Государственное регулирование финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть тенденцию и перспективы развития государственного регулирования финансов организации.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
Изучить теоретические основы финансов организации.
Провести анализ государственного регулирования финансов предприятий.
Выявить перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий.

Содержание

Введение …..3
1. Теоретические основы финансовой поддержки отраслей экономики их государственного регулирования 5
1.1 Сущность и функции финансов организаций 5
1.2 Принципы организации финансов 7
1.3 Сущность, цели и задачи государственного регулирования финансов организаций 11
2. Государственное регулирование финансов предприятий в РФ 18
2.1 Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений 18
2.2 Финансовая политика РФ 25
3. Перспективы развития государственного регулирования финансов предприятия…….. 33
Заключение 40
Список использованной литературы и источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование финансов предприятий.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Так же практике из-за низких финансовых возможностей не все организации  создают финансовые резервы, необходимые  для их финансовой устойчивости.

Объективная основа реализации принципа контроля за финансово- хозяйственной деятельностью — действие контрольной функции финансов. Финансово-хозяйственная деятельность организаций связана с формированием ее доходов и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы самой организации, ее работников, государства и всех возможных контрагентов.

Все перечисленные принципы организации финансов находятся  в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

    1. Сущность, цели и задачи государственного регулирования финансов организаций

Контроль присущ любой  управленческой деятельности. И поскольку  финансовая деятельность государства, в известной степени, относится к сфере управления финансами, то выделяют такой специфический вид контроля как финансовый контроль. Иными словами финансовый контроль, являясь составной частью контроля вообще, обладает определенной спецификой.

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в государстве контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Специфика финансового  контроля заключается в том, что он представляет собой результат наложения контрольной функции управления на контрольную функцию финансов. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией, в которой выражена одна из сторон сущности финансов как экономической категории, что придает финансовому контролю объективный характер. Форма финансового контроля устанавливается в ходе управленческой деятельности и является сознательной деятельностью людей по использованию познанных объективных законов в области финансов, что придает ему субъективный характер.

Таким образом, объективные  по своему характеру финансовые отношения, прежде чем найти свое правовое оформление преломляются в субъективной деятельности государства, т.е. государство предопределяет содержание правовых норм, регламентирующих объективные финансовые отношения.

Совокупность правовых норм, устанавливающих систему и  компетенцию субъектов контроля, а также порядок проведения финансовых проверок образуют институт финансового  контроля.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Финансовый контроль призван решать две основные задачи:

обеспечить соблюдение законности в области финансов.

обеспечить рациональное и эффективное использование  финансовых ресурсов.

Благодаря наличию второй задачи финансовый контроль отличается от надзора в области финансов, перед которым стоит только задача обеспечения законности в области финансов. Финансовый контроль вправе осуществлять только собственник в рамках своей собственности. Поэтому в зоне финансового контроля находятся:

а) все действия и операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства;

б) операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения  и организации использования финансовых ресурсов частных лиц.

При этом отношения, возникающие  в процессе использования финансовых ресурсов государства финансовыми не являются. Однако действия сторон, связанные с расходованием денежных средств государства, составляют объект финансового контроля.

Принципами финансового  контроля являются: превентивность, всеобщность, действенность, оперативность, обоснованность, достоверность, постоянность, регулярность, гласность, публичность.

Элементами финансового  контроля являются: цель контроля, субъект  контроля, объект контроля, предмет контроля, методы контроля.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов в целях обеспечения финансовой дисциплины.

Цель контроля - это  то, что определяет содержание финансового  контроля (предупреждение нарушения  финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения финансовой дисциплины).

Субъект контроля – это  лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные органы, собственник, хозяйствующий субъект).

Объект контроля –  это лицо, подвергающееся финансовому  контролю (государственный орган, хозяйствующие субъекты, физические лица).

Предмет контроля – это  материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной  деятельности (первичная бухгалтерская  документация, отчетная документация).

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями  государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

- налоги;

- способы перераспределение  доходов и ресурсов;

- ценообразование; 

- государственная предпринимательская  деятельность;

- кредитно-финансовые  механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические  методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

- ограничения; 

- запреты; 

- лимиты;

- квотирование;

- и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

- охране окружающей  среды; 

- сертификации, стандартизации, метрологии;

- социальной политике;

- внешнеэкономической  деятельности;

- деятельности естественных  государственных монополий. 

Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий  служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

Государство должно постепенно отойти от избыточного вмешательства  в дела бизнеса, что позволит четко  очертить сферу государственного регулирования  и повысить его эффективность.

Для решения этих задач  необходимо будет внести изменения  в нормативно-правовые акты по регулированию предпринимательской деятельности. Правительство РК намерено радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением соответствующей ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию.

В целях создания режима максимального благоприятствования  для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов, упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности, разработать закон о реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечивающего защиту прав кредиторов и собственников предприятий и организаций.

 

  1. Государственное регулирование финансов предприятий в РФ                    

    1. Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений

В ст. 161 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определены особенности правового положения бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ, установлено, что государственное или муниципальное  учреждение может быть бюджетным  или автономным учреждением.

Частные и бюджетные  учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Соответственно статья 161 БК РФ определяет особенности правового  положения бюджетных учреждений в части финансирования их деятельности. Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Согласно п. 1 статьи, бюджетное  учреждение осуществляет операции с  бюджетными средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Как установлено в ст. 220.1 БК РФ, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

В пункте 161 статьи также установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Согласно п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятий