Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:45, курсовая работа
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: ~ первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ~ второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ~ третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание и роль доходов бюджета……………………………….5
Глава 2. Структура и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации…………11
Глава 3.Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации……………….…22
Заключение……………………………………………………………………………………....29
Список литературы……………………………………………………………………………...31
В зависимости от государственного устройства страны распознают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Бюджет Нижегородской области - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Нижегородской области. Одним из основных направлений бюджетной политики является составление бюджета на три года, что способствует повышению устойчивости бюджетной системы Нижегородской области.
Закон субъекта РФ «О бюджетной системе и бюджетном процессе», в Нижегородской области - это Закон №126-З от 12 сентября 2007 года «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области» - устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Нижегородской области.
Консолидированный бюджет Нижегородской области – областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Нижегородской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет Нижегородской области включает в себя:
• областной (региональный) бюджет
• местные бюджеты (всего 52), которые подразделяются на:
- бюджеты муниципальных районов (количество - 48) и городских округов (г. Арзамас, г. Дзержинск, г.Н.Новгород, г. Саров)
- бюджеты городских и сельских поселений (количество - 610)
По данным министерства финансов Нижегородской области, уточненный план по доходам консолидированного бюджета на 2013 год составил 139 874,2 млн. рублей. За 2013 год в консолидированный бюджет области поступило доходов в сумме 139 318,2 млн. рублей, что составило 99,6% к уточненному годовому плану (Табл. 3).
Табл.3 Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013 г.
(млн. рублей)
Наименование |
Исполнено на 01.01.2013 |
Исполнено на 01.01.2014 |
Темп роста к 2012 году,% |
Налоговые и неналоговые доходы |
108 523,0 |
118 909,9 |
109,6 |
Налоговые доходы |
99 451,0 |
108 082,5 |
108,7 |
Налог на прибыль организаций |
24 150,8 |
24 184,3 |
100,1 |
Налог на доходы физических лиц |
42 279,4 |
47 592,2 |
112,6 |
Акцизы |
10 839,6 |
12 498,2 |
115,3 |
Налоги на совокупный доход |
5 650,9 |
6 121,2 |
108,3 |
Налоги на имущество |
16 060,4 |
17 188,3 |
107,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
55,2 |
55,8 |
101,2 |
Прочие налоговые доходы |
414,7 |
442,4 |
106,7 |
Неналоговые доходы |
9 072,0 |
10 827,4 |
119,4 |
Безвозмездные поступления: |
21 673,6 |
20 408,4 |
94,2 |
от бюджетов других уровней: |
20 832,0 |
18 325,4 |
88,0 |
- дотации |
3 076,1 |
4 771,1 |
155,1 |
- субсидии |
6 002,6 |
6 007,1 |
100,1 |
- субвенции |
5 646,8 |
5 607,9 |
99,3 |
- иные межбюджетные трансферты |
5 422,8 |
1 938,6 |
35,7 |
- прочие безвозмездные поступления |
683,8 |
0,7 |
0,1 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
1 004,1 |
1 271,4 |
126,6 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
13,0 |
55,9 |
431,2 |
Прочие безвозмездные поступления |
337,7 |
934,0 |
276,6 |
Доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет |
0,0 |
616,3 |
|
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-513,2 |
-794,7 |
154,9 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
130 196,7 |
139 318,2 |
107,0 |
Из «Отчета о деятельности министерства финансов Нижегородской области о доходах консолидированного бюджета» следует, что объем доходов консолидированного бюджета вырос на 9 121,6 млн. рублей или на 7% к уровню поступлений 2012 года.
Диаграмма 2. Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013 г.
Темп роста доходов к соответствующему периоду 2012 года составил 107,0 процента.
Общая структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области отражена в диаграмме 2.
В структуре доходов консолидированного бюджета за 2013 год составляют:
Диаграмма 3. Структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013 г.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме 118 909,9 млн. рублей, что составляет 100 % к уточненному годовому плану, из них налоговые поступления составили 108 082,5 млн. рублей, неналоговые – 10 827,4 млн. рублей.
Распределение налоговых и неналоговых доходов, поступивших за 2013 год по уровням бюджетной системы, выглядит следующим образом: 28,0% приходится на долю бюджетов муниципальных районов и городских округов, 72,0% – областного бюджета.
Диаграмма 4. Распределение налоговых и неналоговых доходов поступивших за 2013 год
Налоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме 108 082,5 млн. рублей, что составило 108,7% к уровню поступлений 2012 года.
Основными источниками поступления налоговых доходов являются:
Перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов, возложенных на территориальные бюджеты, полномочия по регулированию данных налогов на уровне субъектов РФ весьма ограничены. Следовательно, доминирование в налоговых доходах налогов со статусом федеральных естественно влечет за собой необходимость закрепления существенной части налоговых поступлений по федеральным налогам за региональными бюджетами.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области поступили в сумме 10 827,4 млн. рублей, что составило 119,4% к уровню поступлений 2012 года. Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доход от имущества формируется за счет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, отчислений части прибыли унитарных предприятий и др.
В результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Нижегородской области выявлено, что основной удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и других налогов.
По данным отчета по итогам 2013 года о результатах экспертно-аналитического мероприятия [7], доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 году увеличились по сравнению с 2012 годом всего на 1,2 % при росте расходов на 5,6 %, при этом в 27 субъектах Российской Федерации указанные доходы сократились (в 2012 году - в 15 субъектах, в 2011 году - в 1 субъекте).
Наибольшее сокращение объемов доходов отмечено в Республике Калмыкия (на 14,6 %), Чеченской Республике (на 16 %), Новгородской области (на 19,2 %), Тюменской области (на 28,4 %). В числе регионов с сократившимися объемами доходов - Вологодская область (на 2,8 %), Кемеровская область (на 6 %), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (на 6,8 процента). Увеличение доходов отмечено в 55 субъектах Российской Федерации, из них: в Республике Алтай - на 12,9 %, Республике Бурятия - на 10 %, Забайкальском крае - на 10 %, Архангельской области - на 11,5 %, Астраханской области - на 10,9 %, Тульской области - на 12,2 %. В Пензенской области доходы исполнены практически на уровне 2012 года.
С дефицитом исполнены в 2013 году бюджеты 77 регионов (в 2012 году - 67, в 2011 году - 57), из них в 35 регионах дефицит превысил 15 % объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. У 10 субъектов Российской Федерации дефицит превысил 25 %. Наибольший дефицит сложился в Республике Ингушетия (121,9 %) и Республике Тыва (51,9 %), Чукотском автономном округе (74,2 процента). Значительно увеличился дефицит бюджета Тюменской области, который в 2011 году был профицитным, в 2012 году дефицит составил 3,5 % налоговых и неналоговых доходов, в 2013 году - 28,8 %. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре дефицит в 2012 году составлял 4,5 %, в 2013 году - 19,7 процента.
В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит налоговым и неналоговым доходам (80,7 процента). По сравнению с соответствующим периодом 2012 года их объем увеличился на 3,2 % и составил 6585,8 млрд. рублей.
Более чем на 90 % за счет налоговых и неналоговых поступлений формируют свои доходы Свердловская область (90,8 %), г. Москва (97 %), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (96,2 процента).
Региональная политика реализуется с помощью разносторонней и сложной системы межбюджетных отношений, которая в 2013 году включала предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 14 видов дотаций, 96 видов субсидий, 25 видов субвенций и 42 вида иных межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем значительного результата достигнуто не было. Диспропорции в уровнях развития субъектов Российской Федерации остаются значительными. Ситуация с наполнением доходной базы регионов кардинально не меняется.
В общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сокращается. В 2013 году она сократилась по сравнению с 2012 годом на 0,5 % и составила 33,9% (в 2010 году она составляла 40,8 %, в 2011 году - 36,7 %, в 2012 году - 34,4 процента).
Выводы: анализ представленных материалов свидетельствует о том, что доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 трлн. руб., что на 0,9% больше прогнозного объема. Темп роста ВВП по итогам 2013 года составил 101,3%, значение данного показателя оказалось самым низким с 1999 года (за исключением кризисного 2009 года, в котором наблюдался спад ВВП на 7,8%). В 2013 году оставалась высокой зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов в 2013 году составила 50,2 %
Анализ состава и структуры доходов Нижегородской области показал низкую степень развития неналоговых поступлений в бюджет региона, которые при эффективном использовании такой составляющей, как доходы от имущества, находящегося в областной собственности, могут служить резервом роста собственных доходов бюджета. Среди безвозмездных перечислений преобладают субсидии, в целом доля перечислений уменьшилась.
Итоги исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году отражают тенденцию замедления экономического роста в регионах, а также несбалансированность и неустойчивость исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Это говорит о том, что в условиях решения задачи безусловного исполнения положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года назрела необходимость совершенствования сложившейся системы межбюджетных отношений [7].
Глава 3. Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации.
Основными доходами, формирующими бюджет в Российск
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает «главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития» [4, 246]. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России соответствовала новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Но все-таки новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.
Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов, но главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.
В мировой экономике существует три направления налоговой политики государств:
- политика максимизации налогов,
характеризующаяся принципом «
- политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
- политики предусматривающая
В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов. Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.