Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью работы является исследование системы контроллинга в управлении финансами в Республике Беларусь, а также изучение зарубежного опыта. Исходя из цели работы, определим круг задач:
- раскрыть экономическую сущность, основные задачи и функции контроллинга;
- рассмотреть особенности контроллинга инвестиционных проектов;
- провести сравнительный анализ систем контроллинга на примере США Германии и России;
- рассмотреть интрументы контроллинга как технологии менеджмента в Республике Беларусь;
- изучить использование сумм покрытия инструментов контроллинга.
Введение
1 Значение контроллинга в системе управления финансами организации
1.1 Экономическая сущность, основные задачи и функции контроллинга
1.2 Особенности контроллинга инвестиционных проектов
2 Сравнительный анализ систем контроллинга на примере США, Германии, России и республики беларусь
2.1 Американская модель контролллинга: возникновение и основные задачи
2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции
2.3 Контроллинг в России: основные функции и отличия
2.4 Бюджетирование как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
2.5 Использование сумм покрытия как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
3 Организационно-методические рекомендации по созданию системы контроллинга на предприятии
3.1 Особенности внедрения системы контроллинга на предприятии
3.2 Особенности составления отчетности в системе контроллинга
Заключение
Список использованных источников
Примечание - собственная разработка
Проведенный анализ показывает, что реализация каждой бутылки пива темного № 4 приносит убыток в размере 37 д.е., а реализация пива темного № 5 приносит убыток в размере 6 д.е. Достаточно высокую прибыль при относительно низких ценах реализации дают безалкогольные напитки.
Полученные данные свидетельствуют о том, что предприятию следует отказаться от производства и реализации обоих сортов темного пива и активизировать производство и сбыт пива № 1 и кваса.
Далее произведем расчет прибыльности реализации продуктов, используя метод сумм покрытия. Для этого определим суммы покрытия по каждому виду реализованной продукции как разность между выручкой и переменными затратами :
Таблица 2.4 - Расчет сумм покрытия
Показатели |
Пиво светлое |
Пиво темное |
Напитки |
Итого | |||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро» | |||
1 |
Выручка, тыс. д.е. |
2 400 |
1 800 |
1 925 |
990 |
1 520 |
380 |
320 |
9 335 |
2 |
Переменные расходы, тыс. д.е. |
825 |
630 |
660 |
342 |
520 |
80 |
70 |
3 127 |
3 |
Сумма покрытия, тыс. д.е. (стр. 1 – стр. 2) |
1 575 |
1 170 |
1 265 |
648 |
1 000 |
300 |
250 |
6 208 |
Примечание - собственная разработка
Расчет прибыли в этом случае
будет выглядеть следующим
Сумма покрытия = Выручка – Переменные расходы = 9 335 000 д.е. – 3 127 000 д.е. = 6 208 000 д.е.
Прибыль = Сумма покрытия – Постоянные расходы = 6 208 000 д.е. – 5 900 000 д.е. = 308 000 д.е.
Расчет суммы покрытия
представляет нам несколько иную
картину, чем определение прибыльности
видов продукции с
Очевидно, что наименьшие суммы покрытия формируются при реализации напитков, которые при расчете прибыли с полным распределением затрат были наиболее доходными, а светлое пиво № 2, которое при первом расчете было убыточным, дает сумму покрытия в размере 1 170 000 д.е. (т.е. покрывает почти 1/4 постоянных расходов).
Далее представляется целесообразным сопоставить суммы покрытия на единицу продукции с прибылью от реализации единицы продукции, рассчитанной при полном распределении затрат :
Таблица 2.5 - Сравнительный анализ сумм покрытия на единицу продукции и прибыли от реализации на единицу продукции, рассчитанной при полном распределении затрат
Показатели |
Продуктовая группа 1Пиво светлое |
Продуктовая группа 2 Пиво темное |
Продуктовая группа 3 Напитки | |||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро» | ||
1 |
Цена реализации, д.е. |
320 |
300 |
350 |
330 |
380 |
190 |
160 |
2 |
Переменные расходы на 1 бут., д.е. |
110 |
105 |
120 |
114 |
130 |
40 |
35 |
Продолжение таблицы 2.5
3 |
Сумма покрытия на 1 бут., д.е. |
210 |
195 |
230 |
216 |
250 |
150 |
125 |
4 |
Прибыль от реализации 1 бут., д.е. |
30 |
10 |
15 |
– 37 |
– 6 |
28 |
8 |
Примечание – собственная
Как видно из табл. 2.5, продукты группы 3, прибыль от реализации которых согласно расчету с полным распределением затрат составляет 28 и 8 д.е., формируют наименьшие суммы покрытия, в то время как производство темного пива № 4, которое согласно расчету полной себестоимости является убыточным, дает вторую по величине сумму покрытия — 216 д.е.
Однако для принятия решения
о структуре выпуска и реализац
Нам известно, что предприятие ежемесячно несет постоянные расходы в сумме 5 900 000 д.е. Дополнительный анализ постоянных расходов показывает, что часть из них можно напрямую сопоставить с конкретными видами продукции (реклама конкретного вида продукции, сертификация и т.п.), часть — с продуктовыми группами (реклама продуктовой группы и т.п.), часть — с подразделениями (содержание службы контроля качества, управленческого персонала подразделений и т.д.), а также можно выделить долю постоянных расходов, связанных с функционированием предприятия в целом (управленческие расходы).
При классификации расходов по ступеням
следует руководствоваться
Анализ постоянных расходов по отдельным ступеням (уровням) приведен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Анализ постоянных расходов, д.е.
Объект отнесения затрат |
Сумма затрат |
Итого по объекту | ||||||
Виды продукции |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро» |
— |
Расходы |
125 000 |
170 000 |
200 000 |
250 000 |
250 000 |
125 000 |
130 000 |
1 250 000 |
Продолжение таблицы 2.6
Продуктовые группы |
Пиво светлое |
Пиво темное |
Напитки |
— |
Расходы |
400 000 |
300 000 |
300 000 |
1 000 000 |
Подразделения |
Мини-завод по производству пива |
Производство напитков |
— | |
Расходы |
900 000 |
550 000 |
1 450 000 | |
Предприятие в целом |
— | |||
Управленческие расходы |
2 200 000 |
2 200 000 | ||
Итого постоянных расходов по предприятию |
5 900 000 |
Примечание - собственная разработка
Таким образом, можно выделить четыре уровня постоянных затрат:
● статьи постоянных затрат по видам продукции;
● статьи постоянных затрат по группам продукции;
● статьи постоянных затрат по подразделениям предприятия;
● постоянные затраты всего предприятия.
Выделение ступеней постоянных затрат на практике должно определяться потребностями и возможностями предприятия.
В табл. 2.3 была рассчитана общая сумма покрытия предприятия, которая составила 6 208 000 д.е., а в табл. 2.6 отражен дифференцированный анализ постоянных затрат и результатов деятельности предприятия через промежуточные результаты (суммы покрытия различных ступеней).
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что производство и реализация всех видов продукции возмещают переменные затраты и дают положительную сумму покрытия. В то же время производство и реализация безалкогольных напитков приносят предприятию убыток (сумма покрытия 3 уже отрицательна, т.к. не покрываются расходы, связанные с продвижением на рынок данной продуктовой группы и содержанием филиала), в то время как при расчете с полным распределением затрат продукты данной группы были наиболее прибыльными. Как следует из таблицы 2.7, отказ от производства безалкогольных напитков и закрытие филиала позволило бы избежать убытков и существенно увеличить прибыль.
Таблица 2.7 - Многоступенчатый расчет сумм покрытия
Показатели |
Пиво светлое |
Пиво темное |
Напитки |
Итого | |||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Квас |
«Утро» | |||
1 |
Выручка, тыс. д.е. |
2 400 |
1 800 |
1 925 |
990 |
1 520 |
380 |
320 |
9 335 |
2 |
Переменные расходы, тыс. д.е. |
825 |
630 |
660 |
342 |
520 |
80 |
70 |
3 127 |
3 |
Сумма покрытия 1, тыс. д.е. (стр. 1 – стр. 2) |
1 575 |
1 170 |
1 265 |
648 |
1 000 |
300 |
250 |
6 208 |
4 |
Постоянные расходы, относимые на продукт, тыс. д.е. |
125 |
170 |
200 |
250 |
250 |
125 |
130 |
1 250 |
5 |
Сумма покрытия 2, тыс. д.е. (стр. 3 – стр. 4) |
1 450 |
1 000 |
1 065 |
398 |
750 |
175 |
120 |
4 958 |
6 |
Постоянные расходы, относимые на продуктовую группу, тыс. д.е. |
400 |
300 |
300 |
1 000 | ||||
7 |
Сумма покрытия 3, тыс. д.е. (стр. 5 – стр. 6) |
3 115 |
848 |
– 5 |
3 958 | ||||
8 |
Постоянные расходы, относимые на подразделение, тыс. д.е. |
900 |
550 |
1 450 | |||||
9 |
Сумма покрытия 4, тыс. д.е. (стр. 7 – стр. 8) |
3 063 |
– 555 |
2 508 | |||||
10 |
Постоянные расходы, относимые на все предприятие, тыс. д.е. |
2 200 |
2 200 | ||||||
11 |
Финансовый результат |
308 |
308 |
Примечание - собственная разработка
Таким образом, метод сумм покрытия имеет свои очевидные преимущества, т.к.:
● позволяет узнать изменение переменных затрат при изменении объемов производства в количественном выражении и в то же время установить для каждого изделия (их группы) именно ему присущий финансовый результат (удельная сумма покрытия брутто в пересчете на одно изделие). Это дает предприятию возможность осуществлять эффективную ценовую политику, определяя нижнюю и верхнюю границы цены, формируя адекватную систему скидок;
● появляется реальная возможность управления производственной программой путем сравнения прибыльности отдельных продуктов, обоснования решений о целесообразности включения новых продуктов в производственную программу. До тех пор пока продажи определенной продукции обеспечивают положительную сумму покрытия затрат, такие изделия вносят свой вклад в покрытие общих постоянных затрат. В итоге конечные финансовые показатели предприятия оказываются положительными;
● появляется возможность оценить влияние постоянных затрат на конечный результат работы предприятия. Учитывая то, что в настоящее время доля общехозяйственных расходов (постоянных затрат) на многих предприятиях имеет значительный удельный вес, анализ влияния этих затрат на прибыль с точки зрения суммы покрытия позволит менеджеру критически оценить состав затрат предприятия с целью их оптимизации.
Кроме этого, метод расчета сумм покрытия в отличие от расчета полной себестоимости, используемого в настоящее время на большинстве отечественных предприятий, позволяет избежать возникновения искусственной зависимости при распределении постоянных затрат в соответствии с базой распределения, и, как следствие этого, искажения себестоимости.
Использование базы распределения приводит к росту себестоимости на единицу продукции при падении объема производства, поскольку неизменную величину затрат приходится относить на меньшее количество изделий. При сохранении в этом случае нормативов рентабельности предприятие вынуждено будет повышать отпускные цены, что, как правило, является нежелательным.
Метод сумм покрытия является эффективным инструментом управления прибылью и мониторинга прибыльности отдельных потребителей, заказов, каналов и рынков сбыта.
Дальнейшие контроллинговые
Информация о работе Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами