Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности инноваций и понятий инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной курсовой работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций отечественными и зарубежными учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1 Сущность инноваций 6
1.2 Инновационный процесс и его структура 12
1.3 Инновационный потенциал предприятия 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦентрТелеком» ЗА 2007-2008 ГОДЫ 16
2.1 Особенности и основные тенденции инновационного развития электросвязи в России 16
2.2 Краткая характеристика объекта исследования 19
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2008г 21
2.3.1 Анализ эффективности использования основных средств предприятия 22
2.3.2 Анализ себестоимости продукции 23
2.3.3 Анализ финансовых результатов 23
2.4 Анализ инновационной деятельности в ОАО «ЦентрТелеком» 27
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1 Мероприятия по внедрению новых систем связи 32
3.2 Анализ эффективности инновационного проекта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.Ю. Тюрина, А.В. Васильев [3,4,8] предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.
По особенностям инновационного процесса выделяются внутриорганизационные и межорганизационные нововведения.
По уровню новизны различают радикальные инновации, основанные на внедрении открытий, изобретений, патентов и ординарные инновации, представляющие собой ноу-хау, рационализаторские предложения и другие формы новшеств.
В зависимости от стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, различают инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства; производства, включая маркетинг; сервиса, осуществляемого изготовителем.
В
зависимости от отрасли внедрения
инновации в народное хозяйство
различают новшества и
Внешний
классификационный признак
Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и другими нормативами. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка; операция, оформленная в виде инструкции, правил, положений и других различных форм и другие виды.
Структурный
классификационный признак
Как отмечено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы и рядом авторов по причинам возникновения инновации подразделяются на реактивные и стратегические. Реактивная инновация обеспечивает выживание фирмы, представляет реакцию на новые преобразования (нововведения), осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Реактивные инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом для ведения эффективной конкурентной борьбы и владения конкурентным преимуществом. Стратегическая инновация представляет нововведение, внедрение которого носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Один из возможных вариантов обобщенной классификации представлен в Приложении Б.
Инновационный
процесс формируется под
В экономической энциклопедии понятие инновационная стратегия определено как выбор наиболее эффективных путей технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.
Классификации инновационных стратегий показаны в приложении Д.
Процесс формирования инновационной стратегии предприятия является наиболее ответственным этапом разработки механизма управления нововведениями. Основу выработки инновационной стратегии по мнению С.Д. Ильенковой составляют теории жизненного цикла продукта [5]. Инновационная стратегия должна учитывать фазы, в которых находится продукт – зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, падение, исход, деструктуризация. Направления выбора инновационной стратегии С.Д. Ильенкова связывает с рыночной позицией фирмы – контролируемой долей рынка и динамикой его развития, доступом к источникам финансирования и сырья, позицией лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе.
Влияние научно-технических нововведений на циклический, т.е. волнообразный характер изменения макроэкономических показателей в сфере рыночной предпринимательской деятельности было показано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым, разработавшим в 20-х годах прошлого века первую систематическую концепцию долговременных колебаний в экономике, получивших название длинных волн Кондратьева [19].
Используя динамику макроэкономических показателей (уровня цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли), по четырем ведущим капиталистическим странам: Англии, Франции, Германии и США за период с 1780г. по 1920г., Н.Д. Кондратьев пришел к выводу о наличии 3-х больших циклов (волн) в мировой рыночной конъюнктуре с периодом 48-55 лет, представленных на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1 – Влияние нововведений на динамику
изменения экономических показателей.
Повышательная волна первого цикла Н.Д. Кондратьевым связывалась с инновациями в текстильной промышленности и производстве чугуна, второго цикла - с инновациями в железнодорожном и морском транспорте, третьего цикла - с открытиями в области электричества, радио и электроники.
В общем виде структура жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, представлена в Приложении В.
Для
этапа НИОКР наукоемкого
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [9] отмечают два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства, что характерно, например, для США. Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат, что свойственно, например, для предприятий и отраслей Японии. На этом пути создаются улучшающие (приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.
В российской национальной экономике, по мнению Х.Б. Дусаева [2], можно использовать догоняющий тип инновационных процессов в целях экономии средств, ресурсов и сокращения периода внедрения инновационных разработок в производство и различные сферы деятельности.
Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решения кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.
Инновационный
потенциал предприятия
Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на группы, представленные в Приложении Г.
Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.
Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.
На
уровень развития инновационного потенциала
фирмы оказывают большое влияние факторы,
представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений
Факторы, способствующие разработке нововведений | Факторы, не способствующие
разработке нововведений |
|
|
Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:
1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
2) поиск источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
3) использование
разнообразной современной
4) поощрение
и поддержка менеджерами
5) поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
6) четкая
стратегия управления
Шестой
признак отражает необходимость существования
четко сформулированной инновационной
стратегии, которая основе создает необходимые
условия для генерирования новых идей.
Важной особенностью электросвязи является характер конечного продукта, который выступает в форме информации, к которой предъявляются, определенные стандартами, требования и условия, особая роль при этом отводится к качеству поступившей информации – продукции услуг связи.
Другая особенность отрасли заключается в ее сетевом построении. Сеть связи представляет собой сложную иерархическую структуру. В составе производственных фондов связи присутствует значительная доля сооружений и передаточных устройств, что обуславливает высокую фондоемкость материально-технической базы, длительные сроки ее создания и функционирования.
Кроме того, в отличие от промышленности, где предмет труда подвергается вещественному изменению, становится товаром и только затем потребляется, в производственном процессе связи информация как предмет труда подвергается только пространственному перемещению. С учетом этого особое значение имеет достоверность и точность передачи информации.
Связь, как часть инфраструктуры общества, оказывает непосредственное влияние на экономику страны в целом. Существуют объективные закономерности, связывающие развитие связи и экономический уровень общества, они исследованы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Основная идея этих исследований заключается в том, что должны соблюдаться определенные пропорции между развитием инфокоммуникационного сектора и экономики в целом. В противном случае, либо связь становится тормозом развития общества, при недостаточном уровне ее развития, либо средства, затраченные на инвестирование ее развития, становятся "мертвым капиталом", поскольку общество не в состоянии использовать все потенциальные возможности созданных сетей, при опережающем уровне развития. И эти пропорции должны определяться на общенациональном уровне и поддерживаться путем разработки рациональной инвестиционной политики [10].
Информация о работе Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия