Государственный долг, как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...4
2. Понятие, виды и структура государственного долга Российской
Федерации. Размер современной внутренней и внешней задолженности России……7
3. Задачи, методы и проблемы управления государственным долгом ……………...12
4.Взаимоотношения РФ с международными финансово-кредитными организациями. Проблемы и перспективы сокращения государственного внешнего долга Российской Федерации ……………………………………………………………………………….16
5. Заключение ….………………………………………………………………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 


 


3

 

 

 

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………………………...4

2. Понятие, виды и структура государственного долга Российской

Федерации. Размер современной внутренней и внешней задолженности России……7

3. Задачи, методы и проблемы управления государственным  долгом ……………...12

4.Взаимоотношения РФ с международными финансово-кредитными организациями. Проблемы и перспективы сокращения государственного внешнего долга Российской Федерации ……………………………………………………………………………….16

5. Заключение ….………………………………………………………………………...24

6. Список литературы……………………………………………………………………

7.Приложения…………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время экономика многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в бюджет наряду с налогами стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.

В последние годы внимание к проблематике государственного долга, которое проявляют экономическая общественность, органы власти, участники рынка государственных долговых обязательств, позволяет с полным основанием говорить об актуальности вопросов, связанных с управлением государственным долгом.

Вместе с тем, финансовые отношения, возникающие в связи с существованием государственного долга, затрагивают интересы государства во всех областях и сферах, так как они влияют на состояние государственного бюджета, денежно-

кредитную политику, инвестиционный климат. Роль государственного долга в развитии государства, таким образом, чрезвычайно велика. При умелом использовании такой финансовой категории как государственный долг можно добиться серьезных успехов от экономических реформ и обойтись без глобальных финансовых потрясений.

Несомненно, в настоящее время работа по управлению государственным долгом актуальна для нашей страны. Достаточно вспомнить события августа 1998 года, когда Россия испытала на себе последствия сразу нескольких кризисов: фискального, валютного и долгового. Крайне негативных последствий долгового кризиса, явившегося своего рода детонатором событий, можно было бы избежать, проводя систематическую работу в области управления государственным долгом, что также указывает на необходимость комплексного изучения данной проблемы с целью повышения эффективности проводимой долговой политики в России. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель данной работы - раскрыть содержание государственного долга как экономической категории;  причины и последствия для экономического развития государства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

а) ознакомиться с нормативной и законодательной базой, определяющей понятие, виды и структуру государственного долга Российской Федерации;

б) рассмотреть размер современной внутренней и внешней задолженности России;

в) рассмотреть задачи, методы и проблемы управления государственным  долгом;

в) исследовать взаимоотношения Российской Федерации с международными финансово-кредитными организациями;

г) определить проблемы и перспективы сокращения государственного внешнего долга.

Объектом исследования является государственный долг, современное состояние и проблемы управления им.

В первом вопросе было изучено понятие, виды и структура государственного долга в Российской Федерации, описан размер современной внутренней и внешней задолженности России.

Во втором вопросе рассмотрены задачи, методы и проблемы управления государственным  долгом.

В третьем вопросе исследованы взаимоотношения Российской Федерации с международными финансово-кредитными организациями, определены проблемы и перспективы сокращения государственного внешнего долга Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РАЗМЕР  СОВРЕМЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ

 

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию государственного долга.

Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в главе 14, статье 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну [1, cт.97].

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться  они должны в российской валюте.

Экономическое определение: государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

Государственный долг как экономическая категория - это система отношений между органами государственного управления и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами по поводу формирования и погашения задолженности.

Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим  и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, по которым наступил срок платежа [4, с.128].

Статьей 98 Бюджетного кодекса определена структура государственного долга Российской Федерации, как группировка долговых обязательств Российской Федерации  по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств (см. схему 1).

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

    • кредиты, привлеченные, от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций;
    • государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
    • бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
    • иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет включительно). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Схема 1

 

│                                  Формы государственного долга                          │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┘

              ┌──────────────────┬─────────┼────────────┬──────────┐

┌─────────────┴──────────────┐   │ ┌───────┴───────┐    │ ┌────────┴───────┐

│    Кредитные соглашения    │   │ │               │    │ │    Договоры    │

│        и договоры РФ       │   │ │Государственные│    │ │о предоставлении│

│с кредитными организациями, │   │ │     займы     │    │ │государственных │

│ иностранными государствами │   │ │               │    │ │   гарантий РФ  │

│и международными финансовыми│   │ └───────────────┘    │ └────────────────┘

│        организациями       │ ┌─┴───────────────────┐ ┌┴───────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │Договоры и соглашения│ │    Соглашения и договоры РФ    │

                               │о получении бюджетных│ │о  пролонгации и реструктуризации│

                               │кредитов от бюджетов │ │    долговых обязательств РФ    │

                               │   других уровней    │ │            прошлых лет         │

                               └─────────────────────┘  └────────────────────────────────┘

 

Схема 1. Формы государственного долга РФ

 

 

 

 

Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость постоянного обращения к системе государственного заимствования, безусловно, является одним из самых характерных фактов в истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим материалом доказывают, что практически все государства с древних времен прибегали к услугам и помощи кредита и, что в их истории слишком часто встречались такие моменты, когда единственным выходом из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме.

Внутренний государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем объеме государственной задолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей государственной задолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

Информация о работе Государственный долг, как экономическая категория