Деньги и их функции. Особенности функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Описание денег и их функций в современном мире

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Деньги и денежное обращение……………………………….......5
1.Сущность и происхождение денег………………………………….....5
2.Функции денег……………………………………………………….…7
1.Функция денег как мера стоимости……………………...….7
2.Функция денег как средства обращения………………….…8
3.Функция денег как средство накопления……………….…..9
4.Функция денег как средство платежа…………………...…10
5.Функция мировых денег…………………………………….10
3.Виды денег…………………………………………….………………11

Глава 2 Денежное обращение и денежная система…………………..…14

2.1 Международная денежная система…………………………………14

2.2 Денежная система Российской Федерации……………………...….18

2.3. Особенности движения денег в современной экономике….……..21

2.3.1 Платежная система Российской Федерации……………...…26

2.4 Влияние скорости обращения денег на денежную массу……...….31

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию денежной системы Российской Федерации…………………………………….……………………34

Заключение……………………………………………..…………………37

Список использованных источников и литературы…………………….38

Приложения………………………………………………………………...……

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ПО ФДО и К.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

      В 70-е гг. XX в. в связи с Сокращением золотых запасов в США эта система потерпела крах. В 1976 г. на смену Бреттон - Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ (о. Ямайка) в 1976 г. и ратифицированная странами — членами МВФ в 1978 г.

      Согласно Ямайской валютной системе мировыми деньгами были объявлены специальные права заимствования (СДР), которые стали международной единицей. При этом доллар сохранил важное место в международных расчетах и валютных резервах других стран. Кроме того, юридически была завершена демонетизация золота, то есть утрата золотом денежных функций. В то же время золото остается резервом государства, оно необходимо для приобретения валюты других стран.

      На  основании вышеизложенного:

      В настоящее время ни в одной  стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

      Официальной денежной единицей России является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным валютам определяется Центральным банком и публикуется в печати. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. 
 

2.2  Денежная система РФ

      Правовые  основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На Банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов., Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

      Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных. Единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

      Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы  которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

      Закон разделил полномочия Правительства  РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях  организации наличного денежного  обращения на него возложены следующие функции:        

  • прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;       
  • создание резервных фондов банкнот и монет;        
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации
  • наличных денег;      
  • установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;      
  • утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

      С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных  организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных  территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды  денежных билетов и монет —  это запасы не выпущенных в обращение  билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются  по распоряжению Центрального банка, который  устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

      В банках такие фонды не создаются  т.к. у них имеются операционные кассы.

      Кредитным организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается  сумма минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов предприятий независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан. 

     2.3 Особенности движения денег в современной экономике

     Развитие  экономической ситуации в России характеризуется необходимостью решения  сложных задач финансовой стабилизации и создания условий, благоприятных  для инвестирования и новаторства. Сложность этих задач требует  проявление особого внимания к организации денежного обращения, к выявлению и исследованию специфических особенностей движения денег в различных сферах воспроизводственного цикла. Этим определяется актуальность предлагаемых к обсуждению вопросов. В целях анализа отличительных особенностей современного денежного обращения и для наглядности максимально упрощенную версию кругооборота денег в экономике можно представить в следующем виде (см. рисунок 1).

     Схема демонстрирует поток товаров  и услуг, уравновешенный встречным  потоком денег, на товарных рынках и точно такие же два встречных потока денег и финансовых активов на финансовых рынках. Субъекты экономики – физические и юридические лица, между которыми производится обмен, также представлен на рисунке. Товары, обращающиеся на товарных рынках, представляют собой продукты в материально – вещественной форме, а услуги связаны с производством и потреблением таких продуктов. Финансовые активы, кругооборот которых показан на финансовых рынках, понимаются как различного рода финансовые документы, фиксирующие права и обязательства субъектов экономики по поводу денежных платежей.

       С учётом обозначенного понимания  финансовых активов можно утверждать, что движение денег на финансовых  рынках осуществляется как независимое  и самостоятельное, без какого-либо  участия товаров в материально-вещественной форме в этом движении. При этом  важно подчеркнуть, что денежный кругооборот на финансовых рынках является необходимым элементом процесса общественного воспроизводства, поскольку в любой экономической системе деньги в нужный момент должны оказаться там, где возникает потребность в них, и уходить оттуда, где они оказались излишними. Бездействие высвобождаемых денежных ресурсов противоречит природе и законам рыночной экономики. Финансовые рынки устраняют это противоречие, постоянно вовлекая в денежный оборот оказавшиеся свободными денежные ресурсы. Следовательно, с функциональной точки зрения финансовые рынки не просто обеспечивают круговорот финансовых активов. Как это происходит на товарных рынках, где с помощью денег осуществляется круговорот товаров. Финансовые рынки, кроме этого, обеспечивают аккумуляцию и перераспределение свободных денег в целях непрерывности и эффективности воспроизведённого цикла.

     Иными словами можно сказать, что в  современных экономических независимое  от движения товаров и не опосредующее этого движения, является ключевым фактором в процессе общественного воспроизводства.

     На  рисунке, кроме товарных и финансовых рынков, показана еще одна сфера  денежного кругооборота – сфера  государственных финансов.

     Потоки  денег в этой сфере представляют собой налоги и все другие обязательные платежи, взимаемые с каждого  субъекта экономики и поступающие  в бюджеты различных уровней. Эти деньги показаны в виде стрелок, направленных в сферу государственных  финансов. Денежные потоки, имеющие противоположную направленность, представляют собой различного рода бюджетные платежи и ассигнования, поступающие из сферы государственных финансов в пользу субъектов экономики, действующих на товарных и финансовых рынках.

       Заметим, что деньги, обращающиеся на товарных и финансовых рынках, осуществляют своё движение по свободному выбору владельцев денег в сделках покупки – продажи товарных или финансовых активов. В сфере же государственных финансов направления и величина денежных потоков четко регламентированы специальными нормативными документами: налоговым и бюджетным кодексам, законами о государственных бюджетах. Кроме того, деньги, обращающие на рынках, в особенности на финансовом рынке, в отличие от сферы государственных финансов, являются предметом сделок  покупки – продажи и имеют вследствие этого определённую цену, устанавливаемую при заключении сделок. Обратим внимание также на то, что современная сфера государственных финансов характеризуется значительным увеличением количества денег, обращающихся в этой сфере.

       Данное утверждение можно проиллюстрировать  цифрами роста доходов и расходов  консолидированного бюджета Российской  Федерации за более чем 60 лет (см. Таблица 2).

     Приведённые цифры демонстрируют рост государственных  расходов за рассматриваемые 62 года в 1 368, 9 раза. В соответствии с ростом расходов государственного бюджета РФ увеличились и бюджетные поступления, Ежегодные   доходы бюджета увеличились за 62 года в 1 353,5 раза.

     Аналогичные тенденции постоянного роста  денежного оборота в сфере государственных финансов наблюдаются во всех современных государствах. При  этом в богатых, развитых странах  доля государственных расходов в национальном продукте обычно составляет большую величину, чем в бедных, развивающихся странах. Например, в 2005г. по 25 странам ОЭСР расходы сферы государственных финансов в процентах к ВВП составляли  в среднем величину, равную 42,84%. В табл. 2 представлены цифры , характеризующие доходы и расходы сферы государственных финансов в процентах к ВВП по 10 самым богатым странам ОЭСР:

     Анализ  цифровых данных табл. 3 свидетельствует о весьма высокой вариативности показателя государственных расходов по 10 странам. Однако у всех представленных в таблице странах, кроме США и Японии, расходы государственного сектора в процентах к ВВП составляют цифру,  превышающую 40%.

       В России долю расходов государственного  консолидированного бюджета в  ВВП страны можно охарактеризовать  следующими цифрами:

       Цифры, приведённые в таб. 4, демонстрируют достаточно резкое снижение государственных расходов России после кризиса 1998г. и возвращение анализируемого показателя практически к уровню докризисного периода 2002г.

        Выявленные тенденции можно интерпретировать  в качестве косвенного свидетельства  сначала уменьшения присутствия  государства в российской экономике в конце 1990- х гг., а затем  - в 2000 г. – увеличение этого присутствия. Вместе с тем несомненно, что наблюдаемая колеблемость показателя государственных расходов свидетельствует не о замене парадигмы государственного управления экономикой в России. А о влиянии кризиса 1998 г. на государственные финансы.

        Сравнение цифровых данных табл. 3 и 4 позволяет также сделать вывод о том, что в РФ доля расходов государства в ВВП страны сравнима с аналогичным показателем США и Японии, намного отстаёт от таких, например, стран, как Швеция и Дания.

Информация о работе Деньги и их функции. Особенности функционирования в современных условиях