Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности инноваций и понятий инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной курсовой работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций отечественными и зарубежными учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1 Сущность инноваций 6
1.2 Инновационный процесс и его структура 12
1.3 Инновационный потенциал предприятия 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦентрТелеком» ЗА 2007-2008 ГОДЫ 16
2.1 Особенности и основные тенденции инновационного развития электросвязи в России 16
2.2 Краткая характеристика объекта исследования 19
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2008г 21
2.3.1 Анализ эффективности использования основных средств предприятия 22
2.3.2 Анализ себестоимости продукции 23
2.3.3 Анализ финансовых результатов 23
2.4 Анализ инновационной деятельности в ОАО «ЦентрТелеком» 27
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1 Мероприятия по внедрению новых систем связи 32
3.2 Анализ эффективности инновационного проекта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

     П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.Ю. Тюрина, А.В. Васильев [3,4,8] предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

     По  особенностям инновационного процесса выделяются внутриорганизационные  и межорганизационные нововведения.

     По  уровню новизны различают радикальные инновации, основанные на внедрении открытий, изобретений, патентов и ординарные инновации, представляющие собой ноу-хау, рационализаторские предложения и другие формы новшеств.

     В зависимости от стадий жизненного цикла  товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, различают инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства; производства, включая маркетинг; сервиса, осуществляемого изготовителем.

     В зависимости от отрасли внедрения  инновации в народное хозяйство  различают новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки, образования, социальной сфере и материальном производстве; а по сфере применения инновации (новшества) подразделяют инновации для внутреннего применения, а также новшества для накопления на фирме и в основном для продажи.

     Внешний классификационный признак указывает  на форму реализации инновации, по которой  выделяются инновации следующих  форм: продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи как экономического продукта (станок, товар, сырье и другая продукция). Инновация в форме операции практически представляет собой процессную инновацию. По утверждению И. Т. Балабанова название инновации в форме процесса является неудачным, так как процесс представляет собой последовательную смену состояний или совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Он считает, что более правильно называть инновацию в форме операции, то есть действия, особенно когда речь идет о финансовой операции.

     Инновация в форме операции представляет собой  результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и другими нормативами. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка; операция, оформленная в виде инструкции, правил, положений и других различных форм и другие виды.

     Структурный классификационный признак показывает для какой отрасли народно-хозяйственного комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена данная инновация и определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

     Как отмечено в Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 годы и рядом авторов по причинам возникновения инновации подразделяются на реактивные и стратегические. Реактивная инновация обеспечивает выживание фирмы, представляет реакцию на новые преобразования (нововведения), осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Реактивные инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом для ведения эффективной конкурентной борьбы и владения конкурентным преимуществом. Стратегическая инновация представляет нововведение, внедрение которого носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

     Один из возможных вариантов обобщенной классификации представлен в Приложении Б.

1.2 Инновационный процесс и его структура

     Инновационный процесс формируется под воздействием инновационной стратегии. Б. Карлоф определяет стратегию отдельного предприятия - субъекта рынка, как "...обобщенную модель действий, необходимых для достижения постоянных целей путем координации и распределения ресурсов компании...".

     В экономической энциклопедии понятие инновационная стратегия определено как выбор наиболее эффективных путей технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.

     Классификации инновационных стратегий показаны в приложении Д.

     Процесс формирования инновационной стратегии  предприятия является наиболее ответственным этапом разработки механизма управления нововведениями. Основу выработки инновационной стратегии по мнению С.Д. Ильенковой составляют теории жизненного цикла продукта [5]. Инновационная стратегия должна учитывать фазы, в которых находится продукт – зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, падение, исход, деструктуризация. Направления выбора инновационной стратегии С.Д. Ильенкова связывает с рыночной позицией фирмы – контролируемой долей рынка и динамикой его развития, доступом к источникам финансирования и сырья, позицией лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе.

     Влияние научно-технических нововведений на циклический, т.е. волнообразный характер изменения макроэкономических показателей в сфере рыночной предпринимательской деятельности было показано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым, разработавшим в 20-х годах прошлого века первую систематическую концепцию долговременных колебаний в экономике, получивших название длинных волн Кондратьева [19].

     Используя динамику макроэкономических показателей (уровня цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли), по четырем ведущим капиталистическим странам: Англии, Франции, Германии и США за период с 1780г. по 1920г., Н.Д. Кондратьев пришел к выводу о наличии 3-х больших циклов (волн) в мировой рыночной конъюнктуре с периодом 48-55 лет, представленных на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Влияние нововведений на динамику 
изменения экономических показателей.

     Повышательная волна первого цикла Н.Д. Кондратьевым связывалась с инновациями в  текстильной промышленности и производстве чугуна, второго цикла - с инновациями в железнодорожном и морском транспорте, третьего цикла - с открытиями в области электричества, радио и электроники.

     В общем виде структура жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, представлена в Приложении В.

     Для этапа НИОКР наукоемкого производства, которым является сфера телекоммуникационных услуг, характерны высокие темпы внедрения мировых достижений научно-технического прогресса. Эта особенность ярко просматривается на примере организации производства новых видов телекоммуникационных услуг, таких как услуги Интернет и др.

     П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [9] отмечают два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства, что характерно, например, для США. Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат, что свойственно, например, для предприятий и отраслей Японии. На этом пути создаются улучшающие (приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

     В российской национальной экономике, по мнению Х.Б. Дусаева [2], можно использовать догоняющий тип инновационных процессов в целях экономии средств, ресурсов и сокращения периода внедрения инновационных разработок в производство и различные сферы деятельности.

1.3 Инновационный потенциал предприятия

     Процесс формирования эффективной системы  инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решения кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

     Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими, так и управленческими факторами. К ним относятся: сложившийся ранее уровень развития производства; состояние механизма и системы управления; тип и ориентация организационной структуры; тенденции экономической и инновационной политики; понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

     Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на группы, представленные в Приложении Г.

     Первая  группа факторов представляет собой  совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

     Состав  второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

     На  уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние факторы, представленные в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 – Факторы, оказывающие воздействие  на разработку нововведений

Факторы, способствующие разработке нововведений Факторы, не способствующие

разработке  нововведений

  1. Сохранение и расширение производственной базы
  2. Сокращение затрат
  3. Реализация нужд и предложений потребителей
  4. Повышение научно-технического потенциала
  5. Имидж организации
  1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений
  2. Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок
  3. Большая неуверенность в успехе
  4. Непатентоспособность нововведения
  5. Трудности в сохранении доли на рынке
  6. Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров

     Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

1) организация  специальной группы, отвечающей  за создание новых идей;

2) поиск  источников информации, как внутри-, так и внефирменных;

3) использование  разнообразной современной практики  стимулирования творческой активности работников;

4) поощрение  и поддержка менеджерами инновационной  активности служащих на всех  уровнях с помощью специальных  бюджетных ассигнований;

5) поощрение  принятия решений по отбору  и внедрению нововведений на  коллективной основе;

6) четкая  стратегия управления нововведениями.

     Шестой признак отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая основе создает необходимые условия для генерирования новых идей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦентрТелеком» ЗА 2007-2008 годы

2.1 Особенности и  основные тенденции  инновационного развития  электросвязи в  России

     Важной  особенностью электросвязи является характер конечного продукта, который выступает  в форме информации, к которой  предъявляются, определенные стандартами, требования и условия, особая роль при этом отводится к качеству поступившей информации – продукции услуг связи.

     Другая  особенность отрасли заключается в ее сетевом построении. Сеть связи представляет собой сложную иерархическую структуру. В составе производственных фондов связи присутствует значительная доля сооружений и передаточных устройств, что обуславливает высокую фондоемкость материально-технической базы, длительные сроки ее создания и функционирования.

     Кроме того, в отличие от промышленности, где предмет труда подвергается вещественному изменению, становится товаром и только затем потребляется, в производственном процессе связи информация как предмет труда подвергается только пространственному перемещению. С учетом этого особое значение имеет достоверность и точность передачи информации.

     Связь, как часть инфраструктуры общества, оказывает непосредственное влияние  на экономику страны в целом. Существуют объективные закономерности, связывающие  развитие связи и экономический уровень общества, они исследованы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Основная идея этих исследований заключается в том, что должны соблюдаться определенные пропорции между развитием инфокоммуникационного сектора и экономики в целом. В противном случае, либо связь становится тормозом развития общества, при недостаточном уровне ее развития, либо средства, затраченные на инвестирование ее развития, становятся "мертвым капиталом", поскольку общество не в состоянии использовать все потенциальные возможности созданных сетей, при опережающем уровне развития. И эти пропорции должны определяться на общенациональном уровне и поддерживаться путем разработки рациональной инвестиционной политики [10].

Информация о работе Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия