Диаграммы 1(данные
на 01.04.2007г.)
Удельный
вес отдельных купюр в общем количестве
банкнот
Удельный
вес отдельных монет в общем количестве
монет
Казначейские
билеты – бумажные деньги,
выпускаемые непосредственно государством
– Министерством финансов или специальным
государственным финансовым органом –
для покрытия бюджетного дефицита. В отличие
от банковских билетов казначейские билеты
никогда не обеспечивались драгоценными
металлами и не подлежали размену на золото
или серебро. После отмены золотого стандарта
разница между казначейскими и банковскими
билетами практически стерлась.
Разменная
монета – слиток металла,
имеющий установленное законом весовое
содержание и форму.
4. Эмиссионная система – законодательно
установленный порядок выпуска и обращения
неразменных на золото кредитных и бумажных
денежных знаков. За Центральным банком
Российской Федерации закреплено исключительное
право осуществлять эмиссию наличных
денег, организацию их обращения и изъятия
из обращения на территории Российской
Федерации. Закон разделил полномочия
Правительства РФ и ЦБ в области изготовления
денежных знаков. Центральный банк несет
ответственность лишь за планирование
объемов их производства. В целях организации
наличного денежного обращения на него
возложены следующие функции [2, c. 23]:
-прогнозирование и
организация производства банкнот и металлических
монет;
-создание резервных
фондов банкнот и монет;
-определение правил
хранения, перевозки и инкассации наличных
денег;
-установление признаков
платежности денежных знаков и порядка
замены и уничтожения денежных знаков;
-утверждение правил
ведения кассовых операций для кредитных
организаций.
Совет директоров Банка России принимает
решение о выпуске в обращение новых банкнот
и монет и об изъятии старых, утверждает
номиналы и образцы новых денежных знаков.
При этом описание новых денежных знаков
публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам направляется
в Правительство РФ в порядке предварительного
информирования. Коммерческие банки также
участвуют в эмиссионном процессе. Они
выпускают безналичные деньги в процессе
кредитования, а при погашении ссуды происходит
изъятие денег из оборота.
5. Денежное регулирование представляет собой
комплекс мер государственного воздействия
по достижению соответствия количества
денег объективным потребностям экономического
развития. Для упорядочивания денежного
обращения Центральный Банк применяет
следующие инструменты денежно - кредитного
регулирования:
- ставки учетного процента
(дисконтную политику);
- нормы обязательных
резервов кредитных учреждений;
- операции на открытом
рынке;
- регламентацию экономических
нормативов для кредитных учреждений и др.
6. Порядок прогнозного
планирования денежного оборота. Такой
порядок включает систему прогнозных
планов денежного оборота; органы, составляющие
эти планы; совокупность показателей,
определяемых с помощью этих планов; задачи,
решаемые с помощью каждого плана.
7. Порядок установления
валютного курса, или котировка валют.
Это означает отношение валюты данной
страны, выраженной в валютах других стран,
например, 1 долл. = 5100 руб. До перестройки
в России использовался порядок установления
валютного курса, исходя из золотого содержания
различных валют. Однако, поскольку в настоящее
время ни в одной стране золотое содержание
денежной единицы не фиксируется, сейчас
используется способ котировки, учитывающий
колебания покупательной способности
национальных валют, а также спрос и предложение
той или иной валюты на валютных рынках.
Наиболее популярный способ котировки
основан на “корзинке валют”, при котором
национальная валюта сопоставляется с
рядом других национальных валют, входящих
в “корзинку”.
8. Порядок кассовой дисциплины
в хозяйстве. Он отражает набор
общих правил, форм первичных кассовых
документов, форм отчетности, которыми
должны руководствоваться предприятия
и организации всех форм собственности
при организации налично-денежного оборота,
проходящего через их кассы.
Контроль за соблюдением
этого порядка возлагается на коммерческие
банки, осуществляющие кассовое обслуживание
хозяйств. Современные денежные системы
не статичны. Они продолжают развиваться,
становясь все более экономичными и эффективными.
Общей тенденцией для денежных систем
разных стран является расширение применения
современной вычислительной, компьютерной,
электронной техники в организации денежного
оборота. Все более широко используются
“электронные деньги”, представляющие
собой уже не записи на бумажных носителях
информации, а записи в форме электронных
сигналов, прежде всего на магнитных или
других носителях. Это позволяет значительно
повысить долю безналичного оборота в
совокупном денежном обороте, ускорить
расчеты, обеспечить лучший контроль банков
и налоговых органов за денежным оборотом,
добиться существенной экономии издержек
обращения [7, c. 87].
3. Инфляция: причины, формы и
методы регулирования.
Инфляция — это долговременный
процесс снижения покупательной способности
денег (повышение общего уровня цен).
Инфляция является основным дестабилизирующим
фактором рыночной
экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.
Инфляция оказывает сильное влияние
на экономических агентов, кто-то из-за
неё выигрывает, кто-то проигрывает, но
большинство считают инфляцию серьезнейшей
проблемой.
Если сравнивать характер инфляционных
процессов в условиях металлической денежной
системы и в современных условиях, когда
функционирую бумажные и электронные
деньги, то в период золотого
стандарта инфляция возникала периодически: при
резком возрастании спроса, связанном,
прежде всего, с войнами. В современных
условиях процесс инфляции стал постоянными
и периоды снижения цен наблюдаются теперь
все реже и реже.
Формы инфляции
В зависимости от темпов (скорости
протекания) выделяют следующие формы
инфляции:
Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую
инфляцию рассматривает как наилучшую,
поскольку она идет за счет обновляемости
ассортимента, она дает возможность корректировать
цены, сменяющиеся условями спроса и предложения.
Эта инфляция управляемая, поскольку ее
можно регулировать.
Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.
Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц.
Годовая норма более 100%. Благосостояние
даже обеспеченных слоев общества и нормальные
экономические отношения разрушаются.
Неуправляемая и требует чрезвычайных
мер. В результате гиперинфляции производство
и обмен останавливаются, снижается реальный
объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.
Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма.
Наиболее высокий из всех известных уровень
гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август
1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год
вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном
росте в 198 раз.
В зависимости от характера
проявления различают следующие формы
инфляции:
Открытая — положительный рост
уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых
государством цен.
Подавленная (закрытая) — усиление
товарного дефицита, в условиях жесткого
государственного контроля за ценами.
В зависимости от причин вызывающих
инфляцию выделяют:
Структурную и институциональную
инфляцию
Прочие формы инфляции:
Сбалансированная — цены разных
товаров меняются в одинаковой степени
и одновременно.
Несбалансированная — цены
на товары растут неодинаково, что может
привести к нарушению ценовых пропорций.
Ожидаемая — позволяет предпринять
меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными
органами статистики.
Импортируемая — развивается
под воздействием внешних факторов.
Причины инфляции
Инфляция вызывается монетарными
и структурными причинами:
монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
структурные причины: деформация народно-хозяйственной
структуры, выражающаяся в отставании
развития отраслей потребительского сектора;
снижение эффективности капиталовложения
и сдерживание роста потребления; несовершенство
системы управления экономикой;
внешние причины — сокращение поступлений
от внешней торговли, отрицательное сальдо
внешнеторгового платежного баланса.
Структурную инфляцию вызывает
макроэкономическая межотраслевая несбалансированность.
Среди институциональных причин инфляции
можно выделить причины, связанные с денежным
сектором, и причины, связанные с организационной
структурой рынков. В целом данная совокупность
причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы:
неоправданная эмиссия денег
для краткосрочных нужд государства;
финансирование бюджетного
дефицита (может осуществляться за счет
денежной эмиссии или за счет займов в
центральном банке).
2. Высокий уровень монополизации
экономики. Поскольку монополия обладает
рыночной властью, она в состоянии влиять
на цены. Монополизация может усилить
инфляцию, начавшуюся вследствие других
причин.
3. Милитаризированность экономики.
Производство вооружений, увеличивая
ВВП, не повышает производственный потенциал
страны. С экономической точки зрения
высокие военные расходы сдерживают развитие
страны. Последствиями милитаризации
являются бюджетный дефицит, диспропорции
в структуре экономики, недопроизводство
потребительских товаров при повышенном
спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.
Методы борьбы с инфляцией могут
быть прямые и косвенные. Чаще
всего проявляется следующая закономерность
– чем кризиснее ситуация, тем насущнее
прямые методы воздействия правительства иЦентрального
банка на экономику и денежную массу, как ее
составляющую.
Косвенные методы включают:
· регулирование общей массы денег через
управление «печатным станком».
· регулирование процентных ставок коммерческих
банков через управление ими Центробанком.
· обязательные денежные резервы коммерческих
банков.
· операции Центрального
банка на открытом рынке ценных
бумаг.
Косвенные методы не могут работать в нашей экономике
на полную мощность по причине ее недостаточной
«рыночности». Полноценный рынок ценных
бумаг, в том числе рынок государственных обязательств
у нас отсутствует, а соответственно Центральный
банк не может воздействовать на денежную
массу через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности
денежной единицы включает в себя такие
методы, как:
· прямое и непосредственное регулирование
кредитов и их распределения государством.
· государственное регулирование цен.
· государственное регулирование пределов
заработной платы.
· государственное регулирование внешней
торговли и операций с иностранным капиталом.
· государственное регулирование валютного
курса.
Нормализация валютного курса является
абсолютно необходимым для прекращения
всевозможных неэквивалентных международных
торговых операций, реально оценивая возможности
регулирования валютного курса за счет
интервенций Центрального банка, следует
сказать, что надежд на успех такой политики
практически не существует. Очевидно,
что курс доллара растет скачкообразно
– в некоторый момент Центробанк не имеет
возможностей сдерживать курс и как бы
его «прорывает». В последнее время Центробанк
научился использовать кризисные политические
моменты для таких скачков. До тех пор,
пока иностранная валюта не будет использоваться
лишь для удовлетворения импорта и других
текущих платежей, политика «игры на понижение»
обречена.
Необходимы серьезные и комплексные
антиинфляционные мероприятия. Сложность
ситуации состоит в том, что антиинфляционную
политику в России сейчас нельзя все-таки
свести к только косвенным экономическим
рычагам. Дело в том, что в России, наряду
с общими закономерностями, важнейшей
причиной инфляции можно считать уникальную
диспропорциональность в экономике, возникшую
как следствие командно-административной
системы. Советской экономике были присущи
длительное развитие в режиме военного
времени, и, как следствие, чрезмерная
доля военных расходов в ВНП, высочайшая
степень монополизации производства,
распределения и денежно-кредитной системы
и другие особенности. Очевидно, что нарушение
народнохозяйственных пропорций невозможно
устранить без определенной структурной
политики государства, осуществляемой
даже прямыми административными мерами,
в частности, сокращением военного производства
и расходов, а также рационализацией производственных
капиталовложений, обильным финансированием
за счет акционерных и частных капиталов,
широким привлечением иностранных инвестиций
и сокращением бюджетного финансирования.
Необходимо сломать монополистическую
структуру советской экономики.
В целях ускорения экономического роста
в РФ, сокращения инфляции считается необходимым
реализовать ряд мер:
1. Фонд развития как специальный
бюджетный счет правительства, следует
формировать непосредственно в
иностранной валюте путем изъятия
части высокой ренты на все
экспортируемые сырьевые товары
(а не только нефть). В этом
случае значительная часть валютных
потоков в страну не будет
попадать на внутренний рынок
и не приведет к искусственному
укреплению рубля, и следовательно,
к росту импорта.