Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: ~ первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ~ второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ~ третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание и роль доходов бюджета……………………………….5
Глава 2. Структура и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации…………11
Глава 3.Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации……………….…22
Заключение……………………………………………………………………………………....29
Список литературы……………………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Моя.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Третья группа доходов бюджета - доходы целевых бюджетных фондов. До 2001г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами. Поэтому, начиная с 2001г. было принято решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом. Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах с 2001г. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.

Объединение целевых бюджетных фондов с федеральным бюджетом в большинстве случаев не означает, что отдельные ведомства лишились дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и использования определяются не положениями этих фондов, а Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы целевых бюджетных фондов включают:

    • фонд министерства РФ по атомной энергии;
    • целевые фонды субъектов РФ, которые утверждаются законодательными органами субъектов РФ:

- экологический фонд;

- дорожный фонд.

Доходы от предпринимательской и иной деятельности включают доходы, полученные от владения акциями и другими ценными бумагами.

Безвозмездными и безвозвратными перечислениями являются:

          • финансовая  помощь из бюджетов других  уровней в форме дотаций и  субвенций;

          • субвенции  из Федерального фонда компенсации  и из региональных фондов компенсаций;

          • субвенции  из местных бюджетов других  уровней и некоторые другие  перечисления.

          Доходы  бюджета, кроме субсидий из Федерального  фонда компенсаций или региональных  фондов компенсаций, называются  собственными доходами бюджета.

          В составе  доходов бюджетов обособлено  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. Так, доходы федеральных  целевых бюджетных фондов распределяются  между федеральными целевыми  бюджетными фондами и территориальными  целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом (ст. 54 Бюджетного кодекса РФ).

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, здравоохранения, культуры и искусства, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 отмечено, что руководители регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить, прежде всего, эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому надо наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [2].

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. 
Увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства. 

Глава 2. Структура и тенденции поступлений бюджетов

Российской Федерации.

 

Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Рассмотрим структуру и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами – федеральными, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Как упоминалось ранее, в доходы федерального бюджета зачисляются:

- собственные налоговые  доходы;

- собственные неналоговые  доходы;

- средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;

- доходы федеральных  целевых бюджетных фондов;

- средства федеральных  социальных внебюджетных фондов.

В доходах федерального бюджета также учитываются: 
- прибыль Банка России;  
- доходы от внешнеэкономической деятельности;  
- доходы от реализации государственных запасов и резервов. 

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. 

Общая структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации в 2013г. представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ в 2013 году. 

 

Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП

 

Всего доходов

13 019,9

19,5

 

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 011,0

7,5

 

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

2 554,8

3,8

 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 329,3

3,5

 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 734,2

2,6

 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

352,2

0,5


ред

Из таблицы видно, что в номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13020 млрд. руб., что всего на 1% выше аналогичного показателя 2012 года.

Большая часть поступлений доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями ввозной и вывозной таможенной пошлины (36,5%), налога на добавленную стоимость (27,2%), налога на добычу полезных ископаемых (19,6%), налога на прибыль организаций (2,7% от общего объёма доходов).

На долю указанных доходов в 2013 году приходится 77,9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8,8%. Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой (в 2013 году –91,6%) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Структура доходов Федерального бюджета  в 2013 году (По данным Росстата и Федерального казначейства)

 

Нефтегазовые доходы выросли на 1% до 6534 млрд руб. Ненефтегазовые доходы составили 6486 млрд руб., что также на 1% выше поступлений в 2012 году (Табл. 2).

В общей сумме доходов федерального бюджета 2013 года 50,2% составили нефтегазовые доходы (за 2012 год — 50,2%) и 49,8% — ненефтегазовые доходы (за 2012 год — 49,8%). Заметим, что в номинальном выражении столь незначительный (ниже инфляции) рост доходов федерального бюджета по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года наблюдался в 2013 году впервые с 2009 года.

Согласно уточненным данным Федерального казначейства снижение доходов произошло в равной степени за счет нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений, которые в 2013 году снизились на 0,6 п.п. ВВП (до 9,8% и 9,7% ВВП соответственно). Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено уменьшением поступлений налога на добавленную стоимость и ввозмых таможенных пошлин, в основном, за счет снижения налогооблагаемых объемов импорта, а также доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в связи с продажей Банком России в 2012 году пакета акций ОАО «Сбербанк России».

 

Таблица 2. Доходы Федерального бюджета

Наименование

Исполнено  на 01.01.2013

Исполнено  на 01.01.2014

Темп роста к 2012 году,%

ДОХОДЫ

12 865,9

13 019,9

101,211

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

5 925,5

6 534,0

110,3110

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6 940,4

6 485,9

93,4,4

Налог на прибыль

445,4

352,2

79

Налог на добавленную стоимость

4 098,8

3 539,0

86,3

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

2 173,4

1 868,2

86

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 925,4

1 670,8

86,8

Акцизы

573,8

524,4

91

Ввозные таможенные пошлины

666,4

683,8

102,6

Прочие ненефтегазовые доходы

1 156,0

1 386,4

120




 

Налоговые доходы в общей сумме поступивших доходов федерального бюджета за 2013 год составили 54,2%, а это 7 063,8 млрд. рублей (10,6% к ВВП), что на 3,9 млрд рублей, или на 0,1%, больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 2013 год.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (50,1% от общего объёма налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (35,9%), налога на прибыль организаций (4,9%).

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2013 год, включая целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей и безвозмездные перечисления, составили 5 905,0 млрд. рублей (8,8% к ВВП), что на 103,3 млрд рублей, или на 1,8%, больше суммы прогноза на 2013 год. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 80,3%.

Продолжает оставаться значительной сумма задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. По данным ФНС России, на 1 января 2014 года указанная задолженность составила 1 099,3 млрд рублей, в том числе по федеральным налогам и сборам — 898,5 млрд рублей. Совокупная задолженность по сравнению с суммой задолженности на 1 января 2013 года возросла на 51,8 млрд рублей, в том числе по федеральным налогам и сборам — на 24,9 млрд рублей.

В 2012-2014 годах в Бюджетном послании прогнозировалось закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008-2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса. Но фактически, в 2013 году темпы роста российской экономики резко замедлились: ВВП вырос на 1,3% против 3,4%.

В начале 2013 года повышенный инфляционный фон создали неурожай 2012 года, рост налоговой нагрузки (введение минимальных цен и повышение акцизов на алкоголь, бензин, табак с 1 января 2013 года). Начиная с мая 2013 года, уровень годовой инфляции снизился с 7,4% в мае до 6,1% в сентябре благодаря замедлению темпов прироста ИПЦ без учета продовольствия, бензина, табака и регулируемых тарифов, а также благоприятному эффекту базы в сегменте продовольственных товаров. Однако с октября уровень инфляции начал расти под воздействием дорожающей молочной продукции

и яиц, а также неблагоприятных погодных условий (и, как следствие, удорожания плодоовощной продукции).

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года.

те Проведенный анализ поступления доходов федерального бюджета в 2012–2013 годах свидетельствует о достаточно высокой степени зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и показывает, что изменение нефтегазовых доходов напрямую связано с колебаниями мировых цен на товары российского экспорта, а изменение поступлений ненефтегазовых доходов зависит, в частности, от решений, которые принимаются в области налогового и таможенного законодательства.н

Информация о работе Доходы федерального бюджета