Государственное регулирование финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 10:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности государственной политики на финансовом рынке России до Мирового финансового кризиса и после него. В качестве объекта исследования выступает российский финансовый рынок. Предметом исследования является государственное регулирование финансового рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие «финансовый рынок», его сущность и элементы………………………………………………………………5
1.1 Характеристика и функции финансовых рынков……………….5
1.2 Виды государственного регулирования………………………..15
1.3 Органы государственного регулирования финансового рынка………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование финансовых рынков……………………………………………………………….25
2.1 Государственное регулирование кредитного рынка…………..25
2.2 Государственное регулирование валютного рынка…………...28
2.3 Государственное регулирование фондового рынка…………...31
Глава 3. Анализ эффективности государственного регулирования до и после Мирового финансового кризиса….34
3.1. Анализ эффективности государственного регулирования кредитного рынка……………………………………………………35
3.2. Анализ эффективности государственного регулирования валютного рынка…………………………………………………….38
3.3. Анализ эффективности государственного регулирования фондового рынка…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Брылев.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Функция управления рисками состоит в том, что финансовый рынок создает для экономических агентов механизмы и возможности, которые они могут использовать для управления рисками. Например: механизмы разделения, диверсификации рисков, механизмы взаимной нейтрализации рисков, а также передачи рисков финансовым посредникам. Эта функция способствует снижению финансовой неопределенности в экономике на основе оценки рисков и их перераспределения между участниками рынка.

Функция ценообразования заключается в следующем: в рыночной цене актива заложена информация, которая влияет на предпочтения инвесторов. Она создает возможность определять цены на финансовые активы и регулировать их в процессе совершения сделок. Таким образом, финансовый рынок представляет собой механизм, формирующий рыночную цену на капитал и финансовые инструменты.

Стоит отметить, что в наше время финансовый рынок осуществляет свою основную функцию – функцию финансового посредника, обеспечивающего инфраструктуру для перераспределения денежных средств и выполняющего дополнительные функции: инвестиционную, инновационную, спекулятивную, управления рисками и ценообразования.

Стоит отметить, что государство является активным участником финансового рынка, на котором правительственные структуры могут привлечь средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства являются самыми крупными заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляет путем продажи им государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

На фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, сертификаты и т.д. Все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственными ценными бумагами исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

«В зависимости от цели выпуска различают:

  1. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета. Как правило для этой цели выпускаются среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги.
  2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Для этой цели выпускаются краткосрочные ценные бумаги.
  3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов.
  4. Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга перед организациями и предприятиями. Такие виды ценных бумаг широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам.»6

Государство на фондовом рынке выступает не только крупнейшим эмитентом, аккумулирующим средства для покрытия государственных расходов, но и крупнейшим оператором фондового рынка. Уполномоченный агент правительства (как правило им выступает Центральный банк), проводит активные операции на фондовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги. За счет этого осуществляется регулирование денежной массы, находящейся в обращении. Например, когда у частных инвесторов появляются деньги, возрастает спрос на ценные бумаги и их котировки растут. В это время Центральный банк может произвести дополнительное размещение ценных бумаг, что будет очень выгодно в этих условиях. И наоборот, когда возникает дефицит средств у хозяйствующих субъектов, Центральный банк может выкупить государственные ценные бумаги за счет своих резервов.

«Проводя операции кули-продажи ценных бумаг через уполномоченного агента на открытом рынке, государство решает целый комплекс таких макроэкономических задач как:

  1. регулирование денежной массы
  2. формирование соответствующего уровня доходности
  3. регулирование темпов инфляции
  4. влияние на валютный курс
  5. обеспечение перелива капитала из одного сегмента финансового рынка в другой»7

В своей работе я бы хотел акцентировать внимание на два основных вида государственных ценных бумаг: государственные краткосрочные бескупонные облигации и облигации федерального займа, так как, на мой взгляд, они сыграли ключевую роль для бюджета Российской Федерации.

«Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации стали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочным характером обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.»8

Инвесторы получают доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения при первичном или вторичном размещении. Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица. «ГКО выпускались сроком на 3, 6 и 12 месяцев. Изначально преобладали ГКО с коротким сроком обращения – 3 и 6 месяцев, но потом эмитент – Министерство финансов РФ, изменил структуру выпускаемых ГКО в пользу более долгосрочных облигаций сроком 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 года был полностью прекращен выпуск облигаций сроком на 3 месяца. В итоге на рынке остались только 6-ти и 12-ти месячные ГКО. В связи с тем, что ГКО выпускаются на достаточно коротки срок, эмитент имеет возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых. Однако стоит отметить, что в отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные средства, Министерство финансов РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Суммы, полученной в результате размещения, не хватит, чтобы покрыть предыдущий выпуск. В таком случае недостающая для погашения сумма берется из государственного бюджета.»9

Теперь стоит рассмотреть основные субъекты рынка ГКО. Ими являются: Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ,  дилеры, инвесторы и депозитарии.

Министерство финансов РФ – это эмитент, который определяет объем выпуска облигаций и формирует начальную цену при первичном размещении ГКО.

Центральный банк РФ – это уполномоченный агент Министерства финансов РФ по размещению ГКО. Он проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие в продаже недоразмещенных выпусков и проводит операции на открытом рынке.

Дилеры – это профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые обслуживают операции с ГКО. Предварительно каждый дилер должен заключить договор с Центральным банком РФ. Дилеры осуществляют операции от своего имени, при этом они могут использовать для проведения операций как свои счета, так и счета своих клиентов. Операции за счет своих клиентов осуществляются только по предварительному соглашению.

Инвесторы – это юридические или физические лица, которые приобретают облигации на основе договора, который они заключают с дилером. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведет депозитарную деятельность. Депозитарная деятельность – это деятельность, связанная с хранением сертификатов ценных бумаг и учетом и переходом прав на ценные бумаги. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головной депозитарий – это организация, которая заключила договор с ЦБ РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их на лицевые счета, но основании сделок купли-продажи, осуществляемых дилерами. Депозитариями могут быть банки, биржи, различные инвестиционные институты.

Субдепозитарием являются дилеры,  которые ведут лицевые счета по облигациям, принадлежащим им и инвесторам, с которыми у них заключены договоры об обслуживании.

Выпуск в обращение облигаций федерального займа (ОФЗ) является продолжением развития рынка государственных ценных бумаг. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство, в свою очередь, больше заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств. Поэтому политика финансовых органов РФ была направлена на увеличение доли среднесрочных ценных бумаг на рынке. В России ОФЗ выпускались трех видов:

  1. ОФЗ с постоянным купоном
  2. ОФЗ с переменным купоном
  3. ОФЗ с постоянным купонным доходом

Выбор конкретного вида ОФЗ определялся экономической ситуацией, сложившейся в стране. При эмиссии среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг необходимо учитывать целый ряд факторов (экономическую стабильность, валютный курс, инфляцию) для наиболее эффективного достижения поставленной цели.

Эмитентом ОФЗ являлся Минфин РФ, который по согласованию с ЦБ РФ устанавливал параметры каждого выпуска ОФЗ: объем выпуска, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты купонных выплат.

Выпуск ОФЗ расширил выбор на рынке государственных ценных бумаг и стал отличным вариантом для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако ОФЗ не вытеснили с рынка ГКО, т.к. доходность по ГКО была лучшим индикатором стоимости денег и лежала в основе определения купонного дохода по ОФЗ. Эти два вида облигаций не конкурировали между собой, а наоборот, дополняли друг друга.

 

    1. Виды государственного регулирования.

 

«Государственное регулирование — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы».10 Необходимость государственного регулирования финансовых рынков всплывает из объективного присущих государству экономических функций. Рыночная экономика характеризуется экономической свободой, мобильностью ресурсов, свободным доступом к информации и конкуренции. Однако в рыночных отношениях, в том числе и рынка финансов, всегда есть ситуации, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, и ввиду этого возникает необходимость государственного регулирования этих отношений. Это касается, прежде всего, регулирования денежных отношений, организации обращения денег, ценных бумаг. Так же необходимо вмешательство государства в различные внешние процессы - валютный оборот, международные операции с ценными бумагами.

Рыночная экономика требует постоянно осуществляемой государственной антимонопольной и антиинфляционной политики. Одной из основных функций государства, которые могут поспособствовать стабилизации и улучшению экономической ситуации в стране, является постоянное совершенствование финансового и банковского законодательства.

В наше время, государственное регулирование финансового рынка является одним из наиболее оперативных инструментов развития экономики и ее регулирования. Я считаю, что для достижения наиболее позитивных результатов в экономике любое государство должно уделять достаточно внимания регулированию финансовых рынков.

Государство играет очень важную роль в экономике. Оно играет роль как управляющего, так и регулирующего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, которые наделены определенными полномочиями.

«Финансовое регулирование – это система мер, направленных на обеспечение устойчивости финансовых институтов и стабильности финансового рынка в целом, а также на ограничение рисков (валютных, кредитных, ликвидности и др.). Основными задачами финансового регулирования является создание равных конкурентных возможностей для всех участников рынка, защита интересов инвесторов и кредиторов, предотвращение мошенничества, недобросовестного поведения отдельных участников. Функции финансового регулирования возложены на специальные государственные органы – так называемые финансовые регуляторы.»11 Стоит отметить, что регулирование деятельности коммерческих банков в России осуществляет Центральный банк РФ.

В наше время стало очевидно, что основная задача финансовых регуляторов состоит в том, чтобы решать более общие задачи. К таким задачам относятся обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций. В связи с этим стало возможным выделить три основных направления финансового регулирования:

  1. Пруденциальный надзор. Основная цель такого надзора – не допустить излишне рискованные операции со стороны финансовых организаций. Пруденциальный надзор должен распространяться на организации, которые пользуются той или иной формой государственного страхования.
  2. Регулирование бизнес-поведения. Такое регулирование должно быть направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и достоверной информации.
  3. Обеспечение финансовой стабильности. Такое регулирование подразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.

Что касается государственного воздействия на финансовый рынок, то государство может воздействовать на финансовый рынок  прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством лицензирования профессиональной деятельности на рынке, установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, которые обеспечивают их исполнение.

Информация о работе Государственное регулирование финансовых рынков