Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:33, курсовая работа
Раньше инфляция развивалась локально и носила периодический характер, в современных условиях рыночного хозяйствования инфляция присутствует везде и носит уже хронический характер, помимо прямой зависимости от денег, на инфляцию влияют сейчас и неденежные факторы.
Инфляция характеризуется процессами саморасширения и самовоспроизводства и влечет за собой негативные социально-экономические последствия. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Разрушение денежной системы усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, снижая мотивацию к труду. Инфляция усиливает социальное неравенство, способствуя оттоку денег от бедных и средних слоев населения к более богатым. В результате инфляции в обществе начинается развитие диктаторских тенденций со стороны предприятий, диктующих свои условия потребителям.
Положительную роль сыграли структурные сдвиги и упор на новую продукцию. Наиболее быстро росла доля фармацевтической продукции, составляющей уже 5% совокупной стоимости шведского экспорта. 60% экспорта фармацевтических товаров идет в страны ЕС, 11% - в США. Зато заметно сократился их экспорт в азиатские страны.
В импорте почти половину стоимости составляют сырье и полуфабрикаты, 30% - инвестиционные и свыше 20% - потребительские товары. Незначительное увеличение импорта (на 55) можно объяснить использованием запасов, относительно низкой инвестиционной активностью, а также заметным сокращением импорта домашних компьютеров по сравнению с 1998годом. Тогда многие предприятия воспользовались возможностью предложить своим сотрудникам арендовать домашние компьютеры с налоговой скидкой.
Несмотря на значительный рост личного потребления, импорт потребительских товаров вырос лишь на 1% (в 1998 году -на 11%). Это связано с успехами отечественных производителей. Например, покупка легковых автомобилей населения за первые три квартала 1999 года увеличилась на 34%, а их импорт возрос лишь на 13%.
Регистрация новых иностранных автомашин выросла на 11%, а автомашин «Вольво» и «СААБ» удвоилась главным образом благодаря выпуску новой модели «Вольво S80». В 1999 году торговый баланс страны был сведен с положительным сальдо в 130 млрд. крон, а платежный баланс - в 50 млрд. Условия торговли, то есть соотношение экспортных и импортных цен, ухудшились, прежде всего, из-за роста цен на нефть и нефтепродукты.
Кроме того, снизился курс кроны, что привело к удорожанию импорта. Экономический рост последних лет обеспечивался главным образом внутренним спросом. В 1999 году личное потребление увеличилось на 4,3%. Этому способствовали значительный рост реальных располагаемых доходов, увеличение занятости, повышение уверенности населения в будущем и низкая инфляция. Создались условия для некоторого повышения нормы сбережения, снизившейся в 1999 году до 2,1%. Кроме того, низкие процентные ставки способствовали увеличению инвестиций и росту цен на недвижимость.
Капиталовложения в 1999 году увеличились на 8% , но при этом в промышленности лишь на 0,6%. Снизились инвестиции в пищевую, лесную и целлюлозно-бумажную отрасли. В химической промышленности они, напротив, увеличились на 30%.
Продолжает быстро расширяться жилищное строительство (правда, этот рост начался с весьма низкого уровня) - примерно на 15% в 1999 году. Объем нового жилищного строительства за первые девять месяцев года на 45% превысил уровень того же периода 1998 году.
Успешное развитие экономики позволило перенести внимание с государственных финансов и сбалансированности бюджета на более долгосрочные проблемы. Прежде всего, это - положение на рынке труда и динамика заработной платы. Снижены предельные ставки налогов, что должно увеличить предложение рабочей силы, повысить стимулы к труду и уровень образования, а также снизить утечку квалифицированной рабочей силы за границу.
Таким образом, сохраняются хорошие предпосылки для дальнейшего экономического роста.
Профицит госбюджета составил в 1999 году 2%, государственные расходы не превышают запланированных затрат. Бюджетно-финансовая политика государства направлена на то, чтобы стабилизировать такое положение, ибо высокая конъюнктура не вечна. Должны существовать такие «пределы безопасности», в рамках которых можно противостоять очередному спаду при помощи активной бюджетно-финансовой политики.
Кроме того, необходимо сокращать размер государственного долга, который на начало 2005 года составлял 1374 млрд. крон. В 1999 году только на выплату процентов потребовалось 90 млрд. крон. В рамках Программы экономической стабильности и роста ЕС Швеция взяла на себя обязательства поддерживать примерный баланс в сфере государственных финансов.
В Норвегии в 1999 году после шести лет высоких темпов развития экономики прирост ВВП составил лишь 1,3%. В обрабатывающей промышленности сокращение производства началось еще в третьем квартале 1998 года. Его основные причины - нехватка рабочей силы, значительный прирост заработной платы, высокие процентные ставки, низкая мировая конъюнктура и слабая динамика внутренних инвестиций.
В 1999 году произошло падение объема капиталовложений из-за значительного их сокращения в нефтегазовую промышленность, а также снижения цен на нефть в 1998 году. Это неблагоприятно отразилось на обрабатывающей промышленности, специализирующейся на нефтяном и газовом оборудовании для месторождений на континентальном шельфе. К этому добавилось снижение конкурентоспособности норвежской продукции на мировых рынках, связанное со значительным ростом заработной платы в течение предшествовавших лет экономического бума. В 1999 году положение на рынке труда несколько ухудшилось и число безработных увеличилось. Это относится, прежде всего, к традиционным отраслям обрабатывающей промышленности. Инфляция сохраняется на низком уровне. Ожидается, что ухудшение конъюнктуры продлится недолго и в 2005 году ситуация улучшится, а ВВП возрастет на 3%. Однако уровень нефтедобычи приблизился к максимуму и инвестиции в эту отрасль начнут значительно сокращаться. Такое развитие событий отражает неустойчивость цен на нефть.
В 1999 году в Дании после шести лет высоких темпов экономического роста активность на внутреннем рынке снизилась. Это стало результатом жесткой кредитно-финансовой политики в сочетании с повышением процентных ставок и падением оптимизма потребителей. ВВП страны увеличился лишь на 1.6%. Торговый и, следовательно, платежный баланс значительно улучшились благодаря повышению спроса на мировых и снижению курса датской кроны. Вследствие роста процентных ставок и ужесточения кредитно-финансовой политики сократились инвестиции в жилищное строительство. Напротив, возрастали капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства. В течение года заметно выросли потребительские цены в результате повышения цен на энергию и ослабления национальной валюты. Инфляция составила около 2.5%.
В обществе продолжались дискуссии о возможном вступлении страны в Европейский валютный союз. Дата референдума по этому вопросу, возможно, будет назначена на съезде Социал-демократической партии. Считается, что референдум произойдет не ранее начала 2006 года. Предполагается, что Дания станет членом ЕВС в 2002 году, еще до того, как она займет пост председателя ЕС летом того же года.
В 1999 году в Финляндии продолжался бурный экономический рост. ВВП увеличился на 3,5% (в среднем в 1995-1999 году его годовой прирост составлял 4,7%). При этом в связи с улучшением мировой экономической конъюнктуры основной движущей силой роста экономики стал не только внутренний спрос, но и экспорт.
Личное потребление в 1999 году вновь возросло, чему способствовали повышение реальной заработной платы в результате низких процентных ставок в Европе и низкая инфляция.
Положительное воздействие на личное потребление оказало и обещанное снижение подоходного налога. Продолжали увеличиваться инвестиции в жилищное строительство. Этому благоприятствуют такие важные факторы, как общий рост внутреннего спроса и перемещение сельского населения в города. Прирост государственного потребления оставался весьма скромным.
В 1999 году улучшилась конъюнктура на мировых рынках для продукции таких отраслей финской промышленности, как электронная, лесная, металлургия и машиностроение. Основную роль в успешном развитии экспорта продолжает играть расширение телекоммуникаций отрасли. Инфляция в 1999 году составила примерно 1%. Столь низкая цифра отражает прежде всего незначительный рост цен на продовольственные товары и низкие процентные ставки по ипотечному жилищному кредиту. Если в 1998 году прирост этих двух позиций в индексе цен на продовольственные товары составил 0,6% при совокупной годовой инфляции 1,4%, то в 1999 году - лишь 0,2-0,3%. Но с 2005 года положительное воздействие этих факторов ослабло из-за повышения процентных ставок в ЕС и цен на недвижимость внутри страны. Кроме того, сказалось подорожание нефти и сырьевых товаров.
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для эффективной деятельности как хозяйствующих субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции.
В соответствии с Конституцией РК основы ценовой политики находятся в исключительном ведении РК, что требует принятия федерального закона, определяющего ее основные принципы. Законодательного определения порядка установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский кодекс РК.
В настоящее время государственная политика цен и порядок ценообразования регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания и некоторые другие.
Отсутствие единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту.
Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен.
Единственный действующий в настоящее время правовой акт - Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной.
В бюджет поступают лишь штрафы, добровольно выплачиваемые предприятиями-нарушителями.
Новым Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф с юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Однако, как показывает практика применения взысканий за правонарушения в сфере регулирования цен.
Таким образом, Кодекс не позволяет применять штрафную меру с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Поэтому в одних случаях столь большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В других случаях этот штраф не компенсирует потери общества. Избежать несправедливости можно взысканием, помимо административного штрафа, всей суммы излишне полученной выручки.
Следствием установления государственного регулирования цен является ограничение дохода, который может быть получен в результате производства (реализации) отдельных видов продукции (услуг). Нарушение государственной дисциплины цен ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Нарушитель не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он получил за счет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Поэтому эта часть имущества должна быть возвращена их владельцам, что представляет собой его законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку взыскание всей суммы излишне полученной выручки не относится к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса должно быть установлено соответствующим законом. В тех случаях, когда есть возможность установить потребителей, пострадавших от завышения цен, закон должен предусматривать возврат потребителям незаконно полученных с них сумм, что позволит не только осуществлять карательные меры, но и восстанавливать социальную справедливость.
Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой политики, наличие множества законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования ценовой и контрольной деятельности. Новый Кодекс об административных правонарушениях так определяет понятие нарушения порядка ценообразования: «завышение или занижение регулируемых государством цен, установленных надбавок (наценок) к ценам.., а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования». Следовательно, в правоприменительной деятельности неизбежно различное толкование установленного порядка ценообразования хозяйствующими субъектами и контрольными органами.