Доходы бюджета Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и структуры доходов государственного бюджета и анализ динамики доходных статей государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и дать классификацию доходов государственного бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_dokhody_fb.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения вправе сдавать закрепленное за ними имущество в аренду только с согласия собственника данного имущества. Доходы, полученные от использования этого имущества, принадлежат государству и подлежат зачислению в государственный бюджет. Федеральные законы «О федеральном бюджете на соответствующий год» устанавливают, что доходы от аренды федерального имущества в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений.

Арендаторы федерального имущества должны направлять арендные платежи на счета по учету доходов  федерального бюджета "Доходы федерального бюджета". Эти счета открываются  органам федерального казначейства по местонахождению лицевых счетов бюджетных организаций арендодателей. Поступившие на них финансовые средства на основании сметы доходов зачисляются затем на лицевые счета бюджетных учреждений в органах федерального казначейства по учету доходов от аренды.

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Как показывает практика, наиболее простой и эффективный  способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду. С каждым годом процент поступлений в доход государственного бюджета и бюджета местного самоуправления от данного вида неналоговых доходов увеличивается, что свидетельствует о правильном направлении деятельности органов государства и местного самоуправления в финансовой, налоговой и хозяйственной деятельности [9].

 

 

 

 

 

 

2.  Характеристика и динамика доходов государственного бюджета РФ за 2009-2011 гг.

Рассмотрим состав, структуру  и динамику доходов федерального бюджета РФ за последние три года (2009-2011гг).

В 2009-2011гг. основными доходами федерального бюджета РФ являлись налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет, состав и структура которых представлена в Таблице – 1 (Приложение А).

Данные таблицы 1 позволяют  сделать следующие выводы:

Наблюдается положительная  динамика поступлений налога на прибыль, доходы в федеральный бюджет. В абсолютном выражении видно, что к 2010 году происходит увеличение поступлений на 59,6млрд. руб., к 2010 ещё  на 87,6 млрд. руб., что составит 342,6 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2011 году увеличился в 1,2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 6,49% до 6,18%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, которое, в свою очередь, компенсируется увеличением средств, полученным  по операциям с ценными бумагами.

Также в 2012 году отмечается рост и такого налогового поступления  как государственная пошлина  101,2% соответственно. Доля рассматриваемого налога в общей структуре доходов  федерального бюджета РФ осталась прежней: 0,6 %.

 При анализе   такого показателя реализации  налоговой политики в стране, как задолженность по налогам  и сборам, в последние три года  наблюдается уменьшение веса  задолженности  по налогам  и сборам в ВВП и налоговых  поступлений. Это положительная  тенденция. Однако собираемость налоговых поступлений остается не достаточной, то есть низкой. Что может свидетельствовать с одной стороны, о существующих в стране экономических проблемах, с другой – о возможности увеличения бюджетных доходов  в будущем. Необходимо отметить, что в последние годы уровень налоговой нагрузки РФ имеет тенденцию к постепенному снижению. Это связано, в первую очередь, с проводимой налоговой политикой государства, а во – вторых  с резким ухудшением деловой активности хозяйствующих субъектов вследствие глобального финансового кризиса, пик которого пришелся на 2008 – 2009гг. Так, с 01.01.2009 в бюджетно-налоговое законодательство были  внесены определенные изменения, способствующие снижению налогового бремени (увеличение размера амортизационной премии с 10 до 30% (гл. 25НК РФ), снижение на 4 п.п. ставки налога на прибыль за счет федеральной части этого налога (гл. 25 НК РФ) и т.д.). Однако по результатам проведенного анализа в полной мере данная тенденция себя не оправдывает.

Следует отметить, что в связи с финансовым кризисом и сокращением налоговой базы ожидать значительного роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе не приходится. Одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых.

Что касается неналоговых  поступлений в государственный  бюджет за рассматриваемый период, то ситуация такова.

    Динамика неналоговых доходов имеет положительную тенденцию роста: на 01.01.2009 г. их доля составляла 46,8% в общих доходах бюджета, а к 2011 г. увеличилась на 0,5% и была равна 47,3%. При этом именно чистые неналоговые доходы имеют положительную тенденцию к повышению значимости в экономике, хотя и остаются незначительными.

В 2009-2011гг. в структуре  федерального бюджета РФ среди неналоговых  поступлений  преобладали доходы от внешнеэкономической деятельности , а также доходы от доходы от использования  имуществ, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. В структуре неналоговых доходов данные поступления занимают наибольшую часть – 3,4% и 41,1% соответственно за три года.

Основным источником неналоговых доходов бюджета  бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. По данным результатов анализа динамики и структуры неналоговых доходов необходимо отметить, что именно в наращивании доходов в виде дивидендов по акциям и участию в капитале предприятий, а также доходов от перечисления части прибыли унитарных предприятий кроются значительные резервы.

Из данной таблицы, мы также можем просмотреть перспективу  развития доходов Федерального бюджета  в РФ. С каждым годом будет наблюдаться  увеличение бюджета и составит в 2012 году 8069,7 млрд.руб.

В общей структуре  доходов федерального бюджета за период с 2009 по 2011 гг. наиболее значительную долю в общей структуре занимают налоговые поступления (в среднем  около 53,3% от общего объёма). Также наблюдается  положительная динамика налоговых доходов за рассматриваемый период, и   существенный рост неналоговых доходов в бюджет.

Несоответствие доходов  и расходов федерального бюджета  приводит к его дефициту. Дефицит  бюджета РФ наблюдался на протяжении всего рассматриваемого периода. Значительный рост дефицита федерального бюджета отмечается и в первой половине 2010 г., который составил 3,8% от ВВП, а также отмечается, что в первом полугодии 2010 года практически не осуществлялись расходы на реализацию мер по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются источники внутреннего  финансирования, государственные (муниципальные) ценные бумаги, размещение государственных ценных бумаг. Наибольший объем средств, поступивших в бюджет на протяжении исследуемых трех лет в качестве источников финансирования дефицита бюджета, был обеспечен размещением государственных ценных бумаг в консолидированные бюджеты субъектов РФ – кредитами, полученными от кредитных организаций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Данная курсовая работа была посвящена изучению сущности и  структуры доходов государственного бюджета, а также анализу динамики  доходных статей федерального бюджета РФ за 2009-2011гг.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Доходы являются финансовой базой, формирующей государственный  бюджет страны. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

В результате проведенного анализа состава, структуры доходов федерального бюджета РФ за последние три года было выяснено, что наибольший удельный занимают налоговые поступления (около 67%), в то время как неналоговые поступления менее значительны.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов. Однако темпы роста этих показателей по сравнению с прошлыми годами снизилась, а также постепенно уменьшается  уровень налоговой нагрузки.

Аккумулируя налоги в  бюджетном фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

Доля неналоговых поступлений  в федеральный бюджет РФ растет, хотя и медленными темпами. Наиболее значимыми доходными статьями среди неналоговых поступлений являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Несоответствие доходных и расходных статей федерального бюджета РФ привело к дефициту бюджета на протяжении исследуемых двух лет. Что обусловило в свою очередь необходимость проведения мер по финансированию дефицита бюджета, основными источниками которого были размещение государственных ценных бумаг в бюджет субъектов РФ. В 2011 году был профицит.

Аккумулируя налоги в  бюджетном фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

 

                                 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.
  2. Доштаева Е.Д. Практические аспекты налоговой политики России// «Финансы и кредит», 2009, №46
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)
  4. Финансы / под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-160-235 c.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2009г. – Новосибсрск: Сиб. унив. изд-во,2009. – 544 с.
  6. Финансы / под ред. В.В. Ковалёва. – М.: Проспект, 2009. - 640 с.
  7. Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2009 г.» от 3 октября 2010г. № 255-ФЗ
  8. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.-153-176 с.
  9. Электронные ресурсы: [http://www.nalog.ru/]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение А

Состав и структура  доходов федерального бюджета РФ                                        за 2009-2011гг.

 

Таблица – Состав и  структура доходов федерального бюджета РФ                      за 2009-2011гг.

 

 

Показатели (статьи)

2009г.

2010г.

2011г.

Темп роста

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

 

%

Доходы, всего

7330,2

100

8305

100

11338

100

154,7

(+54,7)

Налоговые, всего

3896,6

53,2

4401,9

53

5985,2

52,8

153,6

(+53,6)

Налоги на прибыль, доходы

195,4

27

255

3

342,6

3

175,3

(+75,3)

Налоги на взносы на социальные нужды

509,8

7

-

-

-

-

-

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1258,3

17,2

1442,6

17,4

1585

17,5

157,8

(+57,8)

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

853,2

12,2

1199,6

14,4

1543,8

13,6

172,8

(+72,8)

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

 

1006,3

 

13,7

 

1408,3

 

17

 

1046,9

 

18,1

 

103,4

(+3,4)

Государственная пошлина

32,7

0,4

63,1

0,8

65,8

0,6

201,2

(+101,2)

Задолженность и перерасчёты  по отмененным налогам и сборам и  иным обязательным платежам

 

0,9

 

0,01

 

33,3

 

0,4

 

1,1

 

0,01

 

122,2

(+22,2)

Неналоговые доходы

3433,6

46,8

3903

47

5352,8

47,3

155,9

(+55,9)

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

 

2683,3

 

36,6

 

3227,7

 

38,9

 

4664,7

 

41,1

 

173,8

(+73,8)

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности государства

 

421,3

 

5,7

 

427,8

 

5,2

 

382

 

3,4

 

90,2

(-9,8)

Платежи при пользовании  природными ресурсами

63,5

0,9

53,3

0,6

83

0,7

130,7

(+30,7)

Доходы от оказания платных  услуг (работ) и компенсации затрат государства

 

109,9

 

1,5

 

126

 

1,5

 

154,1

 

1,4

 

140,2

(+40,2)

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

6,9

0,1

10,4

0,1

22,5

0,2

326,1

(+126,1)

Административные платежи  и сборы

5,4

0,1

6,5

0,1

6,7

0,1

124,1

(+24,1)

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

8,9

0,1

14,7

0,2

23

0,2

258,4

(+158,4)

Прочие неналоговые  доходы

21,5

0,3

10,6

0,1

10,8

0,1

78,8

(-21,2)

Доходы бюджетов бюджетных  систем РФ от возврата остатков, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых  лет

 

112,9

 

1,5

 

25,5

 

0,3

 

-

 

-

 

-

Информация о работе Доходы бюджета Омской области