Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:22, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение 3
Финансовая система РФ 5
Понятие финансовой системы 5
Становление и развитие финансовой системы в России 8
Особенности функционирования финансовой системы РФ 18
Сферы и звенья финансовой системы, и их взаимосвязь 22
Основные звенья централизованных финансов и их характеристика 22
Децентрализованные финансы как основа всей финансовой системы25
Дискуссионные вопросы понятия и сущности финансовой системы 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Содержание
Введение 3
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Актуальностью
темы является то, что надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики в целом. Эта система
является основой, мобилизующей и распределяющей
сбережения общества и облегчающей его
повседневные операции. Следовательно,
хотя структурный переход от в основном
централизованно планируемой и контролируемой
экономики к экономике, функционирующей
в соответствии с рыночными принципами,
включает в себя многие элементы, самое
важное - создать надежную финансовую
систему. После того, как создана надежная
финансовая система, могут развиваться
рынки денег и капитала, особенно первичный
и вторичный рынки национальных государственных
ценных бумаг.
В последние годы
вопросами создания надежной финансовой
системы посвящается значительное количество
публикаций. Однако единства по теоретическим
аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью исследования
является раскрытие сущности и структуры
современной финансовой системы РФ в современных
условиях.
1.1. Понятие финансовой системы
В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков.
В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.1
Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...». По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». 2 Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «...совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства».3
Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
- государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
- финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
- страхование;
- кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы - государственных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы - соответственно на местном уровне управления.
Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих
субъектов) включают децентрализованные
финансы и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Финансовая система РФ включает в себя:
1. Государственную бюджетную систему,
состоящую из федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации и бюджетов местного
самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит
(все вышеозначенные институты относят
к централизованным финансам, которые
используются для регулирования экономики
и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и
личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей,
относящиеся к децентрализованным финансам,
которые используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов
РФ Министерство финансов РФ, которое
является исполнительным органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики и осуществляющим
общее руководство организацией финансов
в РФ. Функции финансовой деятельности
выполняют также органы государственного
управления РФ и субъектов РФ, в рамках,
отнесенных к их компетенции сфер управления.
При этом существует система органов,
специально созданная для управления
финансами и осуществления контроля в
данной сфере, - это система финансово-кредитных
органов (в нее входят Министерство финансов
РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет
Центральный банк РФ, который является
органом государственного управления
и осуществляет государственное руководство
в области банковской деятельности. Счетная
палата РФ является органом финансового
контроля за своевременным исполнением
всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует
проведение бюджетной политики в целом.
Министерство РФ по налогам и сборам входит
в систему центральных органов государственного
управления. Таможенная служба является
источником пополнения государственной
казны, и возглавляет ее Государственный
таможенный комитет.
На ранних стадиях развития государства разграничения между ресурсами государства и ресурсами монарха не существовало. Монархи распоряжались ресурсами страны как своей собственностью. Лишь в XVI--XVII вв. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.
Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-- XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.
В Российской империи развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Российской империи в виде казенных и малочисленных частных мануфактур, ремесленных производств играла более скромную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А главное заключалось в том, что на многих из них использовался не наемный труд вольных работников, а труд крепостных. Поэтому в России длительное время существовал в основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей силы. Все это, естественно, сказывалось на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части бюджета.
В эпоху правления Екатерины II (1762--1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приводила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков. Екатерине II благодаря успешным внешнеполитическим шагам в 1769 г. удалось получить и первый в истории России внешний заем, за которыми последовали и другие, в основном пятипроцентные, внешние займы.
В процессе реформ Александра I (1801--1825) было учреждено Министерство финансов. И первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 г. должность государственного казначея была первая самостоятельная высшая должность в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию негосударственного руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор.
В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.
В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова.
В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства -облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.
Однако этот заем был сразу же обречен на неуспех. Он был реализован лишь на 3,2 млн. руб. из 100 млн. ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.
В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, -- постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было решено удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.
Информация о работе Дискуссионные вопросы понятия и сущности финансовой системы