Государственные и муниципальные расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:06, лекция

Краткое описание

ГМР – это денежные средства, предоставляемые из бюджетов, а также гос. внебюджетных фондов на безвозмездной и безвозвратной основе в целях осуществления гос. полномочий и решения вопросов местного значения.
Расходы бюджетов ОГВ и ОМС – денежные средства, предоставляемые из бюджетного фонда ОГВ и ОМС на исполнение расходных обязательств соответствующего ППО.
Расходы гос. и мун. внебюджетных фондов – денежные средства, предоставляемые из фондов денежных средств, образуемых вне бюджетов ОГВ и ОМС, на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Содержание

1. Содержание ГМР. Их содержание и состав.
2. Виды ГМР.
3. Формы ГМР.
4. Классификация расходов бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_GMR.docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

 

Государственные и муниципальные расходы

Лекция 1

1. Содержание ГМР. Их содержание  и состав.

2. Виды ГМР.

3. Формы ГМР.

4. Классификация расходов  бюджета.


    

            

 

ГМР – это денежные средства, предоставляемые из бюджетов, а также гос. внебюджетных фондов на безвозмездной и безвозвратной основе в целях осуществления гос. полномочий и решения вопросов местного значения.

Баланс:


Доходы                                      Расходы

___________________________________________________________

Поступления ИФДБ                 Выплаты, связанные с ИФДБ

 

А точнее:


               Доходы                                  Расходы

______________________________________________

                                       ИФДБ

Доходы:

- налоговые;

- неналоговые;

- БП.

 

Поступления из ИФДБ:

- бюджетные кредиты;

- кредиты.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета:

Расходы = Доходы + Поступления ИФДБ – Использование поступлений ИФДБ

Структура ГМР:

- расходы бюджетов ОГВ  и ОМС;

- расходы государственных  и муниципальных внебюджетных  фондов.

Расходы бюджетов ОГВ и ОМС – денежные средства, предоставляемые из бюджетного фонда ОГВ и ОМС на исполнение расходных обязательств соответствующего ППО.

Расходы гос. и мун. внебюджетных фондов – денежные средства, предоставляемые из фондов денежных средств, образуемых вне бюджетов ОГВ и ОМС, на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджетные ассигнования (БА) – предельный объем денежных средств, который утверждается законом (решением) о бюджете сводной бюджетной росписью в соответствующем финансовом году.

Остатки средств на счетах образуются в следствие превышения доходов и поступлений над расходами и выплатами.

Бюджетные ассигнования в РФ:

- ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг;

- ассигнования на предоставление  бюджетных инвестиций юридическим  лицам, не являющимся государственных (муниципальных) учреждений;

- ассигнования на социальное  обеспечение населения;

- ассигнования на предоставление  субсидий юридическим лицам (за  исключением государственных и  муниципальных учреждений), индивидуальным  предпринимателям;

- ассигнования на предоставление  межбюджетных трансфертов;

- ассигнования на осуществление  платежей и взносов субъектам  международного права;

- ассигнования на обслуживание  государственного (муниципального) долга;

- ассигнования на исполнение  судебных актов по искам к  ППО о возмещении вреда, причиненного  в результате незаконных действий (бездействия) ОГВ (государственных  органов), ОМС или их должностных  лиц.

Принципы БС РФ, которые лежат в основе организации ГМР:

  • принцип результативности и эффективности бюджетных средств;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • принцип разграничения доходов, расходов и ИФДБ между бюджетами БС РФ;
  • принцип сбалансированности бюджетов;
  • принцип прозрачности (открытости).

Индекс прозрачности федерального бюджета в 2012 г. – 74 из 100, к 2018 г. планируется достигнуть 84.


 

     

 

Классификации ГМР:

 - функциональная (группировка ГМР по основным направлениям деятельности ОГВ и ОМС исходя из функций государства и МО.

- экономическая (предметная) (группировка ГМР исходя из  их экономического содержания (текущие, капитальные расходы)) (в РФ с 2005 г. не используется в полном объеме; заменена на группировку расходов исходя из их влияния на величину государственных и муниципальных активов (КОСГУ));

- ведомственная (группировка  ГМР по ГРБС);

- программная (группировка  ГМР на программные (в т.ч. по целевым программам) и непрограммные).

По расходам отдельных функциональных направлений законодательством могут устанавливаться ограничения (например, стт. 111-112 БК РФ).

В РФ при утверждении бюджетных ассигнований выделяют условно утверждаемые расходы (нераспределенные в плановом периоде бюджетные ассигнования по подразделениям функциональной классификации в ведомственной структуре расходов бюджета).

Законом о бюджете устанавливается общий объем условно утверждаемых расходов (на 1 год планового периода 2,5%, на 2 год – 5%.


 

 

 

ГМР осуществляются в различных формах, которые отличаются условиями предоставления бюджетных средств. Если средства предоставляются коммерческой организации, то для них актуальны 2 формы:

- субсидия;

- поставка товаров (работ  и услуг) для государственных  и муниципальных нужд в соответствии  с государственным и муниципальным  контрактом.

Некоммерческие организации:

* государственные (муниципальные) учреждения:

 а) бюджетные и автономные  учреждения – получают разные субсидии + оплата поставки товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд;

 б) казенное учреждение  – сметное финансирование + все та же оплата поставки;

* иные НКО – субсидии + оплата государственного и муниципального  контракта.

ИП – см. коммерческие организации.

Граждане – средства предоставляются в форме социальной выплаты, субсидии им не предоставляются.

ППО – форма межбюджетных трансфертов (гранты).

Основная форма – субсидия (денежные средства, предоставляемые ОГВ и ОМС коммерческим и некоммерческим организациям, а также ИП на безвозмездной и безвозвратной основе в ходе финансового обеспечения их производственной деятельности).

Субсидии, предоставляемые организациям:

  • субсидии общего назначения – компенсационные, экспортные и субсидии организациям, реализующим товары (работы и услуги) по государственным регулируемым ценам (тарифам), субсидии государственным и муниципальным учреждениям на возмещение нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;
  • субсидии целевого назначения!!! (субсидии коммерческим организациям на возмещение определенных видов расходов, субсидии государственным и муниципальным учреждениям на иные цели).

Основными получателями целевых субсидий являются сельскохозяйственные организации.

Социальные выплаты (в некоторых государствах социальные трансферты) – денежные средства, предоставляемые гражданам отдельных категорий на безвозмездной и безвозвратной основе в ходе их социального обеспечения.

Межбюджетные трансферты (в некоторых государствах гранты) – денежные средства, предоставляемые из одного бюджета другому бюджету в целях оказания финансовой помощи и финансового обеспечения передаваемых полномочий.

Виды межбюджетных трансфертов:

- блочные (общего назначения):

 а) дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности;

 б) дотации на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности  бюджета;

 в) межбюджетная субсидия (по отдельным направлениям, «отрицательный»  трансферт).

- целевые:

 а) межбюджетная субсидия (по отдельным направлениям);

 б) субвенция.

Отрицательный трансферт – местные бюджеты предоставляют трансферты бюджету субъекта РФ:

- особенность межбюджетных  отношений в РФ;

- этот трансферт не  носит целевого характера.


 

 

 

Д/з Бюджетная классификация (с сайта МинФина)

В РФ в части расходов используется 2 классификации:

- классификация расходов;

- классификация операций  сектора государственного управления (КОСГУ).

Классификация расходов едина, она была введена взамен функциональной, экономической и ведомственной классификаций, которые применялись до 1.01.2008 г.

Классификация расходов бюджетов – группировка расходов, которая отражает направления бюджетных средств на выполнение ОГВ и ОМВ своих функций.

Классификация расходов обеспечивает:

1) единство бюджетной  системы;

2) прозрачность бюджета;

3) сопоставимость бюджетной  информации и возможность составления  консолидированного бюджета.

Структура кода классификации расходов бюджетов:

- ГРБС (1-3);

- раздел (4, 5);

- подраздел (6, 7);

- целевая статья (8-14);

- вид расхода (группа, подгруппа, элемент) (15-17);

- КОСГУ (18-20).

Выделенные пункты едины для бюджетов БС РФ.

ГРБС – ОГВ, орган управления государственными внебюджетными фондом, ОМС, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными РБС и ПБС.

В 2013 г. – 114 ГРБС ФБ, 63 ГРБС бюджета г. Москвы.

Правилами предусматривается следующее.

1. Отнесение расходов  на прикладные научные исследования, на бюджетные инвестиции, на межбюджетные  трансферты и на содержание  ОГВ и ОМС по разделам и подразделам, в соответствии с отраслевой направленностью.

2. Отнесение расходов, связанных  с использованием средств Резервных  фондов Президента и Правительства  по разделам и подразделам исходя из отраслевой принадлежности.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам утверждается в самостоятельном приложении, а также в ведомственной структуре расходов законом (решением) о бюджете.

 

 

Лекция 2

1. Расходные обязательства  ППО

2. Типы расходных обязательств


    

            

 

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором (соглашением) обязанности ППО или действующего от его имени казенного учреждения предоставлять физическому или юридическому лицу, иному ППО, субъекту международного права средства соответствующего бюджета.

Предметы ведения РФ

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ

Предметы ведения субъектов РФ

Полномочия фед. ОГВ

Полномочия ОГВ субъектов РФ

Расходные полномочия фед. ОГВ

Расходные полномочия ОГВ субъектов РФ

Расходные обязательства фед. ОГВ

Расходные обязательства субъектов РФ


Расходные полномочия – это предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом, договором (соглашением) полномочия, на исполнение которых предусматриваются бюджетные ассигнования.

Расходные обязательства РФ устанавливаются:

- ФКЗ и ФЗ;

- ФЗ «О ФБ»;

- НПА Президента РФ  и Правительства РФ;

- международными договорами, заключенными РФ или от имени  РФ;

- иными правовыми актами.

Расходные обязательства РФ – расходные обязательства, которые устанавливаются федеральными НПА, договорами (соглашениям) РФ (от имени РФ) при осуществлении федеральными ОГВ полномочий по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (не отнесенных к компетенции ОГВ субъектов РФ).

Расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются:

- законами субъектов  РФ;

- НПА высших должностных  лиц субъектов РФ;

- НПА органов исполнительной  власти субъектов РФ;

- договорами (соглашениями) субъектов РФ (от имени субъектов  РФ).

Расходные обязательства субъектов РФ – расходные обязательства, которые устанавливаются НПА субъектов РФ, договорами (соглашениями) субъектов РФ (от имени субъектов РФ) при осуществлении ОГВ субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (отнесенных к компетенции ОГВ субъектов РФ в соответствии с ФЗ №184-ФЗ).

Расходные обязательства МО устанавливаются:

- МПА;

- договорами (соглашениями), заключенными МО (от имени МО).

Расходные обязательства МО – расходные обязательства, которые устанавливаются МПА, договорами (соглашениями) МО (от имени МО) при осуществлении ОМС полномочий по вопросам местного значения.


 

 

 

В составе расходных обязательств, в зависимости от экономического содержания, различают:

- расходные обязательства (РО) по оказанию государственных (муниципальных) услуг;

- публичные нормативные  обязательства;

- РО по социальному  обеспечению граждан, не являющиеся публичными нормативными обязательствами;

- РО по осуществлению  бюджетных инвестиций;

- РО по предоставлению  субсидий организациям, за исключением  государственных (муниципальных) учреждений;

- РО по предоставлению  межбюджетных трансфертов;

- РО по осуществлению  платежей субъектам международного  права;

- РО по обслуживанию государственного (муниципального) долга;

- иные РО.

 

Лекция 3

1. Расходные обязательства  ППО

2. Реестр расходных обязательств


    

            

 

Публичные обязательства – расходные обязательства ППО перед физ. или юр. лицом, иным ППО, подлежащие исполнению в размере, установленном законом или иным НПА, или имеющие установленный законом или иным НПА порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства (ПНО) – публичные обязательства перед физ. лицом, подлежащие исполнению в денежной форме.

Информация о работе Государственные и муниципальные расходы