Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование системы контроллинга в управлении финансами в Республике Беларусь, а также изучение зарубежного опыта. Исходя из цели работы, определим круг задач:
- раскрыть экономическую сущность, основные задачи и функции контроллинга;
- рассмотреть особенности контроллинга инвестиционных проектов;
- провести сравнительный анализ систем контроллинга на примере США Германии и России;
- рассмотреть интрументы контроллинга как технологии менеджмента в Республике Беларусь;
- изучить использование сумм покрытия инструментов контроллинга.

Содержание

Введение
1 Значение контроллинга в системе управления финансами организации
1.1 Экономическая сущность, основные задачи и функции контроллинга
1.2 Особенности контроллинга инвестиционных проектов
2 Сравнительный анализ систем контроллинга на примере США, Германии, России и республики беларусь
2.1 Американская модель контролллинга: возникновение и основные задачи
2.2 Немецкая модель контроллинга: задачи и концепции
2.3 Контроллинг в России: основные функции и отличия
2.4 Бюджетирование как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
2.5 Использование сумм покрытия как инструмент контроллинга в Республике Беларусь
3 Организационно-методические рекомендации по созданию системы контроллинга на предприятии
3.1 Особенности внедрения системы контроллинга на предприятии
3.2 Особенности составления отчетности в системе контроллинга
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсач_пискун_контроллинг-05.04.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

 

 Примечание - собственная разработка 

 

Проведенный анализ показывает, что реализация каждой бутылки пива темного № 4 приносит убыток в размере 37 д.е., а реализация пива темного № 5 приносит убыток в размере 6 д.е. Достаточно высокую прибыль при относительно низких ценах реализации дают безалкогольные напитки.

Полученные данные свидетельствуют о том, что предприятию следует отказаться от производства и реализации обоих сортов темного пива и активизировать производство и сбыт пива № 1 и кваса.

Далее произведем расчет прибыльности реализации продуктов, используя  метод сумм покрытия. Для этого определим суммы покрытия по каждому виду реализованной продукции как разность между выручкой и переменными затратами :

 

 

 

Таблица 2.4 - Расчет сумм покрытия

Показатели

Пиво светлое

Пиво темное

Напитки

Итого

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Квас

«Утро»

1

Выручка, тыс. д.е.

2 400

1 800

1 925

990

1 520

380

320

9 335

2

Переменные расходы, тыс. д.е.

825

630

660

342

520

80

70

3 127

3

Сумма покрытия, тыс. д.е. (стр. 1 – стр. 2)

1 575

1 170

1 265

648

1 000

300

250

6 208


 

 Примечание - собственная разработка

 

Расчет прибыли в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Сумма покрытия = Выручка – Переменные расходы = 9 335 000 д.е. – 3 127 000 д.е. = 6 208 000 д.е.

Прибыль = Сумма покрытия – Постоянные расходы = 6 208 000 д.е. – 5 900 000 д.е. = 308 000 д.е.

Расчет суммы покрытия представляет нам несколько иную картину, чем определение прибыльности видов продукции с использованием полного распределения затрат по продуктам.

Очевидно, что наименьшие суммы покрытия формируются при  реализации напитков, которые при  расчете прибыли с полным распределением затрат были наиболее доходными, а светлое  пиво № 2, которое при первом расчете было убыточным, дает сумму покрытия в размере 1 170 000 д.е. (т.е. покрывает почти 1/4 постоянных расходов).

Далее представляется целесообразным сопоставить суммы покрытия на единицу  продукции с прибылью от реализации единицы продукции, рассчитанной при  полном распределении затрат :

 

Таблица 2.5 -  Сравнительный анализ сумм покрытия на единицу продукции и прибыли от реализации  на единицу продукции, рассчитанной при полном распределении затрат

Показатели

Продуктовая группа 1Пиво светлое

Продуктовая группа 2 Пиво темное

Продуктовая группа 3 Напитки

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Квас

«Утро»

1

Цена реализации, д.е.

320

300

350

330

380

190

160

2

Переменные расходы на 1 бут., д.е.

110

105

120

114

130

40

35


 

Продолжение таблицы 2.5

3

Сумма покрытия на 1 бут., д.е.

210

195

230

216

250

150

125

4

Прибыль от реализации 1 бут., д.е.

30

10

15

– 37

– 6

28

8


Примечание – собственная разработка

 

Как видно из табл. 2.5, продукты группы 3, прибыль от реализации которых согласно расчету с полным распределением затрат составляет 28 и 8 д.е., формируют наименьшие суммы покрытия, в то время как производство темного пива № 4, которое согласно расчету полной себестоимости является убыточным, дает вторую по величине сумму покрытия — 216 д.е.

Однако для принятия решения  о структуре выпуска и реализации продукции имеющуюся информацию также можно детализировать.

Нам известно, что предприятие  ежемесячно несет постоянные расходы  в сумме 5 900 000 д.е. Дополнительный анализ постоянных расходов показывает, что  часть из них можно напрямую сопоставить  с конкретными видами продукции (реклама конкретного вида продукции, сертификация и т.п.), часть — с продуктовыми группами (реклама продуктовой группы и т.п.), часть — с подразделениями (содержание службы контроля качества, управленческого персонала подразделений и т.д.), а также можно выделить долю постоянных расходов, связанных с функционированием предприятия в целом (управленческие расходы).

При классификации расходов по ступеням следует руководствоваться принципом  причинно-следственных связей: и на носители, и на места возникновения затрат необходимо относить только те затраты, которые непосредственно с ними связаны.

Анализ постоянных расходов по отдельным  ступеням (уровням) приведен в таблице 2.6.

 

 

 

Таблица 2.6 - Анализ постоянных расходов, д.е.

Объект

отнесения затрат

Сумма затрат

Итого по объекту

Виды продукции

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Квас

«Утро»

Расходы

125 000

170 000

200 000

250 000

250 000

125 000

130 000

1 250 000


Продолжение таблицы 2.6

Продуктовые группы

Пиво светлое

Пиво темное

Напитки

Расходы

400 000

300 000

300 000

1 000 000

Подразделения

Мини-завод по производству пива

Производство напитков

Расходы

900 000

550 000

1 450 000

 

Предприятие в целом

Управленческие расходы

2 200 000

2 200 000

Итого постоянных расходов по предприятию

5 900 000


 

 Примечание - собственная разработка

 

 

 Таким образом, можно выделить четыре уровня постоянных затрат:

● статьи постоянных затрат по видам продукции;

● статьи постоянных затрат по группам продукции;

● статьи постоянных затрат по подразделениям предприятия;

● постоянные затраты всего предприятия.

Выделение ступеней постоянных затрат на практике должно определяться потребностями  и возможностями предприятия.

В табл. 2.3 была рассчитана общая сумма покрытия предприятия, которая составила 6 208 000 д.е., а в табл. 2.6 отражен дифференцированный анализ постоянных затрат и результатов деятельности предприятия через промежуточные результаты (суммы покрытия различных ступеней).

Анализ полученных результатов  позволяет сделать вывод о  том, что производство и реализация всех видов продукции возмещают переменные затраты и дают положительную сумму покрытия. В то же время производство и реализация безалкогольных напитков приносят предприятию убыток (сумма покрытия 3 уже отрицательна, т.к. не покрываются расходы, связанные с продвижением на рынок данной продуктовой группы и содержанием филиала), в то время как при расчете с полным распределением затрат продукты данной группы были наиболее прибыльными. Как следует из таблицы 2.7, отказ от производства безалкогольных напитков и закрытие филиала позволило бы избежать убытков и существенно увеличить прибыль.

 

 

 

 

Таблица 2.7 - Многоступенчатый расчет сумм покрытия

Показатели

Пиво светлое

Пиво темное

Напитки

Итого

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Квас

«Утро»

1

Выручка, тыс. д.е.

2 400

1 800

1 925

990

1 520

380

320

9 335

2

Переменные расходы, тыс. д.е.

825

630

660

342

520

80

70

3 127

3

Сумма покрытия 1, тыс. д.е.

(стр. 1 – стр. 2)

1 575

1 170

1 265

648

1 000

300

250

6 208

4

Постоянные расходы, относимые  на продукт, тыс. д.е.

125

170

200

250

250

125

130

1 250

5

Сумма покрытия 2, тыс. д.е.

(стр. 3 – стр. 4)

1 450

1 000

1 065

398

750

175

120

4 958

6

Постоянные расходы, относимые  на продуктовую группу, тыс. д.е.

400

300

300

1 000 

7

Сумма покрытия 3, тыс. д.е.

(стр. 5 – стр. 6)

3 115

848

– 5

3 958 

8

Постоянные расходы, относимые  на подразделение, тыс. д.е.

900

550

1 450

9

Сумма покрытия 4, тыс. д.е.

(стр. 7 – стр. 8)

3 063

– 555

2 508

10

Постоянные расходы, относимые  на все предприятие, тыс. д.е.

2 200

2 200

11

Финансовый результат

308

308


 

 Примечание - собственная разработка

 

Таким образом, метод сумм покрытия имеет свои очевидные преимущества, т.к.:

● позволяет узнать изменение переменных затрат при изменении объемов производства в количественном выражении и в то же время установить для каждого изделия (их группы) именно ему присущий финансовый результат (удельная сумма покрытия брутто в пересчете на одно изделие). Это дает предприятию возможность осуществлять эффективную ценовую политику, определяя нижнюю и верхнюю границы цены, формируя адекватную систему скидок;

● появляется реальная возможность управления производственной программой путем сравнения прибыльности отдельных продуктов, обоснования решений о целесообразности включения новых продуктов в производственную программу. До тех пор пока продажи определенной продукции обеспечивают положительную сумму покрытия затрат, такие изделия вносят свой вклад в покрытие общих постоянных затрат. В итоге конечные финансовые показатели предприятия оказываются положительными;

● появляется возможность оценить влияние постоянных затрат на конечный результат работы предприятия. Учитывая то, что в настоящее время доля общехозяйственных расходов (постоянных затрат) на многих предприятиях имеет значительный удельный вес, анализ влияния этих затрат на прибыль с точки зрения суммы покрытия позволит менеджеру критически оценить состав затрат предприятия с целью их оптимизации.

Кроме этого, метод расчета сумм покрытия в отличие от расчета  полной себестоимости, используемого  в настоящее время на большинстве отечественных предприятий, позволяет избежать возникновения искусственной зависимости при распределении постоянных затрат в соответствии с базой распределения, и, как следствие этого, искажения себестоимости.

Использование базы распределения  приводит к росту себестоимости на единицу продукции при падении объема производства, поскольку неизменную величину затрат приходится относить на меньшее количество изделий. При сохранении в этом случае нормативов рентабельности предприятие вынуждено будет повышать отпускные цены, что, как правило, является нежелательным.

Метод сумм покрытия является эффективным  инструментом управления прибылью и  мониторинга прибыльности отдельных  потребителей, заказов, каналов и  рынков сбыта.

Дальнейшие контроллинговые мероприятия по работе с отклонениями предполагают выявление их причин и выработку мер реагирования (изменение подходов к планированию либо воздействие на ответственных лиц). Данный инструмент контроллинга можно применять в Республике Беларусь, т.к. данная система контроллинга перенята с немецкой модели и адаптирована для нашей страны под законодательство Республики Беларусь.

Информация о работе Зарубежный опыт применения системы контроллинга в управлении финансами