Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
сформулировать новые подходы к управлению государственным долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Содержание и методы управления государственным долгом………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….26
2.3. Влияние государственного долга на финансовую политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации……32
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………36
3.1. Повышение эффективности использования заемных средств на внутреннем рынке……………………………………………………………….36
3.2. Соблюдение оптимального соотношения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации………………………………………………………….49
Обязательства федеральных органов управления выросли до 32,2 млрд. долларов США. Основной формой наращивания федеральной задолженности в 2010 году являлись новые облигационные займы, доля которых в структуре суверенного долга возросла до 77,8%.
Таблица 2
Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации
(по состоянию на конец периода)7
Годы / Показатели |
Коэффициент |
Коэффициент" Внешний долг/ЭТУ", % |
Коэффициент |
Коэффициент |
Коэффициент |
Внешний долг на душу населения, |
2004 год |
36 |
105 |
1 488 | |||
2005 год |
34 |
96 |
10 |
29 |
235 |
1 801 |
2006 год |
32 |
94 |
10 |
30 |
307 |
2 202 |
2007 год |
36 |
118 |
12 |
39 |
308 |
3 267 |
2008 год |
29 |
92 |
9 |
29 |
280 |
3 386 |
2009 год |
38 |
135 |
11 |
38 |
333 |
3 268 |
2010 год |
33 |
110 |
9 |
29 |
372 |
3 421 |
март 2011 года |
33 |
109 |
8 |
28 |
383 |
3 567 |
июнь 2011 года |
33 |
106 |
8 |
27 |
381 |
3 771 |
Справочно: | ||||||
Пороговые значения коэффициентов* |
30 - 40 - 50 |
100 - 150 - 200 |
— |
15 - 20 - 25 |
— |
— |
Пороговые значения коэффициентов** |
50 |
130 - 220 |
20 |
25 |
не менее 100 |
— |
* Пороговые значения,
предлагаемые Международным
** Пороговые значения, предлагаемые Счетной палатой РФ в аналитических целях. Бюллетень Счетной палаты РФ № 9 (81), 2004 год.
Удельный вес второй по значимости категории федеральной задолженности — кредитов международных финансовых организаций (далее - МФО) — равнялся 9,8%.
Проведенный анализ отчетов и обобщение результатов проверок использования средств отдельных займов МФО, осуществленных Счетной палатой Российской Федерации за 1992 - 2011 годы, позволил систематизировать факторы, снижающие эффективность использования займов МФО (рис. 6).8
Новый российский долг занимал превалирующее место в структуре суверенного долга (91,0%), на заимствования, принятые на себя РФ в качестве правопреемницы бывшего СССР, приходилось 9,0%.
Рис. 6. Факторы, снижающие эффективность использования займов МФО
Обязательства субъектов Российской Федерации на 1.01.2011 выросли до 2,4 млрд. долларов США. Это максимальный уровень с 1999 года. Весь прирост задолженности приходился на региональные ценные бумаги в российских рублях, приобретенные нерезидентами.
В 2010 году задолженность органов денежно-кредитного регулирования снизилась на 2,6 млрд. долларов США и на 1.01.2011 составила 12,0 млрд. долларов США. Почти неизменной осталась задолженность по наличным рублям у нерезидентов.
После существенного
сокращения в 2009 году внешние обязательства российск
За счет опережающего роста пассивов банков их доля в общем объеме внешнего долга увеличилась до 29,5%.
Удельный вес задолженности про
Наращивание привлечения преимущественно краткосрочных займов, прежде всего в банковском секторе, обусловило снижение доли "длинных" заимствований до 87,6%, удельный вес задолженности со сроком погашения менее 1 года соответственно увеличился до 12,4%. Объем краткосрочного и долгосрочного долга составил 60,5 и 428,2 млрд. долларов США соответственно.
В валютной структуре внешнего долга удельный вес задолженности, номинированной в российских рублях, вырос до 19,5%, в том числе за счет расширения спектра операций нерезидентов на российском рынке. Доля обязательств в иностранной валюте соответственно снизилась до 80,5%. На 1.01.2011 рублевый и валютный компонент составил 95,5 и 393,1 млрд. долларов США соответственно.
На 1.01.2011г. задолженность Российской Федерации не считалась критичной в соответствии с международно-признанными критериями: отношение внешнего долга к ВВП составило 33,1% (на начало 2010 года — 37,9%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП — 2,3% (2,5%).
2.3. Влияние
государственного долга на фина
для Российской Федерации
Финансовые отношения
по формированию и обслуживанию государственного
долга так или иначе
· органов государственной власти;
· юридических и физических лиц;
· иностранных правительств;
· международных финансовых организаций.
Они оказывают влияние на состояние:
· государственных финансов;
· денежного обращения;
· инвестиционного климата;
· структуру потребления;
· развитие международного сотрудничества ;
· многие другие элементы социально-экономической жизни общества.
Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.
Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.
В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:9
1. Они являются в
основном неинфляционным
2. Правительственные
структуры посредством предоста
3. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными. Поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.
4. При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.
5. Взаимные долговые
обязательства разных стран
Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что
1. При чрезмерном развитии
рынка государственного долга
правительство ограничивает
2. Чрезмерное увлечение
государства заемными
3. Если государство,
увлекающееся заимствованиями,
4. Наконец, мобилизуемые
с помощью государственных
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
3.1. Повышение
эффективности использования
Проблема государственного долга относится к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства. Процессы формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают существенное воздействие на развитие системы государственных финансов, объем инвестиций и сбережений, денежную массу, процентные ставки и многие другие макроэкономические параметры. В современных условиях важным фактором, оказывающим воздействие на состояние рынка государственных долговых обязательств, являются доверие кредиторов к проводимой в стране экономической политике. Опыт развитых стран свидетельствует, что использование государственного долга позволяет правительству решать следующие задачи:
Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия