Доходы и расходы домашних хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

На первый взгляд в современном мире, в условиях современной рыночной экономики главной задачей любых торговых отношений является увеличение продаж и наращивание объемов производств. Так и есть! Но достигаются эти непростые цели множествами сложнейших способов: грамотные пиар компании, реклама, изощренные формы политики ценообразования и многое другое. Всё это воплощается в жизнь посредством инструментов научно технического прогресса: наружная реклама, радио, телевидение, интернет, пресса и всё это предназначено лишь для одной цели – воздействие на конечного потребителя, т.е. на нас с вами. Но мало кто задумывается о том, от чего же зависит реальная покупательная способность населения в масштабах всего государства, как государство может влиять на покупательную способность всего населения, какую роль играет государство в распределении доходов населения и вообще, что такое обыкновенная семья с точки зрения экономической системы государства.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------
3
1 Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств ----------------------------------------------------------------------------------

5
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике ------------------------------
5
1.2 Функции домашних хозяйств ------------------------------------------------
8
1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы ----------
1.4 Финансовые решения домашних хозяйств---------------------------------
10
12
2 Доходы и расходы домашних хозяйств -----------------------------------------
17
2.1 Доходная часть бюджета домашних хозяйств ----------------------------
17
2.1.1 Заработная плата, как составляющая доходов ДХ ------------------
19
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам -------
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств ---------------------------
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств --------------------------
21
23
25
2.2.2 Расходы на потребление --------------------------------------------------
28
2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств --------------------------
29
2.3 Структура доходов и расходов населения Ивановской области-----
32
Заключение ----------------------------------------------------------------------------
Список литературы---------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

Обратим внимание на то, что в Ивановской и Костромской областях на конец 2005 года зафиксирован практически одинаковый прирост в реальной начисленной заработной платы, хотя при этом прирост реальных совокупных денежных доходов населения Ивановской области ниже, чем у населения Костромской области. Этот факт, вероятнее всего, объясняет наличие у населения иных доходов, участвующих в общих денежных доходах, которые могли повлиять на финансовый результат доходов населения по итогам 2005 года. Для более подробного анализа необходимо рассмотреть структуру доходов населения в динамике за несколько лет.

 

Рассмотрим структуру доходов населения Центрального Федерального Округа (ЦФО) на примере нескольких регионов:

СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 
(в процентах от общего объема денежных доходов)

 

Доходы от предпринима- 
тельской деятельности

Оплата труда

Социальные 
выплаты

Доходы от собственности

Другие доходы (включая скрытую заработную плату)

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

Центральный 
федеральный округ

15,8

9,9

9,9

 

25,7

32,4

34,6

 

10,3

12,2

11,6

 

6,6

12,3

17,9

 

41,6

33,2

26,0

Ивановская область

17,5

11,5

11,1

68,7

39,4

48,7

48,4

19,6

23,1

26,4

28,0

3,1

4,6

4,1

3,6

8,6

15,4

9,3

8,9

Костромская область

21,9

9,3

8,2

70,4

37,8

45,1

42,7

18,3

17,6

19,7

20,8

2,6

3,7

2,6

2,6

8,7

19,0

23,3

25,7

Ярославская область

23,4

10,8

10,6

70,8

35,2

48,9

47,4

17,1

15,4

15,6

17,6

2,7

4,3

8,8

7,6

9,4

21,7

15,9

16,8


 

Обратим внимание, что большую долю в структуре доходов населения Ивановской области занимает оплата труда (48,4%), на втором месте – социальные выплаты (28%) и на третьем месте – доходы от предпринимательской деятельности (11,1%).

В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:

- в Ивановской области более  успешно развита предпринимательская  деятельность, чем в Костромской области и Ярославской области.

- основную долю совокупных доходов населения Ивановской области составляет реальная заработная плата (оплата труда) и социальные выплаты, что является показателем стабильности развивающейся экономики региона.

- в Костромской области второй  долей в общих доходах по  значимости после оплаты труда  являются не социальные выплаты, а другие доходы (включая скрытую  заработную плату) – это объясняется  наличием незарегистрированного  частного предпринимательства, что подразумевает уход от уплаты налогов в пользу увеличения доходов предпринимателя. Так же увеличение доли «черной заработной платы» населения, что тоже характеризует нестабильность экономики региона.   

 

Далее рассмотрим динамику денежных расходов населения Ивановской области, в рублевом эквиваленте по данным ФСГС:

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 
(в месяц; рублей; 1990,1995 гг. - тыс. руб.)

 

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Место, занимаемое 
в Российской Федерации 
2005

Центральный 
федеральный округ

0,189

526

2754

3581

4390

5314

6526

7944

1

Ивановская область

0,147

224

759

944

1238

1534

1950

2423

81

Костромская область

0,153

293

916

1149

1507

1865

2410

2924

71

Ярославская область

0,156

340

1102

1439

1827

2243

2829

3719

51


 

Из таблицы видно, что население Ивановской области имеет самые маленькие потребительские расходы среди представленных регионов.

 

Рассмотрим структуру потребительских расходов более подробно:

СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ1) 
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

 

Покупка продуктов питания

Покупка непродовольственных товаров

Покупка алкогольных напитков

Оплата услуг

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

1990

1995

2004

2005

Центральный 
федеральный округ

   

41,3

37,3

...

...

34,3

35,7

...

...

1,9

1,7

...

...

22,5

25,3

Ивановская область

38,1

60,8

49,5

47,7

42,5

24,0

25,7

23,4

6,1

2,4

1,9

1,7

13,3

12,8

22,9

27,2

Костромская область

34,9

63,1

44,8

40,6

43,9

21,6

33,2

32,5

5,7

2,6

2,2

2,5

15,5

12,7

19,8

24,4

Ярославская область

38,2

55,9

43,8

39,7

41,7

30,2

36,8

37,1

7,5

2,9

2,3

2,5

12,6

11,0

17,1

20,7

___________ 
1) 1990 г. - по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств рабочих и служащих промышленности по ограниченному кругу субъектов (оценка).


 

В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:

- несмотря на то, что доля расходов на покупку продовольственных товаров существенно больше всех остальных затрат, в динамике наблюдается тенденция снижения затрат в этой категории расходов.

- рост экономики и улучшения  уровня жизни населения способствует  развитию рынка услуг, предоставляемых населению, что отражается в увеличении расходов на данную категорию (оплата услуг).

- исключительно положительная тенденция наблюдается в категории покупки алкоголя. По сравнению с другими регионами, представленными на сравнение – в Ивановской области самые минимальные расходы на эту категорию потребительских товаров.

Это объясняется тем, что Ивановская область в меньшей степени является туристической зоной, чем другие регионы, соответственно в ней более быстрыми темпами развивается предпринимательская деятельность и меньшая заинтересованность в алкогольной продукции. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической ячейке глобальной экономической системы государства весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.

Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов – повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.

Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств – мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.

Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств – на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.

В целом, так же нужно отметить и положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.

- Регулярное увеличение соц. выплат незащищенным социальным группам населения (пенсионеры, инвалиды).

- Усиление контроля регулирования розничных цен, борьба с массовой сверхприбылью монополистов.

- Увеличение уровня МРОТ.

- Постепенный переход на систему безналичных расчетов, банковские карты, что позволяет более точно анализировать денежные потоки населения в экономической структуре государства.

- Президентские программы поддержки малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.

- Усиление доверия населения  к национальной валюте подтверждается ростом глобальным депозитным портфелем в Финансовом Институте Страны (в коммерческих банках), что увеличивает инвестиционную оборачиваемость финансовых поток в стране.   

Из выше сказанного, следует сделать вывод: государство активно развивается в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабич А., Павлова Л. – Финансы – ПРЕСС, 2000
  2. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. – Бюджетный процесс РФ
  3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., - Финансы – Финансы и статистика, 2007
  4. Казаченко Л.А., В.Б. Житков, - Россия в цифрах. 2008 (краткий статистический сборник)
  5. Ковалев В.В. – Финансы – Проспект, 2005
  6. Ковалева П.М.  – Финансы – финансы и статистика, 2001
  7. Социологический опрос населения на www.fom.ru
  8. Аналитический форум www.analysisclub.ru
  9. Федеральная Служба Государственной Статистики http://www.gks.ru/
  10. http://www.edu-zone.net/
  11. http://gazeta.aif.ru/
  12. http://www.lenta.ru/
  13. http://www.inosmi.ru/stories/
  14. http://www.newsland.ru/

Информация о работе Доходы и расходы домашних хозяйств