Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
сформулировать новые подходы к управлению государственным долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Содержание и методы управления государственным долгом………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….26
2.3. Влияние государственного долга на финансовую политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации……32
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………36
3.1. Повышение эффективности использования заемных средств на внутреннем рынке……………………………………………………………….36
3.2. Соблюдение оптимального соотношения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации………………………………………………………….49
5. По объёму расходов на выплату государственного долга.
6. По методу определения дохода и др.3
Наиболее распространённой является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.
Ещё одним признаком классификации государственного долга являются уровни государственной власти. В соответствии с этим признаком различают государственный долг центрального правительства и долг субъектов Российской Федерации. Сумма долгов центрального правительства и субъектов Российской Федерации называется общегосударственным долгом. В зарубежной практике в общегосударственный долг включаются также долги местных органов власти и государственных предприятий. В экономической литературе не всегда разделяются понятия общегосударственного долга и долга центрального правительства, иногда эти понятия идентифицируют, что вызывает сложности при анализе показателей государственного долга в динамике и их сравнении.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1-5 лет) и долгосрочными (от 5-30 лет). От сроков действия долговых обязательств следует отличать сроки их погашения (возврата), которые определяются конкретными условиями займа. В Бюджетном кодексе предусматривается недопустимость изменения выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
По характеру выплачиваемого дохода различают выигрышные и процентные займы, займы с нулевым купоном.
По объёму расходов на
выплату государственного долга
различают капитальный и
По методу определения дохода различают два вида долговых обязательств: с твёрдо установленным и плавающим доходом.
Государственный долг порождает косвенные и вторичные эффекты. Суть этих эффектов состоит в следующем.
1.2. Содержание и методы управления государственным долгом
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается в следующем:
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести (рис. 1):
Рис. 1. Методы рефинансирования государственного долга
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация —
это перепродажа облигаций
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. Несмотря на то, что управление государственным долгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.
Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны государственного долга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное его отсутствие – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране. На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, последняя является составной частью социально-экономической политики государства.
1.3. Социально-экономические
последствия государственного
Рассмотрим роль государственного долга в экономике страны. В частности, автором проведена граница между фискальной и регулирующей ролью долга. Если налоговых доходов недостаточно для финансирования государственных расходов, нацеленных на обеспечение общественными благами, и для финансирования возникшего бюджетного дефицита эмитируется государственный долг, то в этом случае реализуется фискальная роль государственного долга. Регулирующая роль государственного долга заключается в том, что при помощи механизма государственного долга можно регулировать денежное обращение и деловую активность в стране. В данном случае государственный долг используется в качестве инструмента макроэкономической политики.
Во-первых, в арсенале инструментов макроэкономической политики имеется и такой, как дефицитное финансирование в периоды спада, то есть бюджетный дефицит создается для целей стимулирования совокупного спроса в экономике. И этот дефицит может финансироваться займами; государственный долг в данном случае является в определенном смысле предварительным условием благополучного экономического развития. Безусловно, в этом качестве государственный долг должен применяться в определенных пределах, иначе возникнет опасность неуправляемого роста долга.
Во-вторых, в современном мире все больше возрастает роль государственного долга как регулятора денежного обращения. Бумаги госдолга являются инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка. При покупке или продаже Центральным банком государственных облигаций происходит оперативное сужение или расширение портфеля государственных бумаг, принадлежащих Центральному банку, за счет увеличения или уменьшения резервных счетов коммерческих банков. Изменение резервной базы немедленно фиксируется в новом значении рыночного процента. Таким образом, посредством государственного долга регулируется банковский кредит и денежная система, а в конечном счете - экономика в целом.
В-третьих, любое цивилизованное государство, эмитируя государственный долг, должно учитывать интересы своих кредиторов. Так, для того, чтобы был спрос на государственные ценные бумаги, они должны быть достаточно привлекательными. Одной из привлекательных черт государственных облигаций является их надежность, а для обеспечения надежности государственных облигаций правительство должно обеспечить стабильную доходную базу бюджета в целом. Стабилизация доходной базы бюджета в долговременном аспекте осуществляется путем поощрения предпринимательства, создания благоприятного предпринимательского климата на стимулирующей политике налогообложения. Таким образом, государственные обязательства могут оказывать стимулирующее воздействие на деловую активность в стране, способствовать обеспечению доходной базы государственного бюджета.
В-четвертых, мировая практика свидетельствует о том, что процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным долговым обязательствам, то есть государственные ценные бумаги дают определенную оценку эффективности заемных средств. Снижение процентных ставок по государственным ценным бумагам среди прочих факторов может вызвать снижение процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным облигациям. Таким образом, удешевляется кредит и поощряется предпринимательство. При повышении процентных ставок происходит обратное. Как видим, посредством изменения процентных ставок по государственным ценным бумагам можно оказывать регулирующее воздействие на экономику.
Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия