Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Использование средств государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов РФ финансируются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).

Содержание

Введение……………………………………………………….……………………5
1. Государственные финансы……………..….………..............................................6
1.1 Понятие государственных финансов…….…………………..……………….6
1.2 Звенья государственных финансов…………….……......................................7
2. Особенности организации государственных финансов….........................9
Органы управления государственных финансов.........……………………..…9
2.2 Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления………………………………………………………….........13
Заключение………………………………………………………...............……..24
Список использованных источников……………………………….………....25

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

На местном уровне — финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.1

 

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения.

Внебюджетные фонды федерального назначения — это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Внебюджетные фонды регионального назначения — инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития.

По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются:

на экономические,

социальные,

природоохранные.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

финансируют строго целевые мероприятия,

носят автономный характер,

не нуждаются в законодательном оформлении,

обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов — это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения.

 

 

2.Особенности организации  государственных финансов

2.1. Органы управления  государственных финансов

Под термином «управление» понимают сознательное воздействие на объект с целью его развития и совершенствования. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, которое является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система (система финансов) – совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:

управлением финансами с учетом особенностей каждого их звена;

общностью функций всех финансовых учреждений;

руководством центра при активном участии нижестоящих органов управления.

Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. К конкретным методам и формам проведения финансовой политики относятся финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов. Система управления финансами представлена на рисунке. В результате действенной финансовой политики в России осуществляется перераспределение валютного внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1) Президент РФ (Администрация Президента  РФ) регламентирует деятельность  финансовой системы, подписывает  Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

2) Федеральное Собрание РФ, состоящее  их двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы, устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодек РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

3) Правительство РФ формирует  федеральный бюджет, выступает как  единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Схема 1.Система управления финансами

 

Министерство финансов РФ осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства, организует разработку федерального бюджетного плана, принимает активное участие (совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов РФ возложены также организация исполнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

В настоящее время в состав Министерства финансов РФ входят следующие основные структурные подразделения и служб:

1) бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;

2) Главное управление Федерального  казначейства, которое организует  и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением Ц расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;

3) департамент налоговых реформ;

4) департамент ценных бумаг и  финансового рынка;

5) департамент иностранных кредитов  и внешнего долга;

6) отраслевые департаменты (оборонного  комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);

7) департамент валютно-экономического  регулирования

8) федеральная налоговая служба;

9) департамент государственного  финансового контроля;

10) департамент страхового надзора;

11) ряд иных служб и структурных подразделений (например: Федеральная комиссия по ценным бумагам – ФКЦ; Федеральная служба по финансовым рынкам).

Такой орган, как Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ обладают полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.

Федеральное агентство Росимущество организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества, дивидендов).

Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым росту капитализации, инвестиций и соответственно увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка РФ является важным органом, проводящим реализацию денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата РФ, основным назначением которой является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения.

2.2.Организация государсвенных финансов на федеральном и региональном  уровнях управления.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

 

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

Таким образом, состав государственных финансов в России можно представить в следующем виде

 

 

 

Рис. 11.1. Состав государственных финансов в Российской Федерации

 

Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

 

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

 

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.

 

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

 

Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в федеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.

 

В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

 

К другим доходам федерального бюджета относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

 

Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Информация о работе Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления