Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:44, отчет по практике
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В статье «Управление государственным долгом Волгоградской области» С.П.Сазонов пишет о долговой политике Волгоградской области. Чтобы создать единую систему управления государственным долгом Волгоградской области принят закон «Об управлении государственным долгом Волгоградской области». Он устанавливает порядок управления государственным долгом и классификацию долговых обязательств.
Область занимает 24 место из 81 регионов по уровню относительной кредитоспособности по финансовым и экономическим показателям по итогам 2002 г. Чтобы избежать штрафных санкций, администрация области полностью погасила долг по облигациям товарного займа. В 2001-2002 гг. погашен долг перед Госрезервом, ОАО «ЛУКОЙЛ». С 1 января 2001 г. Передана в собственность администрации федеральная ссуда в размере 162,3 млн. руб. Погашена задолженность области по товарному кредиту, которая была получена в 1995 г. в размере 376,7 млн. руб. На 1.01.2002 г. государственный долг области по централизованным кредитам уменьшился на 275,7 млн.руб., а также на сумму задолженности – 39,8 млн.руб.
Так как принятые заемщиками обязательства выполняются не всегда, предоставление государственных гарантий – большой риск для областного бюджета. Так в 2003 г. долг ОАО ВМЭЗ «Сарепта» был передан администрации области.
В настоящее время государственный долг области составляет 2486,2 млн.руб. Чтобы погасить долг область выпускает облигации. Объем займов постоянно увеличивается, что свидетельствует о стабильности областного бюджета и постоянно возрастающем спросе на региональные ценные бумаги.
С 2003 г. областные ценные бумаги стали размещаться на биржевом рынке. Объем размещения составил 500 млн.руб. Выпуск областных ценных бумаг стал одним из основных и наиболее перспективных источников привлечения дополнительных денежных средств для областного бюджета. Кредиты коммерческих банков привлекаются под процентную ставку ниже рефинансирования Центробанка. Беспроцентные ссуды из федерального бюджета выделяются на покрытие временного кассового разрыва, нужды ЖКХ, погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и пр. Чтобы регулировать пиковые финансовые нагрузки на областной бюджет, область осуществляет погашение заемных средств по графику.
Обязательства долговой политики области учитываются в составе государственной долговой книги. Ежемесячная информация, предоставляемая в Главное финансово-казначейское управление администрации области, позволяет анализировать объемы привлечения заемных средств, а также контролировать объем муниципального долга.
В процессе управления государственным долгом администрация области придерживается отношения объема государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета в пределах 50 %; отношения объема долга по гарантиям к доходам бюджета без учета финансовой помощи в пределах 10-15%; отношения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга к общим расходам бюджета до 10%.
Таким образом, единая система управления государственным долгом Волгоградской области обеспечивает соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям области по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а при возникновении потребности в заемных средствах, привлечение их на максимально выгодных для области условиях.
Дневник практики
Количество статей |
Количество выполнен-ных дней |
Использованная литература | |
Работа с законода-тельными актами |
5 |
6 |
1. Собрание законодательства РФ №22 от 30.05.05г. 2. Собрание законодательства РФ №28 от 11.07.05 г. 3. Собрание законодательства РФ №32 от 8.08. 05 г. |
Работа с периоди-ческой литературой |
10 |
15 |
1. Финансы №4, 2004 2. Финансы №5, 2004 3. Финансы №9, 2004 4. Финансы №11, 2004 5. Финансы и кредит №6(120) - 2003 6. Финансы и кредит №21(135) – 2003 7. Финансы и кредит №7(145) – 2004 8. Финансы и кредит №18(156) – 2004 9. Финансы и кредит №4(172) – 2005 |
Отчет по практике |
15 |
21 |
12 |
Список использованной литературы:
1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова – М.: «Проспект», 1999 – 496 стр.
2. Статья 2139 Постановление правительства РФ//Собрание законодательства РФ №22 от 30 мая 2005 г., стр.5676
3. Статья 2140 Постановление правительства
РФ//Собрание законодательства
4. Статья 2880 Распоряжение правительства
РФ//Собрание законодательства
5. Статья 3331 Постановление правительства РФ//Собрание законодательства РФ №32 от 8 августа 2005 г., стр.8817
6. Статья 3332 Постановление правительства
РФ//Собрание законодательства
7. А.В.Лазин, «Особенности размещения еврооблигаций»//Финансы №9, 2004 г., стр.25-28
8. В.Н.Едронова, Е.Н.Подоляко, «Анализ
еврозайма Нижегородской
9. С.П.Сазонов, «Управление государственным долгом Волгоградской области»//Финансы №4, 2004 г., стр.19-20
10. Т.С.Шагжиева, Н.В.Дырхеева «Обслуживание
государственного внутреннего
11. М.А.Иванова, А.С.Конова «Вопросы финансового контроля в системе управления государственным долгом»//Финансы и кредит №18(156) – 2004, стр.32-36
12. Э.Х.Махмутова «
13. С.В.Алперин «Сценарии
14. В.А.Гордин «Облигационные заимствования территорий: нужны ли они?»//Финансы и кредит №6(120) – 2003, стр.25-31
15. Б.А.Хейфец «Международная
16. Л.А.Муравьева «Ленд-лиз и
Управление государственным долгом играет немаловажную роль в развитии экономики страны. В России проблемам обслуживания и погашения государственного внутреннего долга уделено недостаточное внимание. И поэтому, авторы в своей статье рассмотрели содержание и соотношение понятий «обслуживание» и «погашение».
Понятие «обслуживание государственного внутреннего долга» подразумевает не только выплату доходов держателям государственных долговых обязательств, но и операции по размещению долговых обязательств РФ.
А понятие «погашение государственного внутреннего долга» входит в понятие «обслуживание государственного долга». В пункте 2 статьи 119 Бюджетного Кодекса РФ говорится, что «обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов по ним или в иной форме». Кодекс не дает четкого разграничения этих понятий.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ расходы на обслуживание государственного долга относятся к текущим расходам бюджетов и отражаются в бюджете как самостоятельная форма расходов. Расходы на погашение государственного долга покрываются за счет источников финансирования дефицита бюджета соответствующего бюджета, путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.
В 2003 г. В экономическую классификацию расходов бюджетов РФ были внесены изменения по подгруппе «Выплата процентов». По экономическому содержанию различали элементы расходов, связанных с выплатой процентов по ценным бумагам, а также расходы на обслуживание соответствующего внутреннего займа государства. Таким образом, с понятием «обслуживание» применяется понятие «выплата процентов».
Если Центральный банк РФ осуществлял функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно (т.е. необходимость оплаты услуг агента отпадала), то Сберегательный банк РФ являлся уполномоченным агентом Министерства финансов РФ. Он выполняет услуги агента по обслуживанию государственного внутреннего долга на платной основе.
В целях разграничения расходов, направляемых исключительно на выплату доходов держателям долговых обязательств государства, от других расходов, связанных с оплатой услуг агента и операций по печатанию и уничтожению ценных бумаг и других были выделены статьи «Выплата процентов» и «Обслуживание долга».
В зависимости от вида государственного внутреннего долга различают следующие формы выплаты доходов: процентные, выигрышные, дисконтные, беспроцентные и т.д.
Таким образом, «обслуживание» - это более широкое понятие и включает в себя не только выплату процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, но и расходы на оплату услуг агента по обслуживанию государственного внутреннего долга, а также расходы по печатанию и уничтожению погашенных ценных бумаг и др.
В настоящее время в рамках совершенствования системы управления государственным долгом РФ наиболее приоритетными направлениями, по мнению авторов, является оптимизация структуры внешних заимствований РФ и повышение значимости государственного финансового контроля.
Любая система управления состоит из следующих звеньев: анализа, планирования, организации учета и контроля. Самыми главными являются анализ и планирование. В процессе планирования с целью оценки обоснованности и эффективности привлечения внешних заимствований необходимо проведение предварительного контроля.
Авторы рассмотрели сложившуюся в настоящее время ситуацию с займами Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Авторы считают, что этот вопрос наиболее актуален сейчас, т.к. масштабы заимствования у МБРР и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) оказывают существенное влияние на величину выплат по государственному внешнему долгу РФ.
РФ является основным заемщиком средств МБРР. Существует ряд проблем, связанных с привлечением и использованием средств заимствований. Не раз предпринимались попытки улучшения соответствующей процедуры оценки проектов. Министерство экономического развития и торговли по поручению Правительства РФ разработало Порядок оценки эффективности инвестиционных проектов и проектов технической помощи, финансируемых за счет средств займов МБРР. Разработанный порядок предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти различных уровней. Оценке подлежит использование как заемных средств, так и средств софинансирования, а также грантов. Используется результат оценки каждого проекта с точки зрения его финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Конечной целью оценки является определение эффективности проекта. Осуществление оценки эффективности проектов позволит избежать заключения соглашений по заимствованиям на финансирование неприоритетных проектов, дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с организациями и другими недоработками проектов. Однако в настоящее время данный порядок не утвержден и поэтому он не имеет силу.
Существует мнение, что от займов МБРР РФ стоит отказаться. Авторы считают, что займы, привлекаемые от МБРР в общей структуре государственных внешних заимствований РФ нужно свести к минимуму из-за их нецелесообразности и отсутствия ориентации на развитие реального сектора экономики.
По мнению авторов, займы МБРР еще долгое время будут занимать значительную долю в структуре государственных внешних заимствований РФ. Поэтому очень важно сейчас предпринять необходимые шаги для усиления государственного финансового контроля за внешними заимствованиями, привлекаемыми от международных финансово-экономических организаций.
Положительным моментом в развитии системы управления государственным долгом, и в т.ч. развитии учета и контроля за государственными внешними заимствованиями, является издание Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Только совершенствование государственного финансового контроля за эффективностью, обоснованностью и целевым использованием внешних заимствований позволит разумно использовать Россией преимущества от вхождения в глобальную мировую экономику.
Несмотря на огромную популярность облигационных займов для привлечения дополнительных ресурсов в экономику, до сих пор нет однозначного мнения о пользе данного финансового инструмента. Займы обусловлены двумя основными причинами: либо бюджет имеет дефицит, который необходимо финансировать за счет внешних источников, либо при сбалансированном бюджете финансируются важные инвестиционные и социальные проекты и привлекаются средства именно под эти проекты. Метод финансирования растущих гос. расходов с помощью выпуска займов был широко использован в ведущих промышленно развитых странах как одно из важнейших средств регулирования экономики в послевоенные годы.
В рыночной экономике существует два принципиально различающихся источника погашения гос. долга. Первый источник – это формирование новых, более крупных займов, за счет которых производится расчет с кредиторами и формирование новых дополнительных средств для покрытия гос. расходов. Вторым источником погашения долга является прибыль, получаемая в результате успешного инвестирования аккумулируемых средств в проекты. Данный источник погашения должен преобладать в структуре заимствований органов государственной власти в любой стране мира.
Нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать гос. долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Боле того, самый большой государственный долг наблюдается у развитых стран. Эффективное управление гос. долгом в условиях стабильности политической и экономической ситуации обеспечивает паритет интересов государства, фирмы и частного лица. Поэтому стабильный гос. долг под силу лишь государству и его территориальным комплексам, которые выступают гарантией ликвидности.