Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:34, курсовая работа
На первый взгляд в современном мире, в условиях современной рыночной экономики главной задачей любых торговых отношений является увеличение продаж и наращивание объемов производств. Так и есть! Но достигаются эти непростые цели множествами сложнейших способов: грамотные пиар компании, реклама, изощренные формы политики ценообразования и многое другое. Всё это воплощается в жизнь посредством инструментов научно технического прогресса: наружная реклама, радио, телевидение, интернет, пресса и всё это предназначено лишь для одной цели – воздействие на конечного потребителя, т.е. на нас с вами. Но мало кто задумывается о том, от чего же зависит реальная покупательная способность населения в масштабах всего государства, как государство может влиять на покупательную способность всего населения, какую роль играет государство в распределении доходов населения и вообще, что такое обыкновенная семья с точки зрения экономической системы государства.
Введение---------------------------------------------------------------------------------
3
1 Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств ----------------------------------------------------------------------------------
5
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике ------------------------------
5
1.2 Функции домашних хозяйств ------------------------------------------------
8
1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы ----------
1.4 Финансовые решения домашних хозяйств---------------------------------
10
12
2 Доходы и расходы домашних хозяйств -----------------------------------------
17
2.1 Доходная часть бюджета домашних хозяйств ----------------------------
17
2.1.1 Заработная плата, как составляющая доходов ДХ ------------------
19
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам -------
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств ---------------------------
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств --------------------------
21
23
25
2.2.2 Расходы на потребление --------------------------------------------------
28
2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств --------------------------
29
2.3 Структура доходов и расходов населения Ивановской области-----
32
Заключение ----------------------------------------------------------------------------
Список литературы---------------------------------------------
Обратим внимание на то, что в Ивановской и Костромской областях на конец 2005 года зафиксирован практически одинаковый прирост в реальной начисленной заработной платы, хотя при этом прирост реальных совокупных денежных доходов населения Ивановской области ниже, чем у населения Костромской области. Этот факт, вероятнее всего, объясняет наличие у населения иных доходов, участвующих в общих денежных доходах, которые могли повлиять на финансовый результат доходов населения по итогам 2005 года. Для более подробного анализа необходимо рассмотреть структуру доходов населения в динамике за несколько лет.
Рассмотрим структуру доходов населения Центрального Федерального Округа (ЦФО) на примере нескольких регионов:
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ
ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
(в процентах от общего объема
денежных доходов)
Доходы от предпринима- |
Оплата труда |
Социальные |
Доходы от собственности |
Другие доходы (включая скрытую заработную плату) | |||||||||||||||
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 | |
Центральный |
15,8 |
9,9 |
9,9 |
25,7 |
32,4 |
34,6 |
10,3 |
12,2 |
11,6 |
6,6 |
12,3 |
17,9 |
41,6 |
33,2 |
26,0 | ||||
Ивановская область |
17,5 |
11,5 |
11,1 |
68,7 |
39,4 |
48,7 |
48,4 |
19,6 |
23,1 |
26,4 |
28,0 |
3,1 |
4,6 |
4,1 |
3,6 |
8,6 |
15,4 |
9,3 |
8,9 |
Костромская область |
21,9 |
9,3 |
8,2 |
70,4 |
37,8 |
45,1 |
42,7 |
18,3 |
17,6 |
19,7 |
20,8 |
2,6 |
3,7 |
2,6 |
2,6 |
8,7 |
19,0 |
23,3 |
25,7 |
Ярославская область |
23,4 |
10,8 |
10,6 |
70,8 |
35,2 |
48,9 |
47,4 |
17,1 |
15,4 |
15,6 |
17,6 |
2,7 |
4,3 |
8,8 |
7,6 |
9,4 |
21,7 |
15,9 |
16,8 |
Обратим внимание, что большую долю в структуре доходов населения Ивановской области занимает оплата труда (48,4%), на втором месте – социальные выплаты (28%) и на третьем месте – доходы от предпринимательской деятельности (11,1%).
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
- в Ивановской области более
успешно развита
- основную долю совокупных доходов населения Ивановской области составляет реальная заработная плата (оплата труда) и социальные выплаты, что является показателем стабильности развивающейся экономики региона.
- в Костромской области второй
долей в общих доходах по
значимости после оплаты труда
являются не социальные
Далее рассмотрим динамику денежных расходов населения Ивановской области, в рублевом эквиваленте по данным ФСГС:
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ
РАСХОДЫ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
(в месяц; рублей; 1990,1995 гг. - тыс.
руб.)
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Место, занимаемое | |
Центральный |
0,189 |
526 |
2754 |
3581 |
4390 |
5314 |
6526 |
7944 |
1 |
Ивановская область |
0,147 |
224 |
759 |
944 |
1238 |
1534 |
1950 |
2423 |
81 |
Костромская область |
0,153 |
293 |
916 |
1149 |
1507 |
1865 |
2410 |
2924 |
71 |
Ярославская область |
0,156 |
340 |
1102 |
1439 |
1827 |
2243 |
2829 |
3719 |
51 |
Из таблицы видно, что население Ивановской области имеет самые маленькие потребительские расходы среди представленных регионов.
Рассмотрим структуру потребительских расходов более подробно:
СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ1)
(по материалам выборочного
обследования бюджетов домашних хозяйств;
в процентах)
Покупка продуктов питания |
Покупка непродовольственных товаров |
Покупка алкогольных напитков |
Оплата услуг | |||||||||||||
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
1990 |
1995 |
2004 |
2005 | |
Центральный |
41,3 |
37,3 |
... |
... |
34,3 |
35,7 |
... |
... |
1,9 |
1,7 |
... |
... |
22,5 |
25,3 | ||
Ивановская область |
38,1 |
60,8 |
49,5 |
47,7 |
42,5 |
24,0 |
25,7 |
23,4 |
6,1 |
2,4 |
1,9 |
1,7 |
13,3 |
12,8 |
22,9 |
27,2 |
Костромская область |
34,9 |
63,1 |
44,8 |
40,6 |
43,9 |
21,6 |
33,2 |
32,5 |
5,7 |
2,6 |
2,2 |
2,5 |
15,5 |
12,7 |
19,8 |
24,4 |
Ярославская область |
38,2 |
55,9 |
43,8 |
39,7 |
41,7 |
30,2 |
36,8 |
37,1 |
7,5 |
2,9 |
2,3 |
2,5 |
12,6 |
11,0 |
17,1 |
20,7 |
___________ |
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
- несмотря на то, что доля расходов на покупку продовольственных товаров существенно больше всех остальных затрат, в динамике наблюдается тенденция снижения затрат в этой категории расходов.
- рост экономики и улучшения
уровня жизни населения
- исключительно положительная тенденция наблюдается в категории покупки алкоголя. По сравнению с другими регионами, представленными на сравнение – в Ивановской области самые минимальные расходы на эту категорию потребительских товаров.
Это объясняется тем, что Ивановская область в меньшей степени является туристической зоной, чем другие регионы, соответственно в ней более быстрыми темпами развивается предпринимательская деятельность и меньшая заинтересованность в алкогольной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической ячейке глобальной экономической системы государства весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.
Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов – повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.
Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств – мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.
Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств – на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.
В целом, так же нужно отметить и положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.
- Регулярное увеличение соц. выплат незащищенным социальным группам населения (пенсионеры, инвалиды).
- Усиление контроля регулирования розничных цен, борьба с массовой сверхприбылью монополистов.
- Увеличение уровня МРОТ.
- Постепенный переход на систему безналичных расчетов, банковские карты, что позволяет более точно анализировать денежные потоки населения в экономической структуре государства.
- Президентские программы поддержки малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.
- Усиление доверия населения к национальной валюте подтверждается ростом глобальным депозитным портфелем в Финансовом Институте Страны (в коммерческих банках), что увеличивает инвестиционную оборачиваемость финансовых поток в стране.
Из выше сказанного, следует сделать вывод: государство активно развивается в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.
Список литературы