Государственные расходы, состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственных расходов,их состава и структуры.

В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:

- изучение теоретических основ государственных расходов;

- изучение их состава и структуры;

- рассмотрение системы расходов бюджета;

- рассмотрении видов и методов предоставления средств из бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Состав и структура государственных расходов………………………4

2. Осуществление бюджетных расходов………………………….…..…8

2.1. Экономическое содержание системы расходов бюджета…….….8

2.2. Виды и методы предоставления средств из бюджета……………10

3. Анализ основных направлений расходования средств из федерального бюджета…………………………………………………………………….18

Заключение…………………………………………..……………..……….

Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)
 

     Так, из таблицы 3 видно, что основная часть  расходов федерального бюджета направляется на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2009 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.

     Самая большая статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2009 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.

     Расходы на оборону — это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2009 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими — поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

     Третье  место занимают расходы на общегосударственные  вопросы — около 650 млрд рублей в 2009 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга — примерно '/3 от общих расходов по этому разделу.

     Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2007 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2008 г. они составляли 14,6%. В 2009 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.

     Правда  к 2010 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно значительные еще остались.

     Если  говорить о динамике внутреннего  долга, то за последние годы его величина существенно выросла. Так, если в  2002 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2003 г. — 372,6 млрд руб., то в 2004 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2005 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2007 г. он составил 843,2 млрд руб., в 2008 г. — 937,2 млрд руб. К концу 2009 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 143,2 млрд руб.

     Расходы на обслуживание государственного внутреннего  долга также за последние годы растут. Так, если в 2003 г. они составляли 55,0 млрд. руб., то в 2005 г. – 57,5 млрд. руб., в 2007 г. – 64,4 млрд. руб., а в 2009 г. уже 68,2 млрд. руб.

     Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию  отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2009 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.

     Расходы на образование также невелики. На протяжении последних лет они  составляют не более 4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже — не более 2—3%.

     Невелика  также доля расходов на фундаментальные  исследования — всего 1,5% расходов федерального бюджета. Это очень маленькая  цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 2006 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли 1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 2008 г. уже - 0,69% ВВП. В 2009 г. доля расходов на науку в ВВП составила всего 0,2%, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.

     Правда, следует отметить, что в 2009 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2008 г. расходы по этой статье составляли всего 9% расходов федерального бюджета, то в 2009 г. — 22%. В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.п.

     В течение каждого бюджетного года, особенно в годы текущего глобального  кризиса Правительство производит коррекцию расходов. Например, добавлено  расходов на 2009 г. 25,8 миллиарда рублей в дополнение к предыдущим увеличениям расходной части бюджета текущего года. Тем самым общая сумма расходов, которая обновляется, - 287,8 миллиарда рублей.

     Дополнительное  увеличение расходов, правда, по его  словам, произойдет за счет увеличения перераспределения расходов между 2008-м и 2009 годами: большая часть придется на перераспределение расходов инвестиционного фонда.

     Дополнительные 420 миллионов рублей выделят Владивостоку на подготовку саммита АТЭС в 2012 году. Как считает премьер Владимир Путин, "это хороший повод придать дополнительный импульс для подъема всего Дальневосточного региона". Решение о выделении дополнительных средств на проведение саммита АТЭС было принято на заседании правительственной бюджетной комиссии. "В ходе бюджетной комиссии мы договорились дополнительно проработать вопросы финансирования ряда значимых проектов", - пояснил Путин. В общем, после такого замечания вице-премьер не возражал ни по одному пункту. А расходы только увеличивались - на ускорение строительства моста через Волгу в Ульяновске (2,9 миллиарда рублей), дороги Махачкала-Ботлих в Дагестане (1 миллиард), на техническое оснащение Останкино (350 миллионов).

     Кроме того, ФГУП "Почта России" в  текущем году будет выделено 1,6 миллиарда  рублей, ФГУП "Атомфлот" - 400 миллионов рублей. Еще в 1 миллиард обойдется бюджету реконструкция набережной в Ярославле и в 2,18 миллиарда - ускорение создания библиотеки имени Ельцина.

     Таким образом, Правительство РФ должно и  может контролировать и корректировать расходование средств государственного бюджета, а также вливание и дополнительных средств по жизненно-важным приоритетным направлениям, таким как: реальная экономика, наука и на технологии, поддержка малого и среднего бизнеса, социальные проекты и другие направления.

 

Заключение

     Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической  политики. Однако не только государство  может управлять величиной и  структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

     Расходы бюджетов играют важнейшую роль в  финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства.

     Тем самым, государственные расходы  являются важным звеном финансовой системы  государства, и играют значительную роль в  экономической и политической жизни государства. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      
  1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145 – ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (с изменениями от 12.10.05 г.)
  2. Бюджетная система РФ. Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. М.: Юрайт, 2000.
  3. Куртин В.А. Актуарная оценка финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации в 2006 – 2020 годах // Аналитический вестник. 2006. №5. С.12.
  4. Петренко В.А. Совершенствование финансовых механизмов социального страхования – безотлагательная и ключевая задача государственной социальной политики // Аналитический вестник. 2005. №5. С.5.
  5. Титов С.Н. О проблеме бюджетной устойчивости Фонда социального страхования // Аналитический вестник. 2005. №5. с.40.
  6. Финансы, денежное обращение, кредит: Учеб. для вузов/Под ред. В.К. Сенчагов,  А.И. Архипов. - М.: Проспект, 2006.
  7. Финансы, денежное обращение: Учеб. для вузов/Под ред. Г.М. Колпакова. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Информация о работе Государственные расходы, состав и структура