Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. История развития государственного внешнего долга России
2. Общее понятие о государственном долге
3. Классификация государственного долга
4. Государственный внешний долг
5. Рынок государственного долга
6. Управление государственным долгом
7. Проблема внешней задолженности России
8. Участие России в международных организациях
9. Социально-экономические последствия государственного долга
II. Практическая часть
III. Законодательная часть
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Бюджетная классификация Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кур.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

2010              102,8              19,7              83,1              21,3              7,8              13,5

2011              101,1              19,3              81,8              20,0              7,3              12,7

2012              99,7              19,0              80,7              19,7              7,2              12,5

2013              98,8              18,8              80,0              19,5              7,1              12,4

2014              98,5              18,7              79,9              19,4              7,1              12,4

2015              97,6              18,4              79,2              19,2              7,0              12,2

 

 

 

Теперь выясним, что будет, если российская экономика на определенном участке прогнозного пути все же споткнется. Ответ на этот вопрос дает депрессионный сценарий (табл. 6).

 

Таблица 6. Результаты расчетов по депрессионному сценарию, %Годы             

Отношение

 

госдолга

 

к ВВП, всего              В том числе             

Доля расходов по

 

обслуживанию

 

госдолга в ВВП, всего              В том числе

Внутреннего              Внешнего              Внутреннего              Внешнего

2001              115,8              23,4              92,4              32,5              16,6              15,9

2002              113,6              22,9              90,7              27,3              11,6              15,7

2003              112,4              22,6              89,8              26,7              11,2              15,5

2004              110,4              22,1              88,4              26,2              11,0              15,2

2005              119,2              23,7              95,5              27,3              11,4              15,9

2006              128,3              25,3              103,0              28,3              12,0              16,3

2007              138,4              27,0              111,4              30,4              12,8              17,6

2008              137,2              26,6              110,6              30,7              12,8              17,9

2009              137,1              26,4              110,7              28,3              10,4              17,9

2010              135,6              26,0              109,6              27,9              10,2              17,7

2011              134,2              25,6              108,5              26,4              9,7              16,7

2012              133,1              25,4              107,8              26,2              9,6              16,6

2013              132,7              25,2              107,5              26,0              9,5              16,5

2014              133,1              25,2              107,9              26,1              9,5              16,6

2015              132,5              25,0              107,5              25,9              9,4              16,5

 

 

Как оказывается, последствия такого кратковременного сбоя будут катастрофичными. В первый же плохой год (2005 г.) все долговые характеристики резко ухудшаются. При этом следует отметить, что особенно интересно ведет себя именно внешний долг. Так, после трех неблагополучных лет (2005-2007) доля внешнего долга начинает убывать, но уже через год, в 2009г., снова возрастает. После этого она опять убывает, но в довольно отдаленном 2014 г. происходит очередной скачок ее роста с последующим спадом. Таким образом, динамика внешнего долга обладает своего рода эффектом последействия. Это означает, что любые просчеты и ошибки в экономической политике и сбои в развитии резко ухудшают ситуацию в сфере внешнего долга.

 

Полученные результаты высвечивают иллюзорность надежд на спокойное решение долговых проблем. Для выхода на устойчивую траекторию сокращения долгового бремени необходимо, чтобы на протяжении хотя бы 15 лет соблюдались необыкновенно благоприятные экономические условия. Если такие условия будут хоть немного нарушены, например, необходимостью перестройки хозяйства с временным замедлением экономического роста, то все позитивные достижения предыдущего и последующего периодов будут просто сметены негативными последствиями короткой депрессии.

 

Рецессионный сценарий дает еще более удручающие результаты (табл. 7). Все особенности долговой динамики остаются такими же, как и в депрессионном сценарии, усугубляется лишь масштаб негативных эффектов. Практически все проблемы нагромождаются по каналу внешней задолженности. Доля государственного долга в ВВП по сравнению с 2000 г. увеличивается на 23,1%, что уже само по себе серьезное бремя для экономики. Все это лишний раз подтверждает, что Россия не имеет права оступаться на протяжении грядущих 15 лет, если не хочет попасть в еще более безнадежное положение [7, с.65].

 

Таблица 7. Результаты расчетов по рецессионному сценарию, %Годы             

Отношение

 

госдолга

 

к ВВП, всего              В том числе             

Доля расходов по

 

Обслуживанию госдолга в ВВП, всего              В том числе

Внутреннего              Внешнего              Внутреннего              Внешнего

2001              115,8              23,4              92,4              32,5              16,6              15,9

2002              113,6              22,9              90,7              27,3              11,6              15,7

2003              112,4              22,6              89,8              26,7              11,2              15,5

2004              110,0              22,1              88,4              26,2              11,0              15,2

2005              121,0              24,1              97,0              27,7              11,6              16,2

2006              133,6              26,3              107,3              29,5              12,5              17,0

2007              144,1              28,1              116,0              31,7              13,3              18,4

2008              143,0              27,7              115,3              32,0              13,3              18,7

2009              143,0              27,5              115,5              29,5              10,8              18,7

2010              141,6              27,1              114,4              29,1              10,7              18,5

2011              140,2              26,8              113,4              27,6              10,1              17,5

2012              139,2              26,5              112,7              27,3              10,0              17,3

2013              138,8              26,4              112,5              27,2              9,9              17,3

2014              139,4              26,4              113,0              27,3              9,9              17,4

2015              138,9              26,2              112,7              27,2              9,9              17,3

 

 

Следующий, нейтральный, сценарий воспроизводит ситуацию, когда темпы роста экономики чуть-чуть возрастают, но бюджетная сбалансированность нарушается. В этом случае ситуация с государственным долгом ухудшается еще больше, нежели в предыдущем сценарии, причем только внешний долг дает увеличение долгового бремени страны на 57,5% (табл. 8). Такой ход событий представляется совершенно недопустимым [7,с.66].

 

Наконец, последний, эмиссионный, сценарий позволяет выяснить возможности денежно-кредитного рычага государственного регулирования для ослабления давления на долговые инструменты (табл. 9). В данном случае предполагается, что бюджетный дефицит наполовину погашается за счет новых заимствований, а наполовину – за счет кредитов ЦБР правительству, которые в следующем году списываются и тем самым принимают форму чистой денежно-кредитной эмиссии.

 

На первый взгляд, кажется, что такой подход должен серьезно помочь сокращению государственного долга. Однако расчеты показывают, что рост долга, хотя и замедляется, но незначительно. Относительная экономия внутреннего долга по сравнению с нейтральным сценарием составляет 2,3%, а внешнего – 8,8%. Конечно, и такой выигрыш нельзя сбрасывать со счетов, но принципиально ситуацию он не меняет.

 

 

Таблица 8. Результаты расчетов по нейтральному сценарию, %Годы             

Отношение

 

госдолга

 

к ВВП, всего              В том числе             

Доля расходов по

 

Обслуживанию госдолга в ВВП, всего              В том числе

Внутреннего              Внешнего              Внутреннего              Внешнего

2001              117,1              23,8              93,3              35,3              19,2              16,1

2002              116,4              23,6              92,8              30,4              14,5              15,9

2003              118,9              24,1              94,8              30,5              14,6              15,9

2004              123,7              25,1              98,6              31,5              15,1              16,4

2005              128,7              26,1              102,6              32,8              15,7              17,1

2006              133,9              27,1              106,8              33,2              16,3              16,9

2007              139,3              28,2              111,1              34,5              16,9              17,6

2008              144,9              29,4              115,6              35,9              17,6              18,3

2009              150,8              30,5              120,3              34,6              15,6              19,0

2010              156,9              31,8              125,1              36,0              16,2              19,8

2011              163,2              33,0              130,2              36,5              16,8              19,7

2012              169,8              34,4              135,4              38,0              17,5              20,5

2013              176,6              35,7              140,9              39,5              18,2              21,3

2014              183,8              37,2              146,6              41,1              18,9              22,2

2015              191,2              38,7              152,5              42,8              18,7              23,1

 

 

Таблица 9. Результаты расчетов по эмиссионному сценарию, %Годы             

Отношение

 

госдолга

 

к ВВП, всего              В том числе             

Доля расходов по

 

обслуживанию

 

госдолга в ВВП,

 

всего              В том числе

Внутреннего              Внешнего              Внутреннего              Внешнего

2001              117,1              23,8              93,3              35,3              19,2              16,1

2002              116,2              23,6              92,6              30,4              14,5              15,9

2003              118,2              24,0              94,2              30,5              14,6              15,9

2004              122,3              24,8              97,5              31,3              15,0              16,3

2005              126,6              25,7              100,9              32,4              15,5              16,9

2006              131,0              26,6              104,5              32,6              16,0              16,6

2007              135,7              27,5              108,2              33,8              16,6              17,2

2008              140,5              28,5              112,0              35,0              17,2              17,8

2009              145,5              29,5              116,0              33,5              15,1              18,4

2010              150,7              30,5              120,2              34,7              15,6              19,1

2011              156,2              31,6              124,6              35,1              16,2              18,9

2012              161,8              32,7              129,1              36,4              16,8              19,6

2013              167,7              33,9              133,8              37,7              17,4              20,3

2014              173,8              35,2              138,7              39,0              18,0              21,0

2015              180,2              36,4              143,7              40,4              18,6              21,8

 

 

Предлагаемые сценарные расчеты позволяют сделать несколько выводов.

 

Во-первых, даже заложенные Министерством финансов РФ высокие темпы роста отечественной экономики не позволят в ближайшие 15 лет кардинально снизить долговое бремя страны. Для реализации этого сценария необходима очень высокая стабильность всех макроэкономических показателей. В противном случае, если экономика сорвется хотя бы на 2-3 года в режим рецессии или депрессии, все 15 лет пойдут насмарку и ситуация может выйти из-под контроля.

 

Во-вторых, для постепенного снижения долгового бремени важно придерживаться очень жесткой бюджетной политики. Развитие инфляционных тенденций только усугубит проблему погашения и обслуживания внутренних и внешних займов.

 

В-третьих, в сложившихся условиях, чтобы ускорить преодоление долгового кризиса, нецелесообразно прибегать к помощи денежно-кредитной эмиссии, ибо это не сулит большого выигрыша по долговой линии, но повышает вероятность срыва экономики в режим более высокой инфляции и более вялого экономического роста [7, с.68].

 

Необходимо остановиться еще на одной проблеме. Дело в том, что в настоящее время даже в правительственных кругах нет единой позиции по поводу того, следует ли России добиваться реструктуризации и списания части своего внешнего долга. Известно, что сторонником списания долга является премьер-министр М. Касьянов. О нецелесообразности списания части российских внешних долгов говорят зарубежные аналитики.

 

Для ответа на этот дискуссионный вопрос была рассмотрена ситуация списания части долга применительно к классическому сценарию. Допустим, что правительству удастся списать примерно 1/3 внешнего долга страны. Результаты расчетов показали, что в этом случае, когда суммарное долговое бремя в 2000 г. будет составлять 70%, к 2016 г. можно ожидать снижения этой величины до 36,5%, из которых 31,7% приходятся на внешний долг. Причем доля внешнего долга в ВВП уже в 2005 г. упадет до 48%, что ниже ее порогового значения (50%). Это означает, что при списании указанной суммы задолженности Россия за 15 лет способна относительно легко вывернуться из долговой ловушки.

Информация о работе Государственный долг РФ