Речь идет
о следующих «потенциалах»:
- ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- трудовой потенциал (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- производственный потенциал (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе, структура экономики региона, уровень монополизации в экономике);
- инновационный потенциал (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институциональный потенциал (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурный потенциал (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- финансовый потенциал (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- потребительский потенциал (совокупная покупательная способность населения региона).
Рассчитываются
следующие виды инвестиционного
риска:
- экономический риск (риски, связанные с тенденциями в экономическом развитии региона/страны, — например, с низкими темпами роста ВВП, плохой конвертируемостью валюты и т.п.);
- финансовый риск (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, размеры внешнего долга, зависимость от иностранной помощи);
- политический риск (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти, состояние межнациональных отношений);
- социальный риск (уровень социальной напряженности);
- экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное загрязнение);
- криминальный риск (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений; коррумпированность структур власти);
- законодательный риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства, правила торговли с зарубежными странами, возможность перевода дивидендов за рубеж).
Законодательство является
одной из важнейших составляющих
инвестиционного риска. Здесь препятствиями
являются чрезмерная усложненность
процедуры согласования инвестиционных
проектов и регистрации юридических
лиц, отсутствие должной защиты прав
и интересов собственников и
инвесторов, наличие сильного лобби.
Основные
факторы риска инвестиционной деятельности.
При выборе направления инвестиций перед
любым участником экономических отношений
стоит задача определения не только выгодных
отраслей, но и наименее рискованных. Для
этого инвестор может использовать как
распространенные методы оценки рисков,
так и разрабатываемые модели прогноза
экономического развития страны в целом.
Представляется целесообразным наряду
с привычными методами использовать нестандартные
и менее формализованные средства анализа.
При этом необходимо учитывать большое
количество параметров: статистические
данные по экономике и отраслям за длительный
период; наличие и качество нормативно-правовой
базы, регулирующей экономические отношения;
положение иностранного капитала; макроэкономические
показатели состояния регионов; ситуация
в мировой экономике; внутри- и внешнеполитическая
обстановка; социальный, этнический, религиозный
состав общества и пр.
Вместе с тем следует отметить недостаточную
разработанность вопроса об использовании
неформализуемых показателей для анализа
и управления и рисками. Одна из причин
этой ситуации заключается в недостатке
информации о регионах, об их экономическом
положении, нехватке систематизированной
информации о социальных, демографических
и прочих процессах.. Поэтому одной из
проблем, возникающей как на федеральном
и местном уровнях, так и у частных компаний,
планирующих выходить на региональные
рынки, является разработка собственных
моделей и методов анализа и управления
рисками.
Подобные модели призваны решать
следующие задачи:
определение
факторов риска;
выбор ограничений
и методов оценки;
количественная
и качественная оценка рисков;
рекомендации
по принятию решений об использовании
складывающихся рисковых ситуаций;
рекомендации
по инвестированию;
рекомендации
по применению методов управления рисками;
контроль
хода инвестиционных процессов.
Точность данных моделей можно проверять
при определении точек экстремумов - точек
вхождения в инвестиционный проект, выхода
из него; точек безубыточности, прибыльности,
сроков окупаемости и пр. Это необходимо
на начальном этапе для внесения отдельных
корректировок в модели. На основе этого
можно сделать частичные выводы о степени
эффективности тех или иных методов и
моделей анализа и управления рисками.
Можно сформулировать следующие ограничения
и особенности обеспечения безопасности
инвестиций.
Во-первых, целесообразнее вложение средств
в проекты, находящиеся под контролем
инвестора. Необходимо обладать не только
общепринятыми в мировой практике экономическими
механизмами контроля над ходом проекта,
но и располагать рычагами воздействия
политического и непрямого экономического
характера. То есть надежнее осуществлять
инвестиции в собственные и аффинированные
структуры.
Во-вторых, требуется объективно оценивать
значение той или иной отрасли в экономике
страны с учетом утвержденных или рассматриваемых
программ развития и государственной
поддержки.
В-третьих, большую роль играет фактор
политических рисков внешнего и внутреннего
характера, создающий настрой неопределенности
у инвесторов в выборе момента и объектов
инвестиций. Поэтому, как уже сложилось,
вложение средств благоразумнее осуществлять
в периоды между выборами и другими значительными
внешне- и внутриполитическими событиями.
В-четвертых, большинство специалистов
не принимают во внимание тот факт, что
российская экономика обладает многими
специфическими чертами, связанными с
ее ролью в мировом разделении труда и
специализации производства. И эти особенности
дают основание предполагать, что те отрасли,
которые представляются перспективными
с точки зрения закономерностей развития
экономики других стран, отнюдь не являются
наиболее выгодными для вложения.
В-пятых, очень низкая производительность
труда на предприятиях позволяет говорить
о необходимости резкого изменения менеджмента,
корпоративной культуры. Тем самым перед
инвестором встает задача реформирования
системы управления на предприятиях, при
этом необходимо учитывать этнокультурный
фактор при размещении средств.
Итак, можно сделать следующие выводы
об ограничениях, накладываемых на инвестиционные
процессы и направленных на минимизацию
рисков.
Инвестору целесообразнее вкладывать
средства в проекты, находящиеся у него
в собственности; в регионы, где он располагает
экономическими и политическими рычагами
воздействия; в отрасли, недооцененные
другими участниками рынка. При вложении
средств он должен учитывать необходимость
кардинальной перестройки системы менеджмента
и формирования собственных управленческого
аппарата и корпоративной культуры.
- Особенности оценки инвестиционных проектов в России.
Современная социально-экономическая
и макроэкономическая обстановка в
России, к сожалению, неблагоприятна
для осуществления активной деятельности
в сфере реальных инвестиций. Не
касаясь причин, которые привели
к ее возникновению, продолжают действовать
до сих пор, выделим основные аспекты
сложившейся ситуации, с наибольшей
силой, сказывающиеся на инвестиционной
активности в целом и затрудняющие
оценку инвестиционных проектов, в
частности, это:
- общая нестабильность развития событии во всех сферах жизни страны;
- специфика рынка финансовых ресурсов, характеризующегося отрицательной реальной стоимостью денежного капитала;
- несовершенство действующего законодательства, не позволяющее в полной мере учитывать отрицательное воздействие инфляции. В 1993-1995 гг. темпы инфляции сохранялись довольно высокими и непрогнозируемыми, в 1996-97 гг. правительство России принимает ряд мер по сдерживанию темпов инфляции, искусственно занижая ее.
Каждое из перечисленных
обстоятельств накладывает свое
ограничение на использование стандартных
методов оценки в том виде. в котором
они используются на Западе и в других
странах с развитым рыночным хозяйством.
В 1994 г. в России совместными усилиями
ведущих институтов разработаны «Методические
рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов» и их отбору
для финансирования, ориентированные
на унификацию методов оценки эффективности
инвестиционных проектов в условиях перехода
экономики России к рыночным отношениям.
Рекомендации основываются на методологии,
широко применяемой в современной международной
практике, и согласуются с методами, предложенными
ЮНИДО. В них используются также подходы,
выработанные при создании отечественных
методик. Основные подходы едины во всех
описанных рекомендациях.
Однако следует учитывать
несколько моментов, позволяющих
при сохранении методической корректности
и объективности инвестиционных
проектов учесть особенности российских
условий их осуществления.
Общая нестабильность, проявляющаяся
в невозможности достоверного прогнозирования
динамики развития нескольких параллельных
процессов - политического, экономического,
финансового и т.д. (к тому же слишком
зависимых друг от друга), ставит под
вопрос правомерность и необходимость
попыток объективной оценки проектов.
В условиях, когда погрешность
субъективных прогнозов многократно
превышает точность выполняемых
расчетов, большее внимание будет
уделено интуитивным и неформальным
методам оценки. Зачастую коммерческая
состоятельность проекта фигурирует
только в качестве одного из вспомогательных
критериев, которыми руководствуются
банки при принятии решений о
предоставлении кредита, а почти
в половине случаев кредиты выдаются
на основании личного знакомства
банкира и предпринимателя. Высок
риск банкира на возврат кредита,
так как нормативная и законодательная
база порой не позволяет осуществить
возврат.
Тем не менее, как представляется,
на стадии подготовки предложения о
предоставлении кредита, при получении
гарантий от других финансовых институтов,
при страховании бизнеса, в случае
оценки недвижимого имущества, а
также при разработке стратегии
развития предприятия использование
специальных методов анализа
состоятельности инвестиций все-таки
является необходимым. В этой связи
главной проблемой становится обеспечение
объективности, как при подготовке
исходной информации, так и при
ее интерпретации.
Четыре основные рекомендации
по использованию стандартных методов
оценки проектов в условиях России.
1.Базовым исходным вариантом
расчета всегда должен быть
расчет в постоянных ценах.
Это жесткое требование основывается
на признании очевидного факта:
прогнозировать развитие
макроэкономической ситуации в России
не в состоянии ни один эксперт, сколь
бы прозорливым он не был. Рабочих
гипотез может быть выдвинуто
множество, и все они должны быть
приняты во внимание и рассмотрены.
Однако единственной общей исходной
позицией для всех сценариев развития
инфляционных процессов может и
должно стать предположение о
сохранении сложившегося соотношения
цен на товарном рынке и достигнутого
уровня процентных ставок на рынке
капиталов.
Главное условие достоверности
оценки инвестиционного проекта - возможность
проверки использованных исходных данных.
Это условие может быть выполнено,
если имеется вся исходная информация,
используемая в расчетах, т.е. цены на
все элементы затрат могут быть взяты
либо по фактически сложившемуся уровню,
либо по ближайшим аналогам на рынке
товаров и услуг. Имеющийся стандартизованный
аппарат позволит в этом случае если
не измерить, то хотя бы сопоставить
и проранжировать проекты, подготовленные
специалистами, располагающими различными
взглядами на текущую ситуацию и имеющие
неодинаковый доступ к информации.