Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 14:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – обоснование расходов бюджетов на финансирование социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, роль и структура расходов бюджета на финансирование социальной сферы 5
1.1. Оценка и анализ расходов в социальной сфере 5
1.2. Общий анализ эффективности бюджетных расходов в 2009-2011 гг. 9
Глава 2. Мониторинг национального проекта "Здоровье" в Российской Федерации 16
2.1. Краткая характеристика проекта "Здоровье" 16
2.2. Анализ структуры расходов на национальный проект "Здоровье" 19
2.3. Роль и место национального проекта "Здоровье" в бюджетных расходах РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
На основе ПГГ формируются территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (ТПГГ). Расходы на реализацию указанных программ определяются субъектами РФ на основе Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравсоцразвития РФ и Федеральным фондом ОМС и согласованных с Минфином РФ. Обязанности по финансированию государственных гарантий распределяются между государственными внебюджетными фондами обязательного медицинского страхования (федеральным и территориальными), с одной стороны, и федеральным, региональными и местными бюджетами — с другой.
Обязательное медицинское страхование имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации — страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.
Ключевой задачей органов государственного управления и местного самоуправления в области здравоохранения является создание условий для реализации Программы государственных гарантии населению в бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию действующей сегодня системы финансирования здравоохранения, нацеленных на:
• использование финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения се социальной, медицинской и экономической эффективности;
• реализацию принципа заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинских услуг на всех ее этапах;
• рациональное использование дорогостоящих видов медицинской техники, развитие стационарозамещающих технологий;
• обеспечение выполнения целевых программ развития здравоохранения, а также использование инфраструктуры здравоохранения с применением государственных заданий и заказов, позволяющих, с одной стороны, концентрировать ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье», с другой — контролировать их эффективное и целевое использование[6].
Региональные аспекты финансового обеспечения здравоохранения являются не менее важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения — их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-
Расходы бюджетов на здравоохранение учитываются по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь[7]:
• специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
• дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий но раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также дополнительная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами;
• организация и обеспечение госсанэпидемнадзора[8].
В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающею населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:
• специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
• специализированная (по установленному перечню) медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению[9].
За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается:
• скорая медицинская помощь;
• первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов.
Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение граждан лекарственным и средствами и изделиями медицинского назначения.
Кроме того, за счет средств бюджетов в установленном порядке финансируются:
• оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в лепрозориях, трахоматозных диспансерах, центрах но борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, детских и специализированных санаториях, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах (бюро медицинской статистики), станциях переливания крови, центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, хосписах, больницах сестринского ухода;
• мероприятия по реализации федеральных, региональных и местных целевых программ, а также ведомственных целевых программ; отдельные мероприятия национального проекта «Здоровье», к примеру такие, как строительство, ремонт и оснащение оборудованием медицинских учреждений;
• научные исследования и др[10].
За счет федерального бюджета на цели здравоохранения в 2010 году было выделено 325 059 408,5 рублей. В табл. 3 приведена структура расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, свидетельствующая о том, что наибольший объем средств направляется на реализацию подраздела «Здравоохранение»[11].
Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2010 г. по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»[12]
ККод | Наименование расходов | Сумма, тыс.рублей | Удельный вес, % | |
00900 | Здравоохранение, физическая культура и спорт | 325 059 408,5 |
| |
00901 | Стационарная медицинская помощь | 172 425 440,2 | 53 | |
00902 | Амбулаторная помощь | 56 221 907,9 | 17,3 | |
00904 | Скорая медицинская помощь
| 432 500,0 | 0,13 | |
00905 | Санаторно-оздоровительная помощь | 24 969 605,8 | 7,7 | |
00908 | Физическая культура и спорт | 13 683 922,5 | 4,2 | |
00910 | Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта | 34 874 165,3 | 10,7 | |
|
|
|
|
Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 2011.[13]
В федеральном бюджете предусмотрены ассигнования на:
обеспечение деятельности около 3 тыс. федеральных учреждений здравоохранения с численностью занятых в них 342 тыс. человек;
реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».
В рамках национального проекта «Здоровье» за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы па централизованные закупки оборудования и медикаментов, в том числе для региональных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также субсидии и субвенции субъектам РФ на реализацию широкого перечня мероприятий (табл. 4)[14].
Таблица 4 – Финансирование национального проекта «Здоровье» в 2010 году за счет средств федерального бюджета
Мероприятия | Сумма, тыс. рублей | Удельный вес, % |
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2010 году | 144 410 858,7 |
|
Формирование здорового образа жизни | 820 000,0 | 0,56 |
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний | 58 381 887,0 | 40,4 |
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи | 60 067 871,7 | 41,6 |
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям | 25 041 100,0 | 17,3 |