Инновационные процессы в промышленности и их влияние на структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.
Были поставлены следующие задачи:
– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;
– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;
– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;
– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;
– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные процессы в промышленности и их влияние на структуру рынка..docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня экстенсивные факторы развития практически исчерпаны и необходимо повышать эффективность национального хозяйства на основе качественного совершенствования факторов производства, то есть на основе всемерного использования достижения научно-технического прогресса. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и её место в мировой экономике. Развитие промышленности, преодоление возникшего отставания в области научных разработок и технологий – одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.

Ныне в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития промышленности России.

Цель работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.

Были поставлены следующие задачи:

– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;

– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;

– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;

– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;

– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.

Объектом исследования является промышленность как важнейшая система научного хозяйства России.

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ,ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.

В современном экономическом словаре указано, что «инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности».

Следует отметить, что различные ученые, в зависимости от объекта и предмета исследования, рассматривают инновации следующим образом:

– как процесс;

– как систему;

– как изменение;

– как результат.

Инновация – внедренное в производство новшество, выступающее фактором интенсивного экономического роста, с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Мы поддерживаем точку зрения о том, что необходимо разграничить понятие «новшество» и «инновация».

Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Однако, главное – внедрить новшество, превратить его в инновацию и получить положительный результат.

Инновации в экономическом анализе делятся на главные, решающие, т.е. на те, которые принципиальным образом изменяют характер производственного процесса или предоставляют возможность выпустить ранее неизвестный на рынке продукт, и, второстепенные, которые видоизменяют только форму продукта или какого либо процесса.

Таким образом, инновационная деятельность состоит из двух этапов: первый включает приобретение (или создание) новшества, а второй – его внедрение. Поэтому инновационной можно назвать только такую деятельность промышленного предприятия (и общества в целом), которая включает реализацию этих двух этапов и приносит экономический и другие виды эффектов.

Совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, научно-технических), используемых для инновационной деятельности в промышленности составляет инновационный потенциал отрасли. Инновационная деятельность не цель, а средство расширенного воспроизводства экономики страны и повышения её эффективности.[4,11]

Можно выделить следующие основные виды инноваций в промышленности:

– инновация продукции (работ, услуг);

– инновация технологических процессов, или технологическая инновация;

– организационная инновация;

– социальная инновация.

1. Инновация продукции (услуг) представляет собой создание  нового продукта или услуги, что  повышает конкурентоспособность  предприятия и всего общества.

2. Инновация технологических  процессов или технологическая  инновация – это процесс обновления  производственного потенциала субъекта  инновационной деятельности, направленный  на рост производительности и  экономию ресурсов, что, в свою  очередь, дает возможность увеличивать  прибыль, усовершенствовать технику  безопасности, проводить экологические  мероприятия, внедрять новые информационные  технологии.

3. Организационная инновация  представляет процесс совершенствования  организации производства и управления  на предприятии, в отрасли, в российской  экономике в целом.

4. Социальная инновация  – это процесс улучшения социальной  сферы (предприятия, отрасли, общества), которая улучшает условия и  мотивацию труда, способствует росту  его производительности.

Инновационная стратегия реализуется, прежде всего, на предприятии. Она представляет одно из основных средств достижения целей организации. Инновационная стратегия направлена на развитие и использование потенциала фирмы и рассматривается как реакция на изменение внешней среды. Анализ инновационной ситуации, сложившейся на промышленном предприятии, является исходным моментом выбора инновационной стратегии. Он должен начинаться с краткой характеристики основных целей и задач, стоящих перед предприятием. Стратегия предприятия осуществляется совместным анализом внешней и внутренней среды, то есть на основе инновационного потенциала и инновационного климата.

От инновационной активности предприятий зависит состояние инновационной деятельности по экономике в целом. Широкое освоение инноваций на основе использования достижений научно-технического прогресса на предприятиях всех сфер экономики создает предпосылки развития и является ключевым направлением достижения устойчивого экономического роста в стране.[7]

2.РОЛЬ НАУЧНОГО ПОТЕНУИАЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ

Научно-техническая деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим преодолению кризисных явлений и стабилизации экономики. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75–80% прироста валового продукта.

Важную роль в этом процессе играет научный потенциал страны, который представляет совокупность различного рода резервов (кадровых, материально-технических, информационных и организационных), предназначенных для решения общегосударственных задач инновационного научно-технического развития.

Наука – это важнейшая составляющая национального богатства. В современных условиях наука и высокие технологии являются основой для выхода на передовые рубежи устойчивого развития в рамках определенной ниши мирового рынка. Альтернативой этому пути развития может быть усиление экономической и политической зависимости от других государств, переход в разряд сырьевых стран второго и третьего эшелона.

По оценкам ученых, современный уровень экономики относится к пятому технологическому укладу, основу которого составляет электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.

Большинство наукоемких отраслей России находится между третьим и четвертым технологическими укладами.

Сегодня объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долл. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии – 30%, Китая – 6%, России – всего 0,3%.

По индексу конкурентоспособности Россия находится на 63-м месте из 75 стран – наравне с Венесуэлой, Болгарией, Индонезией [3, с. 88].

Анализ мирового рынка показывает: производство наукоемкой продукции обеспечивает всего порядка 50 макротехнологий. Семь наиболее промышленно развитых стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония), обладая 46 макротехнологиями контролируют в настоящее время около 80% этого рынка. В результате США ежегодно получает от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – 400 млрд. долл. США.

Многие российские технологии были вытеснены зарубежными технологиями. Доля финансовых средств, направленных российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10–15 раз ниже, чем в развитых странах.

Следует также отметить, что современный объем инвестиций в технологические инновации страны не в состоянии обеспечить инновационный прорыв в отраслях национальной экономики и неизмерим с реальными потребностями в технологическом обновлении производства. Инновационные затраты в промышленности составляют в настоящий момент лишь 1,4% общего объема затрат в данной отрасли. По оценкам, для улучшения экономической динамики необходимо увеличение нормы накопления в ВВП на 30–35% (ныне она составляет 18%).

Кризис научно-технической сферы России связан со следующими основными причинами:

  1. резким сокращением бюджетного финансирования;
  2. ослаблением государственного регулирования этой сферы;
  3. неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам.

Однако при этом следует отметить, что России удалось сохранить государственный сектор в науке, который финансируется, главным образом, из федерального бюджета. Именно бюджетное финансирование – низкое, но относительно стабильное, – позволило в определенной степени сохранить базовый элемент отечественного научного потенциала, основу которого составляют учреждения, занимающиеся фундаментальными исследованиями.

Более того, российская наука по-прежнему может предложить ряд уникальных проектов, например, в области энергетики, в области добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, технологию добычи алмазов и ряд направлений в области биотехнологий.[5. c10]

Однако для успешного решения указанных и ряда других задач требуется новая научно-техническая политика государства, направленная на подъем российской науки и системы образования, включая подготовку научных кадров.

Механизмом реализации научно-технической политики, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий федерального уровня должны стать федеральные целевые научные и научно-технические программы. Для эффективного использования этого механизма необходимы: организация государственной экспертизы программ, их систематическая корректировка, пересмотр и оценка результатов.

Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны.

Основные из них следующие:

– государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

– в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса – для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направленные на поддержку науки;

– создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

– фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обуславливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм.

Следовательно, эффективность государственного воздействия на инновационные процессы определяется способностью государства использовать ведущие направления развития техники и технологий, обеспечивать поступательное развитие науки, разрабатывать мероприятия, стимулирующие инновационную деятельность предприятий, оказывать соответствующее воздействие на работу организаций и фирм в области создания и внедрения новых технологий.[8]

Информация о работе Инновационные процессы в промышленности и их влияние на структуру рынка