Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Стр.
Введение ………………………………………………………………...
3
1. Состав и структура Государственных расходов ………………….
5
2. Осуществление бюджетных расходов……….……………………..
9
2.1.Экономическое содержание системы расходов бюджета………..
9
2.2.Виды и методы предоставления средств из бюджета……………
11
3. Динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России…………………………………………………….

22
Заключение ……………………………………………………………..
27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджетной системы на здравоохранение.

Ведущие направления: 

  • обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;
  • развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
  • оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;
  • формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

Самостоятельной группой  расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам.  Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Финансирование научных  учреждений осуществляется в сметном  порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности [15].

В связи с недостатком  бюджетных ассигнований, произошел  отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации  финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала.

Приоритетными направлениями  финансирования научно-технических  и инновационных программ являются:

  • организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;
  • борьба с наиболее распространенными болезнями;
  • создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.

При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителем на конкурсной основе, творческим коллективам или группам отдельных ученых, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.

В настоящее время  происходит реформирование научной сферы в результате, которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов:  международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.

Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.

Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Р.Ф., которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов- в первую очередь определяется общий  объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).

Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных  войск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание  Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления [14].

Косвенные военные расходы  в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

  • На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
  • На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
  • На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
  • На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
  • Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Основными документами, определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов [7]. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.

В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.

Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства Р.Ф. перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства.

В соответствии с законом  долговые обязательства могут выступать  в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России

 

Как известно расходы  в социальной и политической  жизни любой страны и на любом  уровне зависят от доходов в соответствующих уровнях и областях жизни, соответственно, чем богаче страна, тем больше расходов себе она может позволить для решения разных целей, от глобальных политических до мелких социальных нужд, известно что доходы зависят от уровня заработка, например Китай на данный момент чтобы увеличить свои доходы, развивает огромными темпами свою промышленность, а также успешно реализует поиски  рынков по  сбыту своих произведенных товаров, что можно сказать о Европейских странах, Японии, Америки, и о других успешно развивающихся странах. После распада СССР наша страна потеряла огромные рынки сбыта своих товаров, как в дальнем, так и ближнем зарубежье, что непременно сказывается на ВВП страны в целом, на  доходах страны и соответственно в дальнейшем на ее расходы, которые естественно зависят от доходов. Мы все ощутили снижение расходов страны на социальные нужды, на укрепление безопасности страны, что сказалось на уменьшение сдерживания преступности, как на границах страны, так и внутри нее и т. д., снижение расходов на науку и научные разработки, и другие отрасли. С приходом к власти Путинской администрации, стал заметен более профессиональный и рациональный подход к управлению государством и экономикой. В последние годы стал заметен рост благосостояния страны и более эффективное расходование бюджетных средств, а также контроль за ними. Проанализируем основные звенья централизованных финансов на современном этапе развития. Рассмотрим основные статьи расходов и доходов федерального бюджета и основную их динамику развития за последние годы. Доходы и расходы федерального бюджета за последние годы постоянно увеличиваются, при этом федеральный бюджет 2004 г., 2005 г. (Приложение 4), 2006 г., приняты с профицитом [13].  Прирост профицита за три года составил 692, млрд.руб. Общие расходы консолидированного бюджета на 2006 год прогнозировались в сумме 6 852,2 млрд. рублей при доходах в 7 697,7 млрд. рублей [5]. Это связано с тем, что в течение  последний трех лет  в экономике страны имела место положительная динамика (Рисунок 1). Сохранился рост ВВП (в 2004 году он был запланирован в сумме 15300 млрд. руб. [3], в 2005 г.  в сумме 18720 млрд. руб. [4], объем ВВП на 2006 год в объеме 24380 млрд. рублей [5]), промышленного производства, инвестиций, розничных продаж. На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (цена на нефть марки Urals в 2006 г.  прогнозируется в размере 40 долларов за баррель)  и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности [21].

Рисунок 1:  Динамика расходов Федерального бюджета на 2004-2006 г.

 

Структура расходов федерального бюджета периода 2004 – 2006 г. включающая в себя процентные отношения представлена в Приложении 1 . Структура расходов федерального бюджета на 2005 – 2006 г.г. представлена в виде диаграммы (Приложение 2). Сравнительный анализ расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса в 2005-2006 годах представлен в Приложении 3.

 

Таблица 1 

Краткая структура расходов федерального бюджета

 периода 2004 – 2006 г.

Наименование  статей

2004г

2005г

2006г

Государственное и местное самоуправление

70,3

94,5

120,3

Судебная власть

1,06

2,1

3,6

Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

35,9

50,5

57,5

Фундаментальные исследования

1,9

2,1

2,5

Промышленность, энергетика и строительство

195,4

223

274,2

Сельское хозяйство  и рыболовство

43,9

38,4

41,5

Охрана окружающей среды

5,2

7,8

8,7

Транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика

49,8

30,9

36,5

ЖКХ

193,7

217,3

255,5

Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

4

4,7

20

Образование

225

326,3

383,5

Культура, искусство и кинематография

26,4

38,5

47

Средства массовой информации

6,4

8,8

10,2

Здравоохранение и физ. культура

163,5

225,6

264,2

Социальная  политика

114,5

145,9

185,9

Обслуживание  гос. долга

18,7

16,9

21,5

Финансовая  помощь бюджетам других уровней

2,7

0,8

0,9

Прочие расходы

50,3

53

77,6

Дорожное хозяйство

 

45,9

70,9

Расходы целевых  бюджетных фондов

136,3

162,8

156,4


 Источник: [18]

Рисунок 2: Диаграмма структуры  расходов федерального бюджета 

периода 2004 – 2006 г.

Проводя анализ данных (Таблица 1 и рисунок 2) можно сделать вывод, что в целом структура расходов (Приложение 1) федерального бюджета 2004 - 2006 г.г.  существенно не меняется. Их  таблиц видно, что наибольший удельный вес в расходах бюджета приходится на межбюджетные трансферты: в 2004 г.-  30,6%, в 2005 г. – 31,32 %, в 2006 г. – 33,42 %. Значительный удельный вес в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на национальную оборону (15,47 % в 2004 г., 17,43 %в 2005 г., 15,62 %в 2006г.). Доля затрат федерального бюджета на обслуживание государственного долга сократилась с 10,81 % в 2004 г. до 4,74 % в 2006 г.  Увеличился удельный вес расходов на здравоохранение с 1,77 % в 2004 г. до 3,41 % в 2006 г [19].

Анализируя исполнение федерального бюджета за 2004 год, следует отметить, что исполнение расходной части составило 101,36 %  при уточненном плане 2659,4 млрд. рублей исполнение составило 2695,6 млрд. рублей. Исполнение федерального бюджета по доходам составило 124,92 %, при уточненном плане 2742,8 млрд. руб., исполнение составило 3426,3 млрд. руб. В целом, исполнение федерального бюджета по основным статьям превышает 100 %, исключение составляют расходы бюджета по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга»,  исполнение бюджета здесь составило 71,23 %, (при уточненном плане 287,5 млрд. руб. выполнено  204,8 млрд. руб.).

Что касается перспективы, то правительство РФ увеличило план расходов федерального бюджета на 2007 и 2008 годы соответственно на 243 миллиарда 779,6 миллиона рублей и на 181 миллиард 218,6 миллиона рублей [7]. Соответствующие изменения в перспективный финансовый план РФ на 2006-2008 годы были одобрены на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам [25]. В том числе расходы на нацпроекты в 2007 году будут увеличены на 36 миллиардов 637,5 миллиона рублей, в 2008 году - на 38 миллиардов 323 миллиона рублей. Финансирование нацпроекта "Здоровье" в следующем году увеличивается на 16 миллиардов 298,6 миллиона рублей, в 2008 году - на 18 миллиардов 334,1 миллиона рублей. Расходы на проект "Образование" в 2007 году вырастут на 20 миллиардов 338,9 миллиона рублей, в 2008 году - на 17 миллиардов 888,9 миллиона рублей. Финансирование проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2007 году не увеличивается [25], а в 2008 году вырастет на 2,1 миллиарда рублей. Кроме того, на индексацию зарплаты бюджетников в 2007 году планируется дополнительно направить 13 миллиардов 239,4 миллиона рублей, в 2008 году - 8 миллиардов 922,5 миллиона рублей [18]. Планируется, что с 1 мая 2006 года зарплата бюджетников будет проиндексирована на 15%, с 1 октября 2006 года - на 11%, с 1 сентября 2007 года - на 15% и с 1 сентября 2008 года - на 5,5%. Также принято решение увеличить бюджетные расходы инвестиционного характера в 2007 году на 193 миллиарда 902,7 миллиона рублей, в 2008 году - на 133 миллиарда 973,1 миллиона рублей.

Информация о работе Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России