Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 18:19, контрольная работа
Цель данной работы заключается в исследовании бюджетной системы Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность бюджета и бюджетной системы РФ;
- проанализировать главный государственный бюджет страны.
Введение
3
1. Теоретические аспекты бюджетной системы РФ
1.1.Понятия «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов
1.2. Сущность бюджетной системы РФ
5
5
8
2. Государственный бюджет как основной элемент экономической
политики государства
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ
12
12
2.2. Современная бюджетная система Российской Федерации
16
Заключение
22
Список использованных источников
24
И, наконец, на третьем уровне управления экономикой - на уровне органов
местного самоуправления создано большое
количество бюджетных фондов, располагающих
разными по объемам средствами, их величина
зависит от величины территории населенных
мест, количества населения и других факторов,
в то же время в своей совокупности они
предназначены для решения важнейших
задач управления социально-экономическим
развитием административно-
- муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- городских и сельских поселений. Несмотря на различие функций, выполняемых каждым уровнем власти, а также различия в масштабах аккумуляции денежных фондов, существует единство систем отношений, обусловленное единым социально-экономическим содержанием сложившегося общественно-экономического устройства и финансовой политики государства. В то же время в силу их определенной самостоятельности и автономности между уровнями бюджетов могут возникнуть противоречия.
Система отношений между бюджетами всех уровней в Российской Федерации постоянно совершенствуется.
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная система представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъектным механизмом формирования и использования совокупности бюджетных фондов различных уровней власти, с другой - непосредственно от людей, полномочных представителей представительных и исполнительных органов зависят направление, характер, степень аккумуляции и инвестирования государственных денежных средств.
Бюджетная система-понятие более емкое и содержательное по своей структуре, оно означает единый комплекс управления бюджетными отношениями, частью которого как элемент является бюджетное устройство.
Как отмечалось выше, бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, сложной подсистемой в создании материальной основы функционирования государства. Поэтому государство должно совершенствовать совокупность отношений, призванных мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития территорий, в бюджетные фонды через налоговый механизм, систему платежей, а также обеспечивать результативность бюджетных средств.
Для достижения этих целей служит «организационная» структура финансовой системы, в своей деятельности распространяющаяся и на бюджетную систему - финансовый аппарат с его знаниями, способностями, квалификационным опытом и специальные государственные учреждения.
Управление государственными финансами предполагает непосредственную организацию финансового аппарата и его воздействие через финансовый механизм на совокупность денежных отношений в целях их совершенствования. Одним из объектов управления финансами является и бюджет. Это сложный процесс, представляющий собой единство объектов управления (управляемой системы сфер (подсистем) бюджетной системы бюджета) и субъектов управления (управляющей системы финансово-бюджетного аппарата). Это сложная управленческая деятельность, сочетающая в себе работу по совершенствованию организации управления бюджетным процессом, деятельности самих субъектов управления; выбор ими наиболее эффективных методов, их количества, создание условий для рационального использования применяемых методов в управлении с совершенствованием деятельности структуры самого финансово-бюджетного аппарата.
В силу территориального аспекта бюджетных
отношений субъекты и объекты управления бюджетом, финансовые институты имеются
и на нижестоящих уровнях власти (в регионах,
административно-
В России, как и во всех экономически развитых странах, общее управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов и другим вопросам. Главными властными структурами по управлению бюджетом и налогами являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ.
Сформированная бюджетная система РФ соответствует нынешнему этапу развития государственности. Вместе с тем имеется целый ряд существенных недостатков. Совершенствование должно учитывать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем, дальнейшее взвешенное и осмысленное изучение отечественного опыта финансовых реформ, эффективных в условиях развития экономики России, использование теории и практики экономически развитых стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить, что бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Местные финансы и
2. О единстве бюджетной системы РФ. // Финансы, - 2013. № 6.
3. Бюджетный кодекс РФ – М.:БЕК – 2013. //Справочно-правовая система ГАРАНТ//
4. Бункина М.К. Макроэкономика. – М.:Феникс, 2012.
5. Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2009.
6. Врублевский О.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2010.
7. Финансы: Учебник / Под ред.В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2011.
8. www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ.
Информация о работе Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства