Государственная и муниципальная казна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2015 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Государственная и муниципальная казна» проявляется в условиях современной экономики финансовые и имущественные отношения играют активную роль в социально-экономических и общественно-политических процессах. В связи с этим «Государственная и муниципальная казна» существенно расширяются, а само понятие наполняется новым содержанием.
Целью курсовой работы является анализ темы «Государственная и муниципальная казна».
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определение понятия, функций государственной казны;
2. Определение функций, целей муниципальной казны.

Вложенные файлы: 1 файл

Алта́йский край.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

В настоящее время муниципальные образования являются собственниками финансовых ресурсов, других активов, не закрепленных за органами муниципальной власти, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, в совокупности составляющих муниципальную казну соответствующего правового субъекта [9].

 

В состав муниципальной казны входят муниципальные финансы, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, а именно:

а) средства бюджета муниципального образования;

б) пакеты акций (доли) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, иные ценные бумаги;

в) нежилые здания, сооружения, помещения;

г) муниципальный жилищный фонд;

д) земельные участки, другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

е) иное движимое и недвижимое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за его пределами.

Муниципальная казна образуется из имущества:

а) созданного или приобретенного за счет средств бюджета муниципального образования;

б) переданного в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную и муниципальную;

в) переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятого на законных основаниях из хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий и учреждений;

д) оставшегося после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

е) поступившего в собственность муниципального образования по другим, не противоречащим закону основаниям.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим муниципальную казну, за исключением имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Обращенные к муниципальному образованию имущественные требования удовлетворяются, прежде всего, за счет средств бюджета муниципального образования [13].

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики.

Необходимость изучения гражданско-правового статуса муниципальной казны связана с формированием всей системы муниципальной собственности в стране в силу происходящих процессов перераспределения публичной и частной собственности.

В настоящее время возрастает роль и значение местного законодательства в повышении эффективности правового регулирования порядка формирования и учета объектов муниципальной казны.

Казна муниципального образования является главной составляющей муниципальной собственности и включает в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями [11].

Институт казны в современном гражданском законодательстве Российской Федерации определен содержанием п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, средства соответствующего государственного (местного) бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, казна муниципального образования - это имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное муниципальное имущество). Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство) [10].

 

Исходя из положений ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в составе имущества казны муниципального образования можно выделить следующие категории объектов:

1) Имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (оно перечислено в ч.2-4 ст. 50 указанного закона);

2) Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) Имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования [13].

Представляется, что муниципальная политика в сфере формирования имущества муниципальной казны должна быть направлена на достижение следующих целей:

1.Увеличение доходов бюджета муниципального образования на основе эффективного управления и распоряжения казенным имуществом;

2.Оптимизация структуры муниципальной нефинансовой казны в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического развития города;

3.Вовлечение максимального количества объектов муниципальной казны в оборот;

4.Использование муниципального казенного имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования;

5.Обеспечение функционирования  муниципальных предприятий и  учреждений, содействие повышению  их конкурентоспособности [6].

Источники формирования муниципальной казны:

1.Переданное в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную (например, при разграничении собственности на землю, а для иных правоотношений порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК), соответственно оставшаяся после разграничения публичная собственность должна перейти в собственность муниципальных образований;

2.Вновь созданное или приобретенное непосредственно в муниципальную собственность за счет пополнения на законных основаниях средств бюджета муниципального образования (например, за счет поступления средств от деятельности муниципальных унитарных предприятий, размещения муниципальных ценных бумаг, за счет поступления арендных платежей по заключенным договорам, местных налогов и сборов);

3.За счет передачи объектов государственного имущества (РФ или субъектов РФ) в собственность муниципальных образований (определение по объектного состава имущества, передаваемого из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, устанавливается законами субъектов РФ и осуществляется на безвозмездной основе);

4.Переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

5.Исключенное из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и из оперативного управления муниципальных учреждений (на основании ч.2 ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

6.Оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;

7.При купле-продаже объектов движимого или недвижимого имущества за счет средств муниципального бюджета и по иным основаниям, установленным законодательством;

8.Поступившее в муниципальную собственность по другим, не противоречащим законодательству основаниям (за счет изъятия земельных участков для муниципальных нужд, реквизиции, конфискации) [7].

В главе 1. Государственная и муниципальная казна, рассмотрены 2 пункта:

Пункт 1.1 Государственная казна.

В этом пункте рассмотрены, определение казны, функции государственной казны, объекты имущества РФ, источники формирования казны, функции по управлению имуществом государственной казны РФ.

Пункт 1.2. Муниципальная казна.

В пункте 1.2описаны определение казны, виды муниципального образования, что входит в состав муниципальной казны, из чего образуется муниципальная казна, за счет чего удовлетворяются имущественные требования, объекты имущества казны муниципального образования, цели муниципальной казны, источники формирования муниципальной казны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Расчетно-аналитическая часть.

2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края.

Алтайский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован  28 сентября 1937 года. Расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Новосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Территория Алтайского края составляет 168.0 тыс.кв.км. В состав Алтайского края входят 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов, в том числе Немецкий национальный район. 

Расстояние от Барнаула до Москвы – 3419 км. 

Разница во времени с Москвой +3 часа. 

Административный центр Алтайского края – г.Барнаул, с населением 633 тыс. человек. В Алтайском крае проживают представители 110 национальностей. Национальная структура населения края выглядит следующим образом: русские – 90.9 %, немцы – 3.9 %, украинцы – 2.9 %, белорусы – 0.4 %, казахи – 0.4 %, мордва – 0.3 %, татары – 0.3 %, чуваши – 0.3 %, алтайцы – 0.1 % и др.Территория края относится к двум физическим странам – Западно–Сибирской равнине и Алтай –л  Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон – Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера  Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность,

Кулундинская равнина.

Климат Алтайского края существенно неоднородный, что обусловлено

многообразием географических условий. 

Многообразие зональных и интразональных ландшафтов Алтайского края способствует видовому разнообразию животного мира. В фауне края насчитывается более 320 видов птиц и 90 видов млекопитающих.

Здесь произрастает около 2000 видов высших сосудистых растений, что составляет две трети видового разнообразия Западной Сибири. Среди них есть представители эндемических и реликтовых видов. К особо ценным относятся: золотой корень, маралий корень, красный корень,  девясил высокий и другие. Лесной фонд занимает 26 % площади края [15].

 

Таблица 1 – Социально-экономические показатели Алтайского края.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Темп изменения 2014 г. в % к 2010г.

Площадь территории,  
тыс. км2

168,0

168,0

168,0

168,0

168,0

100

Численность населения, тыс. чел.

2 490,7

2 417,0

2 407,2

2 398,7

2 390,6

96,0

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

1064,4

1079,4

1075,6

1078,1

1075,0

101,0

Среднедушевые денежные доходы  (в месяц), руб.

9610,7

10926

12499,9

13628,9

15979

166,3

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

7040,0

8139

9765,7

11247,7

12546

178,2

Среднемесячная  
номинальная начисленная  
заработная плата работников организаций, руб.

10871,6

12050,7

13822,6

16009,7

18011

165,7

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.

669045

712242

757632

797922

870401

130,1


В динамике за 5 лет видно, что больше всего увеличились потребительские расходы на 78%, так же увеличились среднедушевые денежные доходы, среднемесячная заработная плата работников организации. Это связано с ростом доходов. Единственным показателем, который сократился, является численность населения, которая  за 5 лет снизилась на 35047 человек.

Сокращение численности населения происходит по двум причинам. Во-первых, из-за естественной убыли, то есть когда смертность превышает рождаемость.  Вторая причина – миграционный отток населения. 

Информация о работе Государственная и муниципальная казна