Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование системы контроллинга в управлении финансами в Республике Беларусь, а также изучение зарубежного опыта. Исходя из цели работы, определим круг задач:
- раскрыть экономическую сущность, основные задачи и функции контроллинга;
- рассмотреть особенности контроллинга инвестиционных проектов;
- провести сравнительный анализ систем контроллинга на примере США Германии и России;
- рассмотреть интрументы контроллинга как технологии менеджмента в Республике Беларусь;
- изучить использование сумм покрытия инструментов контроллинга.

Содержание

Введение
1 Значение контроллинга в системе управления финансами организации
1.1 Экономическая сущность, основные задачи и функции контроллинга
1.2 Особенности контроллинга инвестиционных проектов
2 Сравнительный анализ систем контроллинга на примере США, Германии, России и республики беларусь
2.1 Американская модель контролллинга: возникновение и основные задачи
2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции
2.3 Контроллинг в России: основные функции и отличия
2.4 Бюджетирование как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
2.5 Использование сумм покрытия как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
3 Организационно-методические рекомендации по созданию системы контроллинга на предприятии
3.1 Особенности внедрения системы контроллинга на предприятии
3.2 Особенности составления отчетности в системе контроллинга
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсач_пискун_контроллинг-05.04.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Для решения заданий контроллинга финансовое учреждение нуждается в специфических системах и методах, с помощью которых эти задания могут быть решены наиболее эффективно. Важнейшим интеграционным и координационным инструментом контроллинга является система планирования и контроля с интегрированными, ориентированными на результат и ликвидность расчетами. Такие расчеты в свою очередь требуют соответствующим образом организованной на базе производственного и финансового учета информационной системы. Расчеты по планированию и контролю, ориентированные на результат и ликвидность, служат инструментом улучшения экономических результатов через совершенствование процесса управления. Для эффективного применения инструментов контроллинга сегодня необходима автоматизированная обработка экономических данных.

В настоящее время, в условиях постоянно усиливающейся международной конкуренции, система контроллинга должна гибко реагировать и быстро предоставлять менеджерам актуальную, ориентированную на результат и ликвидность информацию, обеспечивающую эффективное принятие оптимальных управленческих решений. Чтобы отвечать этим требованиям, инструменты и структура контроллинга должны быть простыми и гибкими.

Существует американская ключевая концепция контроллинга. В соответствии с данной концепцией, контроллинг представляет весь учет, отчетность и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов осуществляется первичное разделение на задания, ориентированные на результат и прибыль, задания информационного обеспечения, составления планов, контроля и всего учета, а также задания, ориентированные на ликвидность. [12, с.51]

К основным задачам американского контроллинга относяться:

    • составление, координация планов банка, контроль их реализации;
    • сравнение полученных результатов с планами и стандартами;
    • информирование о результатах деятельности и их анализе на всех уровнях управления;
    • оценка разных сфер менеджмента, оценка всех процессов на разных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных структур и процессов;
    • формулировка и использование принципов и методов работы в сфере налогообложения;
    • контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов;
    • обеспечение безопасности имущества проведением внутреннего контроля, внутренней ревизии и надзора за страховым обеспечением (защитой);
    • постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на банк. [12, с.67]

Согласно вышеизложенному, задачи американского контроллинга сконцентрированы преимушественно на вопросах учета, планирования, информирования и анализа. Также можно сделать вывод, что целью американской   модели   контроллинга  является ориентация на внешних пользователей (органы надзора, инвесторов и тому подобное), поэтому она базируется на подходах аудита и ревизии. 

2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции

 

В Европу контроллинг пришел из США  в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии, и в  современном понимании, как концепция  управления, получил наибольшее развитие в Германии. Последующее развитие контроллинга носило двойной характер, что проявилось в становлении двух независимых направлений контроллинга: англо-саксонского (американского) и европейского (немецкого). Между этими подходами существуют отличия не только концептуального, но и терминологического характера. Например: в англо-саксонской практике применяется понятие «управленческий учет» (management accounting), а «контроллинг» практически не применяется, хотя специалистов, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, называют контроллерами [5, с.74].

В немецко-язычной экономической  литературе определенный подход к контроллингу начал формироваться с середины 50-х годов. В то же время в ряде источников уточнялось, что еще до указанного периода экономические службы немецких предприятий уже использовали концепцию контроллинга. Как правило, в качестве примеров указывались отдельные задания, которые сегодня принято считать заданиями контроллинга. И все же преобладающей является точка зрения, согласно которой концепция контроллинга, как совокупность целей, заданий, инструментов, субъектов и организации, пришла в Германию из США.

Разработка идеи контроллинга основывалась на практике его применения в дочерних финансовых учреждениях американских корпораций. В первые годы к контроллингу немцы относились критически. В немалой степени это было связано с его неправильным пониманием или неточной интерпретацией. В частности, контроллинг отождествляли с контролем, а полномочия контролера преувеличивались и расценивались как угроза для менеджеров. Со временем, апробировав на практике идеи контроллинга, его стали воспринимать положительно, и возобладала мысль о возможности и необходимости перенесения этих идей в практику хозяйственных отношений Германии.           [2, с.149].

Цели контроллинга являются производными от целей финансового учреждения, а высшая из них заключается в  сохранении и успешном последующем  развитии. В частности, контроллинг  способствует достижению главной стоимостной (монетарной) цели - оптимизации финансового результата финансового учреждения через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Кроме этого, с помощью контроллинга достижение данной цели координируется с достижением социальной и рыночной цели и необходимыми для этого мерами и ресурсами. Оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности может рассматриваться как главная цель контроллинга, для достижения которой разрешается основная задача контроллинга - формирование целеустремленного комплекса мероприятий по достижению главной цели. Основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регуляции и контроля (мониторинга) всех финансовых операций в финансовом учреждении, системной организации и координации действий организации. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета.

В немецкоязычной экономической литературе есть и другие точки зрения на содержание целей и заданий контроллинга. Например, П. Хорват также, рассматривая контроллинг через призму целей финансового учреждения, считает, что контроллинг должен обеспечивать руководство финансового учреждения информацией и настраивать его на координирование, реагирование и адаптацию к переменным внутренним и внешним условиям с тем, чтобы реализовать поставленные цели. Автор интерпретирует контроллинг как ориентированную на результат функцию поддержки руководства.

Согласно мнению П. Хорвату, контроллинг выполняет функции интеграции и координирования процесса планирования в финансовом учреждении, а также информационного обеспечения этого процесса.

Т. Райхман также уделяет особое внимание ориентации контроллинга на результат (с учетом обеспечения  ликвидности) и видит основное задание контроллинга в сборе и обработке информации в процессе разработки, координации и контроля над выполнением планов в финансовом учреждении [2, с.117].

Несколько с других позиций к  контроллингу подходит Х.Ю. Кюппер. Он видит центральную проблему контроллинга в координации системы управления в финансовом учреждении. Необходимость функции координации следует из разделения системы управления на составляющие. Среди таких компонентов он выделяет: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципы управления. Выполняя координирующую функцию, контроллинг способствует тем самым достижению не одной цели деятельности финансового учреждения, а системы целей. Причем стоимостным целям придается особенное значение. Вместе с тем Х.Ю. Кюппер отмечает, что при такой широкой интерпретации контроллинга существует опасность того, что его задания становятся всеобъемлющими и не могут быть без проблем отделены от заданий других подсистем управления.

Ю. Вебер, основываясь на концепциях контроллинга Х. -Ю. Кюппера и П. Хорвата, считает, что контроллинг - это в первую очередь инструмент координации. В его интерпретации контроллинг является элементом управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общего задания координации системы управления с упором, прежде всего, на задание планирования, контроля и информирования. При этом Ю. Вебер, как и Х.Ю. Кюппер, подчеркивает, что контроллинг не связан с процессом постановки целей.

По мнению Д. Шнайдера, задачи контроллинга по общей координации управления (по Х.Ю. Кюпперу и Ю. Веберу) должны быть ограничены. С одной стороны, функция контроллинга должна сводиться к разработке и координации отдельных планов финансового учреждения, и объединения их в единый план, а с другой стороны, - к внутреннему производственному учету, который служит для контроля над реализацией планов и поставляет начальную информацию для планирования.

Рекомендуемое Д. Шнайдером ограничение функций контроллинга отвечает немецкой концепции контроллинга, в которой на первое место относится комплекс заданий по планированию с интегрированной системой планово-контрольных расчетов на базе информации внутреннего производственного учета.

Основными концепциями контроллинга в зависимости от их целевой ориентации можно назвать следующие:

  1. Концепция, ориентированная на систему учета, в качестве основной и единственной сферы деятельности контроллинга рассматривает систему учета. При этом под системой учета понимают специфическую информационную систему, которая позволяет руководству в любой момент времени получить необходимые для планирования и контроля количественные данные о деятельности банка. Основными задачами контроллинга является централизация и переориентация на будущее всей системы учета, сконцентрированной на регистрации фактической информации прошлых периодов. В этой концепции реализуется лишь один элемент контроллинга, что не позволяет полностью использовать его потенциал. Такой подход актуален на начальной стадии внедрения контроллинга..
  2. Концепция, ориентированная на информационную систему, базируется на предыдущей концепции. Согласно этому подходу, информационная цель контроллинга охватывает всю систему целей учреждения, что значительно расширяет его информационную базу. Концепция особенно выделяет содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга в пределах информационной системы, причем контроллинг рассматривается как ядро этой системы. Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработки позволяет существенно улучшить эффективность всего информационного процесса. Задачей контроллинга является концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления.

3. Концепция, ориентированная на систему управления, рассматривает контроллинг как инструмент системы управления (подход, ориентированный на координацию). Эта концепция представляет контроллинг в аспекте общих проблем принятия управленческих решений. Она позволяет объединить наиболее важные элементы других концептуальных подходов. [11, с.241]

К специальным задачам контроллинга можно отнести:

    • планирование и контроль в финансовом учреждении;
    • бухгалтерский учет, как документирование;
    • подготовка и передача первичной, ориентированной на результат информации;
    • формирование систем, методики и организационных структур контроллинга.

Контроллинг выполняет функции  консультирования и обслуживания, а также подготовки и реализации решений. Эти специальные задания контроллинга распространяются на финансовое учреждение в целом, а также подсистемы.

Значение функции информационного  обеспечения руководства финансового  учреждения на сегодняшний день значительно возрасло во всех сферах деятельности. При этом контроллинг может достигать своей цели только при условии кооперирующего стиля управления, в рамках какого согласования целей и оценка результатов происходит в процессе обсуждений сотрудниками отдела контроллинга и руководителями структурных единиц финансового учреждения. Особенное значение имеет разграничение заданий контроллинга и заданий в других сферах финансового учреждения.

Относительно разграничения заданий  контроллинга, стратегического планирования и контроля в литературе также  можно найти разные толкования. В рамках немецкой концепции контроллинг в своей функции подготовки стратегических решений и стратегического планирования определяется, как стратегический контроллинг. Задание стратегического контроллинга может выполнять контроллер планового отдела финансового учреждения или (при наличии такого) отдела стратегического планирования.

В Германии контроллинг функционирует  таким образом, что он прямо подчинен «Правлению». При децентрализованном контроллинге на первом плане стоит стремление наилучшим образом воплотить в жизнь основную идею контроллинга, по возможности во всех подразделах финансового учреждения, а именно так структурировать всю систему решений и деятельности в финансовом учреждении, чтобы сориентировать ее на результат (прибыль). В связи с этим особенное значение приобретает вопрос определения места децентрализованных контроллеров в структуре финансового учреждения.

При функциональной и административной подчиненности главному контроллеру  контроллеры подразделений могут рассматриваться как представители центрального отдела контроллинга. При этом контроллер соответствующего подразделения относительно независим. Однако такое организационное решение заключает в себе опасность того, что контроллер подразделения будет недостаточно интегрирован в главном отделе, а это негативный момент, потому что контроллер должен вызывать доверие. На этапе разработки концепции децентрализованного контроллинга такое регулирование отношений подчиненности может, однако, иметь позитивные стороны, поскольку главный контроллер получает (по крайней мере, формально) относительно сильную позицию. [14, с. 201]

Рассмотрим другой вариант: если контроллер подразделения функционально подчиняется руководителю этого подразделения, а административно - главному контроллеру, то тем самым руководитель подразделения получает в свое распоряжение экономический совет, которым он имеет право руководить в рамках соответствующей функции. Это подразумевает, прежде всего, высокую квалификацию контроллера. Административная подчиненность обеспечивает связь контроллера подразделения с главным контроллером финансового учреждения.

Информация о работе Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами