Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью работы является исследование системы контроллинга в управлении финансами в Республике Беларусь, а также изучение зарубежного опыта. Исходя из цели работы, определим круг задач:
- раскрыть экономическую сущность, основные задачи и функции контроллинга;
- рассмотреть особенности контроллинга инвестиционных проектов;
- провести сравнительный анализ систем контроллинга на примере США Германии и России;
- рассмотреть интрументы контроллинга как технологии менеджмента в Республике Беларусь;
- изучить использование сумм покрытия инструментов контроллинга.
Введение
1 Значение контроллинга в системе управления финансами организации
1.1 Экономическая сущность, основные задачи и функции контроллинга
1.2 Особенности контроллинга инвестиционных проектов
2 Сравнительный анализ систем контроллинга на примере США, Германии, России и республики беларусь
2.1 Американская модель контролллинга: возникновение и основные задачи
2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции
2.3 Контроллинг в России: основные функции и отличия
2.4 Бюджетирование как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
2.5 Использование сумм покрытия как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
3 Организационно-методические рекомендации по созданию системы контроллинга на предприятии
3.1 Особенности внедрения системы контроллинга на предприятии
3.2 Особенности составления отчетности в системе контроллинга
Заключение
Список использованных источников
Бюджет себестоимости продаж необходим для контроля и управления затратами подразделения.
Бюджет коммерческих расходов составляется
по статьям затрат, сегментам рынка,
группам покупателей и
Бюджет управленческих расходов предназначен для контроля за административными затратами компании. Подавляющая часть этих затрат — постоянные затраты, и потому для прогнозирования прибыли важно их выделение в качестве самостоятельной сметы, за исполнение которой несет ответственность администрация. Бюджеты имеет смысл составлять на год с поквартальной и помесячной разбивкой. Получила распространение практика составления так называемых скользящих бюджетов, когда составленный на достаточно длительный период времени бюджет корректируется и детализируется в процессе выполнения. Пример такого бюджета показан на рисунке 2.2. Такой подход позволяет более точно учитывать изменение условий, в которых предприятие работает.
Рисунок 2.2 - Корректировка бюджетов в процессе их выполнения
2011г. | |||||
I квартал |
II–IV кварталы | ||||
Детальный бюджет |
Недетализированный бюджет | ||||
2011 г. |
2011–2012 гг. | ||||
I квартал |
II квартал |
III квартал 2011 г. – I квартал 2012 г. | |||
Факт |
Детальный бюджет |
Недетализированный бюджет | |||
Примечание. Источник: собственная разработка
Существуют различные
Например, выделяют бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз».
Принцип «снизу вверх» предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству предприятия. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных.
Принцип «сверху вниз» требует
от руководства предприятия
В целом бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты.
Можно выделить следующие виды бюджетов. [12, с.105]
Гибкий бюджет применяется для обеспечения сопоставимости показателей, достигнутых при фактическом объеме производства, с бюджетными показателями, рассчитанными исходя из запланированного объема производства. Это достигается корректировкой соответствующих статей бюджета исходя из фактического объема производства.
Гибкий бюджет позволяет более
адекватно оценить
Фиксированный бюджет не меняется в
зависимости от уровня деловой активности,
поэтому такие бюджеты
Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Таким образом, если, например, расходы на рекламу, заложенные в бюджет, составляют не более 5 млн руб., то превысить эту сумму нельзя даже в случае существенной экономии по другим статьям.
Бюджет с временным периодом предполагает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета позволяет более четко контролировать деятельность ответственных лиц и расход ресурсов предприятия, пресекая «накопительские» тенденции. К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода их остаток зачастую тратится на ненужные расходы из-за опасений, что в случае неосвоения всех средств бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил уходит на инвентаризацию и отчетность.
Бюджет с нулевым уровнем каждый раз составляется заново, «с нуля». В отличие от него у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным из которых является опасность образования тянущихся из прошлого «застойных участков», которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы. [12,с.105]
В целом процесс бюджетирования можно разделить на три основные этапа, которые показаны в таблице 2.1:
Таблица 2.1 - Основные стадии бюджетирования
Этап |
Характеристика |
Составление бюджета |
Выработка и согласование основных направлений развития предприятия. Разработка первоначального Анализ, согласование и внесение коррективов. Утверждение бюджета. Последующие анализ и корректировка в соответствии с изменившимися условиями. |
Исполнение бюджета |
Ход исполнения бюджета должен тщательно отслеживаться. Бюджет может быть откорректирован в следующих случаях: у руководства изменились планы развития и роста предприятия; была внедрена новая технология; на предприятии возникла кризисная ситуация; в бюджете были найдены ошибки. Оценку фактических |
Анализ исполнения бюджета |
Фактические результаты деятельности необходимо периодически сравнивать с запланированными, что позволяет выяснить, какие статьи бюджета не выполнены, и выявить отклонения. Если у предприятия имеется определенная бюджетная история — несколько отработанных бюджетов, то очень важен анализ динамики изменения показателей бюджета. Анализ причин отклонений от бюджетов создает «обратную связь» в управлении предприятием. |
Примечание - Источник: составлено по [12, стр.108]
Одним из самых распространенных и эффективных инструментов контроллинга является использование сумм покрытия. Сумма покрытия — экономический показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации продукции (ценой реализации) и прямыми (переменными, предельными, производственными) затратами.
Такое достаточно широкое определение
наиболее соответствует целям
Сумма покрытия выступает промежуточным
показателем при определении
конечного финансового
Таким образом, использование метода сумм покрытия в первую очередь предполагает разделение затрат на переменные (пропорциональные уровню деловой активности — производства, реализации и т. п.) и постоянные. [13, с. 54]
Исходя из такого разделения рассмотрим возможности метода сумм покрытия на следующем примере.
У предприятия имеется мини-
Таблица 2.2 - Основные экономические характеристики производства продуктов
Показатели |
Продуктовая группа 1 Пиво светлое |
Продуктовая группа 2 Пиво темное |
Продуктовая группа 3 Напитки | |||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро | ||
Затраты | ||||||||
1 |
Сырье и материалы на 1 бут., денежных единиц (д.е.) |
100 |
95 |
110 |
104 |
120 |
30 |
25 |
2 |
Прямая сдельная заработная плата на 1 бут., д.е. |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Продолжение таблицы 2.2
3 |
Итого прямых переменных расходов на 1 бут., д.е. |
110 |
105 |
120 |
114 |
130 |
40 |
35 | |
4 |
Прямые постоянные расходы, тыс. д.е. |
125 |
170 |
200 |
250 |
250 |
125 |
130 | |
5 |
Косвенные постоянные расходы, тыс. д.е. |
4650 | |||||||
Реализация | |||||||||
6 |
Цена реализации, д.е. |
320 |
300 |
350 |
330 |
380 |
190 |
160 | |
7 |
Объем реализации, бут. |
7500 |
6000 |
5500 |
3000 |
4000 |
2000 |
2000 | |
8 |
Выручка, тыс. д.е. |
2400 |
1800 |
1925 |
990 |
1520 |
380 |
320 | |
9 |
Итого выручка, тыс. д.е. |
9335 | |||||||
Себестоимость реализованной продукции | |||||||||
10 |
Переменные расходы, тыс. д.е. |
825 |
630 |
660 |
342 |
520 |
80 |
70 | |
11 |
Итого переменных расходов, тыс. д.е. |
3127 | |||||||
12 |
Итого постоянных расходов, тыс. д.е. |
5900 | |||||||
13 |
Полная себестоимость |
9027 |
Примечание – собственная разработка
Для простоты расчетов сделаем следующие допущения:
● выручка и цена не включают косвенные налоги;
● отсутствуют остатки продукции на начало и конец периода;
● сумма постоянных расходов адекватна текущему уровню деловой активности.
Традиционный расчет прибыли даст нам следующий результат:
Прибыль = Выручка – Себестоимость = 9 335 000 д.е. – 9 027 000 д.е. = 308 000 д.е.
Полученной информации в результате обычного расчета прибыли явно недостаточно для того, чтобы принять решение относительно действий предприятия в следующем периоде. То, что предприятием заработана прибыль в сумме 308 000 д.е., является положительным моментом. Однако сумма эта незначительна, поэтому необходимо выявить наиболее прибыльные продукты, производимые и реализуемые предприятием.
Для расчета прибыльности продукции при полном распределении затрат косвенные постоянные затраты могут быть распределены, например, пропорционально сумме переменных затрат (см. таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Анализ прибыльности продуктов при полном распределении затрат
Показатели |
Пиво светлое |
Пиво темное |
Напитки |
Итого | |||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро» | |||
1 |
Цена реализации, д.е. |
320 |
300 |
350 |
330 |
380 |
190 |
160 |
— |
2 |
Объем реализации, бут. |
7 500 |
6 000 |
5 500 |
3 000 |
4 000 |
2 000 |
2 000 |
— |
3 |
Переменные расходы реализованной продукции, тыс. д.е. |
825 |
630 |
660 |
342 |
520 |
80 |
70 |
3 127 |
4 |
Прямые постоянные расходы, тыс. д.е. |
125 |
170 |
200 |
250 |
250 |
125 |
130 |
1 250 |
5 |
Доля переменных расходов в общем итоге переменных расходов |
0,264 |
0,201 |
0,211 |
0,109 |
0,166 |
0,026 |
0,022 |
1,000 |
6 |
Распределение постоянных расходов, тыс. д.е. |
1 227 |
937 |
981 |
509 |
773 |
119 |
104 |
4 650 |
7 |
Полная себестоимость видов продукции, тыс. д.е. |
2 177 |
1 737 |
1 841 |
1 101 |
1 543 |
324 |
304 |
9 027 |
8 |
Себестоимость 1 бут., д.е. (стр. 6 х 1000 : стр. 2) |
290 |
290 |
335 |
367 |
386 |
162 |
152 |
— |
9 |
Прибыль от реализации 1 бут., д.е. |
30 |
10 |
15 |
– 37 |
– 6 |
28 |
8 |
— |
Информация о работе Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами