Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:57, реферат
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".
V. Одной из задач регулирующих
органов должно стать
В июле 2003 г. вступил в
действие ряд новых нормативных
докумен-тов, в соответствии с которыми
предусмотрено возрождение
Развитие в 2003-2005 гг. системы
страхования и
В 2004-2005 гг. необходимо снизить
барьеры для выхода розничных
инвесторов на рынок государственного
долга, прежде всего за счет создания
системы прямог8о
Таким образом, задачами на 2004-2005 гг. на рынке государственного долга являются:
- проведение мероприятий
по ограничению влияния на
ликвидность рынка и
- создание системы
- оптимизация структуры
государственного внутреннего
- увеличение объема торгуемого
государственного внутреннего
- достижение к 1 января
2006 года структуры инвесторов
на рынке государственного
С 2002 г. начался процесс
значительного увеличения объемов
средств, напрвляе6мых на выплату
отдельным категориям граждан РФ
предварительной компенсации
Успешно проходила реализация
Государственной программы
Всего в 2000-2003 гг. на погашение государственных долговых товарных обязательств были направлены средства федерального бюджета в сумме 3540.8 млн. рублей.
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ
Система управления государственным
внешним долгом РФ базируется на достижении
долговой устойчивости, исключающей
возможности возникновения
По состоянию на 1 января 2003 года объем государственного внешнего долга РФ составил 122,1 млрд.долларов США. По предварительным оценкам к началу 2005 года его объем может составить 113,6 млрд. долларов США.
В настоящее время Россия преодолела последствия финансового кри-зиса 1998 года, существенно сократив бремя государственного долга. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.
Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.
Успешная реализация положений
Долговой стратегии Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (до 2005
г.) в сочетании с благоприятной
внешнеэкономической
Несмотря на повышение
уровня суверенного кредитного рейтинга
России и улучшение условий
К другим существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:
- исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;
- несовершенство
- ограничение возможности
рефинансирования
- неравномерный характер
погашения внешнего долга,
- неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований.
Специфика формирования внешнего
долга России обусловливает особенности
его структуры. Прежде всего, речь идет
о преобладании в структуре долга
нерыночных долговых инструментов и
обязательств. Более 42% внешних обязательств
приходится на соглашения по долгу
бывшего СССР со странами — членами
Парижского клуба, другими странами
- официальными кредиторами. Кроме того,
порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют
собой неурегулированные
В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:
1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
2. расширение объемов внешних заимствований на цели рефинан-сирования внешнего долга;
3. активное управление внешней задолженностью с целью сокра-щения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 гг.;
4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;
5. проведение сбалансированной политики в области внешних за-имствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной ре-путации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2005 году.
Представляется целесообразным в короткие сроки завершить урегулирование долга бывшего СССР путем погашения обязательств по этому долгу перед Парижским клубом кредиторов и трансформации этого долга в инструменты, позволяющие осуществлять гибкое управление им (конверсия, выкуп).
Со странами, не являющимися
членами Парижского клуба, основным
инструментом управления задолженностью
должны стать операции по ускоренному
погашению долга путем прямого
выкупа долговых требований со значительным
дисконтом, определяемым исходя из чистой
приведенной стоимости долга. В
ряде случаев для продвижения
на рынки этих стран военной техники
и высокотехнологической
Политика управления задолженностью
РФ перед правительствами
1. формирование необходимой институциональной и нормативной среды для обеспечения своевременной эффективной реализации проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих заимствований;
2. установление объемов, форм и направлений привлечения кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности финансирования за счет этих средств работы по следующим направлениям:
- финансирование крупных
проектов в области
- осуществление
- осуществление долгосрочных социальных программ.
3. расширение круга международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории РФ, включая активизацию сотрудничества с Европейским инвестиционным банком;
4. расширение сотрудничества с международными банками развития в плане более активного и масштабного использования финансовых инструментов, не предусматривающих существенных государственных гарантий.
Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться на посте-пенном сокращении задолженности перед этой организацией.
Модификация заемной политики предполагает привлечение внешних финансовых ресурсов в форме облигационных займов.
С целью улучшения условий
осуществления внешних