, реализацию товарной
продукции с учетом
4) Экология - учитывается при изготовлении
товаров, оказании услуг, когда принимается
во внимание степень
5) Этика - проявляется в изучении
социально-культурных, технических
и эстетических проблем
6) Дизайн - используется при определении формы товарного изделия, цвета, материала продукта.
При выборе зарубежного рынка используют два основных направления исследований: кабинетное и полевое.
Кабинетное исследование
Полевое исследование включает сбор и обработку данных специально для конкретного исследования по выбору зарубежного рынка - первичную информацию. Она получается в результате собственного исследования зарубежного рынка и отличается новизной, оригинальностью сведений о товарах и потребителях, так как данные собираются в соответствии с точными целями исследования. Исследователи изучают характеристики зарубежного рынка, осуществляют замеры его потенциальных возможностей, проводят анализ распределения долей рынка между фирмами, анализируют сбыт, изучают тенденции деловой активности, товары конкурентов, исследуют политику цен, осуществляют краткосрочное и долгосрочное прогнозирование. К методам получения первичной информации относят опрос, эксперимент и наблюдение.
Предприятие не может применять все методы исследований при выборе зарубежного рынка, так как это приводит к значительным затратам материальных ресурсов. Поэтому, исходя из целей исследования по выбору зарубежного рынка, финансовых и временных возможностей, предприятие выбирает один из методов исследования или их совокупность. Как правило, с помощью кабинетных исследований собирается информация и конъюнктуре зарубежного рынка, тенденциях его развития, а с помощью полевых исследований - детализированная информация о потребителях, посредниках, производителях.
Мотивы выхода фирмы на внешний рынок
Основания для выхода фирмы на внешний рынок могут и должны рассматриваться на трех уровнях: глобальном (современные тенденции международных экономических отношений), национальном (место страны в международном разделении труда) и собственно фирменном.
На глобальном уровне важнейшей современной тенденцией является глобализация, т.е. постепенная экономическая, политическая и культурная интеграция всего мира, в сочетании с региональной интеграцией. Этот процесс оценивается по-разному разными политиками и учеными, но он объективно идет и обеспечивает условия для формирования направления внешнеэкономических связей.
Современное участие России в международной экономической деятельности (национальный уровень) обусловливается следующими факторами:
§ Переход к рыночной экономике, который неизбежно влечет за собой либерализацию всей экономической жизни, в том числе и внешней торговли;
§ Распад СССР и СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), что заставило резко пересмотреть систему традиционных связей с некоторыми странами и превратило многие традиционные внутренние связи во внешнеэкономические.
В этих условиях каждая конкретная фирма
принимает на своем, фирменном уровне