Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;
ВВЕДЕНИЕ
В условиях переходной экономики существенно возрастает роль бюджета в системе государственного регулирования. Управляя бюджетными потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
В самом общем виде бюджет представляет собой план доходов и расходов государства, на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита.
Исходя из бюджета, государство
имеет возможность
Таким образом, при правильном
подходе бюджет объективно может
быть не просто средством государственного
экономического регулирования, но и
реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование
Определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Управляя бюджетным
процессом, государство
Центральным показателем
государственного бюджета
Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;
3. значение неналоговых доходов бюджета;
3. анализ доходов бюджета Республики Беларусь, определение путей их увеличения.
Эти вопросы будут
рассматриваться на основании
учебной литературы, законов о
бюджете, периодических
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Доходы бюджета– часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Доходы бюджета заключаются в различных платежах, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств [17, c.86].
В Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» запланированы следующие объемы доходов и расходов бюджета 2012, отображенные с помощью инфорграфика на рисунке 1:
Рисунок 1 – Республиканский бюджет на 2012г.
Источник: собственная разработка.
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку– это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.
Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:
1. Социально-экономическому.
2. Порядку и условиям зачисления.
3. Юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:
– доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;
– доходы от граждан;
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:
– закрепленные;
– регулирующие;
– собственные;
– заемные.
Закрепленные доходы– это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств [11, c. 315].
Регулирующие доходы– это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.
Закрепленные и регулирующие доходы– это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.
В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.
По юридическим формам доходы подразделяются на:
– налоговые;
– неналоговые.
Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством. Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.
По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.
Текущие доходы– все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.
Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и обязательные платежи [16, c. 254].
Налоговые доходы– обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.
Социальные отчисления– обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Неналоговые доходы и обязательные платежи– платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.
Капитальные доходы– невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.
Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы– налоги на капитальные активы(имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы– доходы, включающие реализацию нефинансовых активов(произведенных и непроизведенных) [15, c. 289].
Безвозмездные поступления–
добровольные и безвозмездные поступления
денежных средств от юридических и физических
лиц со стороны иностранных государств,
от других уровней государственного управления.
2 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (около 86% в объеме консолидированного бюджета).
Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взыскиваемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение– мобилизацию средств в распоряжение государства.
Финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
Общее содержание налогов проявляется в их участии в распределении или перераспределении национального дохода. Причем налоговые отношения имеют односторонний характер [17, c. 89].
Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях:
− фискальная (бюджетная). Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов– формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (оборонная, социальная, природоохранная и другие);
− контрольная. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивающего контроль за движение финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины, суть которой состоит в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги;
− контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта и направления части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другие его части направляются в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет в форме налогов. Распределительная функция отражает использование налогов как средства государственного регулирования экономики, то есть имеет регулирующее свойство, которое заключается в установлении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот [14, c. 23].
В распределительной функции выделяют стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений преференций(предпочтений), увязку со льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговых ставок и другие.
− Социальная. Проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Выделяют следующие принципы налогообложения:
− экономическая эффективность,
− простота налогообложения; налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов– относительно дешевой,
− определенность; плательщики должны знать, сколько, каких налогов, когда и на каких условиях они будут уплачивать в течение определенного периода времени в будущем,
− удобство, то есть налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика,
Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения