Деятельность банка россии по организации и регулированию денежного обращения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

Эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права.
Экономика Российской Федерации нуждается в современном механизме финансово-правового регулирования, важнейшей составной частью которой является денежно-кредитная политика. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы научный интерес к проблемам денежного обращения заметно усилился, появилось большое количество научных публикаций на эту тему.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы денежного обращения и роль
Банка России в его организации 5
1.1 Эволюция и характерные особенности современных денежных систем 5
1.2 Денежная масса и методы ее оценки 9
2. Деятельность Центрального Банка России
в регулировании денежного обращения 12
2.1 Организационная структура и функции Центрального Банка 12
2.2 Регулирование денежного обращения Центральным Банком 21
2.3 Анализ применяемых методов регулирования
налично-денежного обращения Центральным Банком РФ 26
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность банка россии по организации и регулированию денежного обращения в рф - копия.docx

— 89.78 Кб (Скачать файл)

Денежная эмиссия в  современных условиях носит кредитный  характер, то есть наличные и безналичные  деньги появляются в обороте только в результате проведения банками  кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют  кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности  и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется  правительству. Борьба с инфляцией  является одной из основных задач  центрального банка. Правительство, в  силу возложенных на него задач, для  финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными  средствами, которые не будут иметь  материального подкрепления. Поэтому  для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных  противоречиях центрального банка  и правительства выполняет парламент  государства.

Денежные средства предоставляются  правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки  правительства финансировать дефицит  федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный  банк должен кредитовать правительство  под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными  ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его  элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства  допускается функционирование только национальной валюты. Население может  свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается  только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной  валюты, ценных бумаг и т.п. могут  служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается  структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается  через установление пропорций между  наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.[13, с. 62]

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных  кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться  предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации  налично-денежного оборота, проходящего  через их кассы. Контроль за соблюдением  кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы  все большее место в ней  занимают различные формы безналичных  расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные  и материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса  национальной валюты по отношению к  иностранным валютам.[13, с. 65]

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

2.1 Организационная структура  и функции Центрального Банка

 

Современная банковская система  России базируется на основе принятых 2 декабря 1990 года Верховным Советом  РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке  РСФСР (Банке России)», а также  новой редакции Закона РФ « О банках и банковской деятельности», принятого  в июле 1995 г.

Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные  организации, а также филиалы  и представительства иностранных  банков. Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементарный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой. Современная  банковская система России имеет  двухуровневое построение. Критерием  отнесения элементов к тому или  другому уровню является их положение  в системе, обусловленное отношениями  субординации. Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен  государством регулировать и контролировать систему в целом. Коммерческие банки  и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.[10, с. 36]

Основными целями центрального банка являются:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;

- развитие и укрепление  банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов. [18, с. 68]

Организационная структура  Центрального Банка.

 Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему ЦБР входят: центральный аппарат, главные территориальные управления и национальные банки, расчетно-кассовые центры, региональные центры информатизации, вычислительные центры, банковские школы и прочие организации.

Национальные банки республик, главные территориальные управления, расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеют статуса  юридического лица и права принимать  решения нормативного характера, а  также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства  без разрешения Совета Директоров Банка  России.

Высшим органом Банка  России является Совет Директоров –  коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, т.е. Совет Директоров осуществляет функции стратегического  управления. Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка  России. Все члены Совета Директоров работают на постоянной основе в Банке  России. Члены Совета Директоров и  Председатель Банка России назначаются  на должность Государственной Думой  сроком на четыре года. Совет Директоров под руководством Председателя Банка  России принимает такие стратегически  важные решения, как: величина резервных  требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных  требований, изменение процентных ставок Банка России, применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков и т.д.[15, с. 68]

 Уставный капитал и  иное имущество Банка России  являются федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет  свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется  в налоговых органах. Государство  не отвечает по обязательствам  ЦБР и ЦБР не отвечает по  обязательствам государства. Уставный  капитал – 3 млрд. рублей. Центральный  банк России создает за счет  своей прибыли резервы и фонды  различного назначения. Банк России  подотчетен Государственной Думе  Федерального Собрания Российской  Федерации. По вопросам отнесенным  к его компетенции, он имеет  право издавать нормативные акты, которые являются обязательными  для всех юридических и физических  лиц. Ежегодно Банк России отчитывается  за свою деятельность перед  Государственной Думой. В данный  отчет входят: годовой баланс (таблица 1.2), счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др.

 

Таблица 1

АКТИВ

ПАССИВ

1.Золото

1.Уставной  капитал

2.Иностранная  валюта

2.Резервы  и фонды

3.Наличные  деньги в кассах

3.Валютные  счета

4.Кредиты  МинФину РФ

4.Наличные  деньги в обращении

5.Операции  с ценными бумагами

5.Средства  коммерческих банков

6.Кредиты

6.Средства  клиентов и бюджетов

7.Межгосударственные  расчеты

7.Средства  в расчетах

8.Прочие  активы

8.Прочие  пассивы

 Баланс

 Баланс


 

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Прибыль Центрального банка после  направления ее в различные резервы  и фонды перечисляется в доход  федерального бюджета. Кроме того, Банк России и его учреждения освобождаются  от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России.[10, с. 52]

Банк России выполняет  следующие функции, которые определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона):

 

 

   

председатель

   
         

Первый  заместитель

председателя

 

Первый  заместитель

председателя

         

Заместитель председателя

Заместитель председателя

Заместитель председателя

Заместитель председателя

Департамент исследований информации и статистики

Главное управление валютного регулирования  и контроля

Департамент подготовки персонала

Департамент бухгалтерского учета и отчетности

Сводный экономический департамент

         

Управление  ценных бумаг

Управление  методологии и организации межгосударственных расчетов

Юридический департамент

Департамент методологии и организации расчетов

Департамент организации и исполнения госбюджета

         

Департамент регулирования денежного обращения

 

Главное управление инспектирования коммерческих банков

 
         

Департамент эмиссионно-кассовых операций

Административный  департамент

Департамент банковского надзора

         

Департамент иностранных операций

Оргкомитет  межгосударственного банка

Ревизионный департамент

         

Департамент информации

Управление  безопасности и защиты банковской информации





Таблица 2




1) во взаимодействии с  Правительством России разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную  на защиту и обеспечение устойчивости  рубля;

2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

4) устанавливает правила  осуществления расчетов на территории  России;

5) устанавливает правила  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы;

6) осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии  кредитных организаций и организаций,  занимающихся их аудитом; 

7) осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

9) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения основных задач  Банка России;

10) осуществляет валютное  регулирование, включая операции  по покупке и продаже иностранной  валюты; определяет порядок осуществления  расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

12) принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления  указанных функций проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Классификация функций Банка России по признаку закрепления их в Федеральном законе выглядит следующим образом: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора и контроля; 3) функция осуществления эмиссии наличных денег и организации их обращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственной власти и управления (пп.12,13 ст.4); 5) международно-правовая функция (глава IX); 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковского обслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица – участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9) иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К иным функциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами (п.8 ст.4 Федерального закона), функция хранения и осуществления операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ (ст. 23 Федерального закона) и т.п.

Информация о работе Деятельность банка россии по организации и регулированию денежного обращения в РФ