Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 14:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – обоснование расходов бюджетов на финансирование социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, роль и структура расходов бюджета на финансирование социальной сферы 5
1.1. Оценка и анализ расходов в социальной сфере 5
1.2. Общий анализ эффективности бюджетных расходов в 2009-2011 гг. 9
Глава 2. Мониторинг национального проекта "Здоровье" в Российской Федерации 16
2.1. Краткая характеристика проекта "Здоровье" 16
2.2. Анализ структуры расходов на национальный проект "Здоровье" 19
2.3. Роль и место национального проекта "Здоровье" в бюджетных расходах РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность, роль и структура расходов бюджета на финансирование социальной сферы
1.1. Оценка и анализ расходов в социальной сфере
1.2. Общий анализ эффективности бюджетных расходов в 2009-2011 гг.
Глава 2. Мониторинг национального проекта "Здоровье" в Российской Федерации
2.1. Краткая характеристика проекта "Здоровье"
2.2. Анализ структуры расходов на национальный проект "Здоровье"
2.3. Роль и место национального проекта "Здоровье" в бюджетных расходах РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность темы курсовой работы. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Теме исследования расходов бюджета РФ на социальную сферы посвящены статьи периодической литературы, монографии и учебная литература. В частности, в работах таких авторов, как Баранова Л.Г., Бектенова Д.Ч., Бeляeв Ю. A. , Бoльшaкoв C. В. , Игнaтьeв Д, Нешитой А.С.
Цель курсовой работы – обоснование расходов бюджетов на финансирование социальной сферы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследовать сущность и структуру бюджетных расходов РФ;
- рассмотреть бюджетные расходы в РФ на 2009-2011 гг.;
- изучить национальный проект «Здоровье»;
- проанализировать систему расходов бюджета на финансирование национального проекта «Здоровье».
Объектом исследования является система бюджетных расходов РФ.
Предметом исследования является национальный проект «Здоровье» и система бюджетных расходов на его финансирование.
Методы исследования: эмпирический, статистический, балансовый, аналитический.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь применяется экономическая классификация
расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11)жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12)образование;
1 Здравоохранение и физическая культура;
14)культура, искусство и кинематография;
15)средства массовой информации;
16)обслуживание государственного долга;
17)финансовая помощь бюджетам других уровней;
18)целевые бюджетные фонды;
19)пополнение государственных запасов и резервов;
20)социальная политика;
21)прочие расходы.
Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.
Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных
расходов, сокращение и полное погашение задолженности
по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас
ходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных
средств;
Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.
Для сравнения отметим, что структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2009-2011 гг. (в % к общей сумме расходов) была такова:
Таблица 1. Динамика расходов федерального бюджета январь-ноябрь 2009-2011г., в %
| 2009 | 2010 | 2011 |
Государственное управление и местное самоуправление | 2,5 | 2,9 | 3,0 |
Международная деятельность | 2,2 | 1,9 | 2,2 |
Национальная оборона | 20,5 | 18,0 | 14,6 |
Правоохранительная деятельность и судебная власть | 11 | 11 | 8,9 |
Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь | 3,7 | 3,7 | 3,3 |
Социальная сфера | 13,2 | 9,0 | 22,1 |
Обслуживание государственного долга | 20,6 | 20,1 | 14,6 |
Финансовая помощь бюджетам др. уровней | 10,8 | 15,6 | 13,6 |
Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды | 15,5 | 17,8 | 17,7 |
Итого | 100 | 100 | 100 |