Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
сформулировать новые подходы к управлению государственным долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Содержание и методы управления государственным долгом………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….26
2.3. Влияние государственного долга на финансовую политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации……32
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………36
3.1. Повышение эффективности использования заемных средств на внутреннем рынке……………………………………………………………….36
3.2. Соблюдение оптимального соотношения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации………………………………………………………….49
*по данным CIA по резервному покрытию за 2009 год
Резервное покрытие государственных долгов у основных должников оставляет желать лучшего. Исходя из этих данных, в случае необходимости за счет резервов по долгам смогут расплатиться далеко не все страны. Только у Китая хватит средств для погашения обязательств без объявления дефолта или привлечения новых кредитных ресурсов. Российская экономика в этом отношении стабильна - средств золотовалютных резервов хватит и на погашение чистого государственного долга.
Рассмотрим положение в развитых странах по состоянию государственного долга. По различным прогнозам, даже с учетом наметившейся тенденции к восстановлению американской экономики ее дефицит не вернет к предкризисному уровню и к 2020 г. (рис. 7).
Рис.7. США: государственный долг и федеральный бюджет (% к ВВП)
Столь же настораживающей выглядит оценка перспектив для большинства развитых экономик. При этом на ближайший год в ряде случаев приходится значительная сумма платежей по долгу (рис. 8).11
Рис.8. Государственный долг разных стран (% к ВВП)
Основным должником являются США, что делает для них решение проблемы финансирования крайне актуальным. Притекающие ресурсы из государств с избытком накопления среди прочего оказывают понижательное воздействие на процентные ставки (которые в целом остаются в США на достаточно низком уровне в течение ряда лет). Это уменьшает доходность операций для участников финансового рынка, которые вынуждены, во-первых, обращать внимание на более доходные и, как следствие, более рискованные инструменты, а во-вторых, использовать рычаги, неоправданно раздувающие их балансы, что увеличивает кредитное плечо, делая их менее устойчивыми и увеличивая риск сжатия в целом. Важно иметь в виду также то обстоятельство, что высокий левередж финансового сектора отмечается наряду с масштабным размером долга государственного и частного секторов. Причем в 2000-е гг. его размер существенно возрос (рис. 9).
*Без учета АВS. С учетом АВS отношение общего долга к ВВП в 2009 г. составит 350 - 360%.
Источники: рассчитано по данным Банка России, Минфина, Казначейства России, Росстата, Наver Analytics, McKinsey Global Institute.
Рис. 9. Отношение долга к ВВП, %
Следует учитывать, что проблемы раздувания балансов, равно как в принципе неправильное поведение на рынке, были важными причинами, обострившими кризис. Эти проблемы не только не решены, но попытки смягчить их остроту привели к формированию новых дополнительных рисков, что делает ситуацию крайне неустойчивой не только в долгосрочном, но и среднесрочном плане, сохраняя риск новых обострений в будущем. В свою очередь, уменьшение кредитного плеча финансовых институтов будет сопряжено с сокращением их активных операций, что, как следствие, может усилить риски экономического спада.
Таким образом, рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы государственного долга позволяет сделать вывод, что преодоление кризисных явлений в системе государственных финансов и создание предпосылок для устойчивого экономического роста невозможно без выработки единой концепции управления государственным долгом, основанной на активном использовании международного опыта и отражающей современное состояние российской экономики.
Долговая стратегия должна учитывать не только финансовые возможности бюджета по обслуживанию и погашению долга, которые во многом зависят от уровня цен на сырьевые товары, но и высокие риски, связанные с колебаниями курса доллара к евро на мировых финансовых рынках. При разработке такой стратегии необходим комплексный подход, позволяющий решить задачи, связанные с текущим обслуживанием государственного долга, дальнейшим снижением долговой нагрузки на экономику, повышением эффективности использования заемных средств, а также оптимизацией структуры долга.
Совершенствование системы управления государственным долгом включает в себя следующие актуальные для современного состояния российской экономики направления:
- более эффективному
управлению государственным
- необходима
постоянная работа, направленная
на повышение кредитного
- стабилизация
ситуации на рынке
- решение задачи
эффективного управления
- увеличение
внутреннего долга может
- доходность государственных облигаций должна находиться в разумных пределах, т.е. ставки на рынке государственных обязательств не должны превышать размеры, при которых возможно нормальное развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Чрезмерный государственный долг ведет к отвлечению средств инвесторов от кредитования реального сектора российской экономики. Основными ориентирами при определении приемлемой для государства доходности по размещаемым облигациям являются темпы экономического роста и стоимость обслуживания накопленного государственного долга. Реальные ставки доходности по размещенным государственным облигациям должны находиться в пределах 2-5% в зависимости от срока обращения облигации;
- обеспечение
непрерывности процесса
- управление структурой
долга должно быть направлено
на формирование графика
3.2. Соблюдение оптимального соотношения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2011 годах представлена в таблице 6. Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 год на 1528 млрд.руб. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2011 году по сравнению с 2009 годом.
Таблица 6
Структура государственного долга РФ
Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.
За 2011 – 2013 годы государственный внутренний долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга (табл. 7).
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
Таблица 7
Структура государственного внутреннего долга РФ на перспективу
Показатели |
на 01.01.2012 г. проект |
на 01.01.2013 г. проект |
на 01.01.2014 г. проект | |||
млрд.руб. |
структура, % |
млрд.руб. |
структура, % |
млрд.руб. |
структура, % | |
Государственный внутренний долг, всего |
5148,4 |
100 |
6976,4 |
100 |
8826,3 |
100 |
в том числе: |
||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
4076,7 |
79,2 |
5621,1 |
80,6 |
7147,5 |
81 |
государственные гарантии |
1064,8 |
20,7 |
1355,3 |
19,4 |
1678,8 |
19 |
прочая задолженность |
6,9 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
Таким образом, в 2011 – 2013 гг. предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям РФ: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга РФ, или 2,7 % ВВП.
Мировой финансовый кризис, остро сказавшийся на российской экономике, вновь привлек особое внимание к проблеме эффективного управления государственным долгом России, прежде всего его внешней составляющей. Российская долговая политика была проблемной областью все 1990-е годы, но особенно усугубил ее положение кризис 1998 г. Внутренний долг в июне 1998 г. составлял около 450 млрд. руб., или 75 млрд. долл. по докризисному курсу. Максимальная глубина внешнего долга в 159 млрд. долл. была достигнута в конце 1999 г. В отличие от внутреннего долга, с которым достаточно легко удалось «расправиться» с помощью дефолта по основным рублевым обязательствам государства и обвальной девальвации национальной валюты, внешняя задолженность потребовала существенных политических и дипломатических усилий и решение проблем с ней было связано с определенными моральными издержками.
Резкая активизация долговой политики, а также благоприятная внешняя конъюнктура способствовали досрочному погашению значительной части внешнего долга, который к концу 2008 г. уменьшился до 40 млрд. долл. Внутренний долг хотя и вырос, опередив в 2007 г. внешний, но в количественном выражении – почти 1,5 трлн. руб. (примерно 51 млрд. долл.) на конец 2008 г. представлял вполне «удобоваримую» для бюджета величину (рис. 10). Если в 2000 г. отношение государственного долга к ВВП составляло 61,3% (53,7% – внешний долг и 7,6% – внутренний), то в 2008 г. оно снизилось до 8,5% (3,9 и 4,6% соответственно).
Рис.10. Соотношение внешнего и внутреннего долга РФ (на начало года), %12
Удачные решения в долговой политике, прежде всего в управлении внешним долгом, не означают, что в этой сфере не были допущены определенные просчеты. Так, на наш взгляд, слабо использовались операции buy back, а также своповые операции, для которых часто привлекались сомнительные посредники, получившие крупные «комиссионные». Досрочные выплаты по внешнему долгу начались с самых «дешевых» кредитов МВФ. Решение же о досрочном погашении долга перед Парижским клубом запоздало на 2-3 года, и это погашение было проведено не единовременно, а поэтапно, завершившись, когда финансовое положение России стало наилучшим со времени обретения ею независимости, что привело к существенному увеличению общей массы реструктурированного долга. Счетная палата в этот период неоднократно выявляла недостатки в учете госдолга. Однако эти просчеты в целом не носили стратегического характера и привели лишь к дополнительным, но не критичным для прежнего уровня бюджетных доходов затратам на обслуживание долга.
Вместе с тем в тот период был серьезно ослаблен контроль за корпоративной задолженностью, бурный рост которой стал одной из острейших проблем второй половины 2008 г. Ухудшение внешней конъюнктуры для основных российских экспортных товаров и уменьшение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, с одной стороны, и необходимость выполнения взятых ранее социальных и некоторых других финансовых обязательств – с другой, привели к составлению бюджета на 2010 г. с первичным дефицитом. Одним из главных источников его покрытия, как это принято в мировой практике, наряду со средствами резервных фондов должны стать финансовые заимствования, в том числе на международных рынках.
Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия