Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью работы является исследование системы контроллинга в управлении финансами в Республике Беларусь, а также изучение зарубежного опыта. Исходя из цели работы, определим круг задач:
- раскрыть экономическую сущность, основные задачи и функции контроллинга;
- рассмотреть особенности контроллинга инвестиционных проектов;
- провести сравнительный анализ систем контроллинга на примере США Германии и России;
- рассмотреть интрументы контроллинга как технологии менеджмента в Республике Беларусь;
- изучить использование сумм покрытия инструментов контроллинга.
Введение
1 Значение контроллинга в системе управления финансами организации
1.1 Экономическая сущность, основные задачи и функции контроллинга
1.2 Особенности контроллинга инвестиционных проектов
2 Сравнительный анализ систем контроллинга на примере США, Германии, России и республики беларусь
2.1 Американская модель контролллинга: возникновение и основные задачи
2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции
2.3 Контроллинг в России: основные функции и отличия
2.4 Бюджетирование как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
2.5 Использование сумм покрытия как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
3 Организационно-методические рекомендации по созданию системы контроллинга на предприятии
3.1 Особенности внедрения системы контроллинга на предприятии
3.2 Особенности составления отчетности в системе контроллинга
Заключение
Список использованных источников
Задачи контроллинга инвестиций:
- анализ методики планирования инвестиционных проектов;
- разработка системы критериев для оценки эффективности инвестиционных проектов;
- координация процесса
- экономический анализ планов
и бюджетов инвестиционных
- сбор текущей информации (мониторинг) и текущий контроль хода работ по проекту;
- анализ изменений во
- корректировка планов
- контроль проекта по
- анализ причин отклонений от плана;
- контроль исполнения бюджета
инвестиций и анализ
- оценка будущей эффективности проекта с учетом изменившихся условий;
- разработка рекомендаций для принятия управленческих решений;
[10, с. 71]
Вследствие длительных сроков осуществления инвестиционных проектов система контроллинга инвестиций должна быть ориентирована на длительную перспективу. Кроме того, система контроллинга инвестиций должна быть гибкой, адаптируемой к изменениям условий внешней и внутренней среды в течение всего срока осуществления инвестиционного проекта.
Контроллинг инвестиций должен охватывать самые разные аспекты проекта, поскольку проекты обычно являются комплексными.
Известно множество финансовых критериев оценки инвестиционных проектов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Критерии оценки инвестиционных проектов можно классифицировать по разным признакам, например, по способу учета фактора времени , которые можно увидеть на рисунке 1.1. [15, с. 110].
Рисунок 1.1 – Классификация критериев оценки инвестиционных проектов
Примечание – Источник: составлено по [8, с.45]
Центральное место в контроллинге инвестиционных проектов занимает выбор критерия оценки достижения целей. Цели осуществления инвестиционных проектов могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми, но в данной работе будут рассмотрены преимущественно финансовые как наиболее типичные в условиях рыночной экономики.
Понятно, что использование различных критериев оценки инвестиционных проектов приводит к различным результатам. Поэтому окончательный выбор критерия (или критериев), используемых в контроллинге инвестиционных проектов, должен осуществляться с учетом специфики конкретной ситуации.
В общей системе контроллинга выделяется один из центральных блоков — финансовый риск-контроллинг, представляющий собой регулярную управляющую систему, координирующую связи между формированием информационной базы, финансовым риск-анализом, финансовым риск-планированием и внутренним риск-контролем, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях управления финансовыми рисками, своевременное выявление отклонений фактических его результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, направленных на его стабилизацию.
Финансовый риск-контроллинг включает следующие основные этапы.
1. Определение объекта контроллинга. Таким объектом являются рисковые решения по основным аспектам финансовой деятельности.
2. Определение вида и сферы контроллинга. В табл. 1.3 приведены отдельные виды финансового риск-контроллинга и дана их характеристика.
Таблица 1.3 - Характеристика отдельных видов финансового риск-контроллинга
Вид финансового риск-контроллинга |
Основная сфера контроллинга |
Основной контрольный период |
Стратегический контроллинг |
Реализация финансовой стратегии и ее целевых показателей |
Год, квартал |
Текущий контроллинг |
Реализация текущих финансовых планов |
Квартал, месяц |
Оперативный контроллинг |
Реализация бюджетов |
Месяц, декада, неделя |
Примечание – Источник: создано по [29, с.57]
3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Показатели, входящие в сферу осуществления каждого вида финансового риск-контроллинга, ранжируются по приоритетам. В систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей, затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной зависимости от показателей приоритетов первого уровня, по аналогии формируются системы приоритетов третьего и последующего уровней. Применение такого подхода к формированию системы контролируемых показателей упрощает их анализ при последующем изучении причин отклонения фактических значений от плановых.
Пример формирования
системы приоритетов
Таблица 1.4 - Формирование системы приоритетов контролируемого показателя прибыли с учетом факторов риска по операционной деятельности
Приоритет первого порядка |
Приоритеты второго порядка |
Приоритеты третьего порядка |
Сумма прибыли |
Сумма доходов |
Уровень цен на продукцию Объем реализации продукции Структура реализации продукции |
Сумма затрат |
Уровень цен и тарифов на услуги Объем производства продукции Структура производства продукции | |
Сумма налоговых платежей |
Изменение налоговой системы Изменение ставок налогообложения Изменение системы налоговых льгот |
Примечание – Источник: составлен по [29, с. 69]
4. Создание системы количественных стандартов контроля. Такие стандарты могут устанавливаться в абсолютных и относительных показателях. Стандартами являются целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система существующих норм и нормативов.
5. Формирование системы мониторинга показателей, включенных в финансовый риск-контроллинг. Выделяют следующие этапы:
а) построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового риск-контроллинга;
б) разработка системы обобщающих показателей, отражающих фактические результаты по соблюдению предусмотренных количественных стандартов контроля;
в) определение структуры и показателей форм контрольных отчетов исполнителей;
г) определение контрольных периодов по каждому виду финансового риск-контроллинга и каждой группе рассматриваемых показателей;
д) установление размеров отклонений фактических результатов по рассматриваемым показателям от установленных стандартов;
е) выявление основных причин отклонений фактических результатов по анализируемым показателям от установленных стандартов.
Разработанную
систему мониторинга
6. Определение алгоритма действий по устранению отклонений. Действия менеджеров строятся на основе одного из трех вариантов:
а) «можно не предпринимать действий» — выбирается в ситуациях, когда размер отрицательного отклонения ниже предусмотренного «критического» значения;
б) «отклонение необходимо устранить» — необходимы поиск и использование резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом целесообразно резервы рассматривать в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. Может быть рассмотрено введение усиленного режима экономии, предусматривающего устранение необязательных расходов и т.п.;
в) «необходимо изменение системы плановых или нормативных показателей» — применяется в случае невозможности или ограниченной возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности, подверженной факторам риска.
И так, контролллинг инвестиционных проектов
характеризуется рядом
Таким образом, значение контроллинга заключается в том, чтобы определить поддержку процессов принятия решений. Контроллинг должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входят: создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.
В современном значении слово «контроллинг» как характеристика области заданий в финансовом учреждении стало использоваться в США с конца XIX в. В 1880 г. должность контроллера была введена в железнодорожной компании Atchison, Тореkа and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. - в компании General Electric. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х годов XX в. До большой депрессии контроллинг в банках не получил должного развития. [10, с. 204]
Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют прежде всего промышленный рост в США в конце XIX - начала XX ст., который вызывал осложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию в финансовых учреждениях. Развитие американской промышленности и беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий, и сложности производств повлекли за собой соответственно, необходимость улучшения методов управления, что в свою очередь затребовало адекватных и научнообоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. Расширение области заданий, связанных с бухгалтерским учетом в финансовых учреждениях, кроме всего прочего, было вызвано и усилением государственного вмешательства в жизнь финансовых учреждений.
Повышения требований и осложнения учетных заданий привели к тому, что ряд специфических заданий казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента правления) были переданы в ведение организационно оформленной службы контроллинга.
В значительной мере на развитие контроллинга в то время и его внедрение на финансовых учреждениях оказал влияние мировой экономический кризис (1929-1933г.г.). Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство финансовым учреждением неминуемо связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это в свою очередь привело к эволюции взглядов на контроллинг. Если сначала преобладало исторически-бухгалтерское видение контроллинга, и контролер выполнял функции ведения учета и ревизии хозяйственных событий, которые уже состоялись, то со временем эти функции были расширены, что привело к необходимости понимания контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события.
Соответственно, такое ориентированное в будущее рассмотрение заданий контроллера стали все больше связывать с вопросами планирования и контроля. Причем изменилось место контроллера в организационной иерархии финансового учреждения. Контроллер вышел на один уровень с казначеем.
Особое влияние на развитие контроллинга оказал организованный в 1931 г. под воздействием экономического кризиса Controllers Institute of America, переименованный в 1962 г. в Financial Executive Institute (FEI), который был профессиональной организацией контроллеров. Он существенно содействовал развитию контроллинга особенно тем, что систематизировал задание контроллинга. [35, с.241]
Задание контроллера по классификации финансово-административного института FEI (1962 г):
1. Планирование
Составление, координация и реализация
планов финансового учреждения как
интегрированной части
2. Составление и интерпретация отчетов
Сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными, составление отчетов, а также комментариев к ним для всех сфер менеджмента и владельцев капитала. Эта функция включает определение принципов бухгалтерского учета и балансовой политики, координацию систем и процессов, а также подготовку и обработку необходимых данных, составление специальных отчетов.
3. Оценка и консультирование
Консультирование со всеми менеджерами, ответственными за разработку директив и их выполнения в разных подразделах финансового учреждения, если речь идет о достижении поставленной цели и действенности этих директив, а также об организационных структурах и процессах.
4. Вопрос налогообложения
Разработка и применение принципов и методов налоговой политики.
5. Составление отчетов для государственных служб
Контроль и координация
6. Обеспечение сохранения имущества
Внутренний контроль и ревизия,
а также наблюдение за страхованием,
которые должны гарантировать сохранение
имущества финансового
Разграничение заданий контроллера и казначея определяется следующим образом: «Казначей отвечает за управление деньгами, контроллер обслуживает бухгалтерский учет и финансовое планирование». При этом контроллер должен заниматься средне - и долгосрочным финансовым планированием и планированием ликвидности, а казначей - краткосрочным планированием ликвидности в рамках управления денежными потоками, а также обеспечением финансового учреждения капиталом, а в определенных случаях - финансированием договоров.
Задания внутренней ревизии (аудита) в США также входят в функции контроллинга в отличие от немецкой практики. Предметом ревизии является проверка всех комплексов заданий и подразделов финансового учреждения на предмет правильности их организационно-правовой деятельности. Деятельность контроллера также подлежит проверке. Ревизия в отличие от контроллинга ориентирована на ретроспективу, поэтому она может относиться к функции контроллинга, если в ее задание дополнительно включены экономическое консультирование и специальные исследования в финансовом учреждении.
Информация о работе Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами