Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:45, контрольная работа
Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Однако законодательство, как внешнюю форму выражения права, нельзя сме¬шивать с самим правом. Право непосредственно связано со своим социально-экономическим содержанием, неотделим» от характера регулируемых им отношений, их режима, принципов, методов регламентации.
Введение 2
1. Источники коммерческого права 3
2. Нормативно-правовой режим предпринимательства 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Содержание
стр. | |
Введение |
2 |
1. Источники коммерческого права |
3 |
2. Нормативно-правовой режим предпринимательства |
10 |
Заключение |
15 |
Список используемой литературы |
17 |
Введение
Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Однако законодательство, как внешнюю форму выражения права, нельзя смешивать с самим правом. Право непосредственно связано со своим социально-экономическим содержанием, неотделим» от характера регулируемых им отношений, их режима, принципов, методов регламентации.
Законодательство, как внешняя форма выражения права, лежит на поверхности юридической действительности, оно сравнительно самостоятельно по отношению не только к содержанию (социально-экономическим отношениям), но и к внутренней форме права. Поскольку состояние законодательства во многом зависит от усмотрения законодателя, от рациональной нормотворческой деятельности, постольку не исключены противоречия между правом (явлением объективного характера) и законодательством.
В своей контрольной работе я подробно охарактеризую источники коммерческого права.
1. Источники коммерческого права
В качестве источников коммерческого права прежде всего следует назвать нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Эти особенности могут выражаться в разных нормативных актах: в специальном торговом кодексе и ряде других специальных нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, как это делается в ряде стран с дуалистической системой частного права; в едином гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтам коммерческого права, что соответствует, на наш взгляд, современной тенденции развития коммерческого законодательства. Выбор того или иного варианта систематизации коммерческого законодательства зависит от воли и интересов законодателя, формирующего эту систему с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений в данной сфере.
Российское коммерческое законодательство в настоящее время развивается по последнему из отмеченных выше вариантов, т.е. особенности правового регулирования предпринимательских отношений находят выражение непосредственно в ГК (п. 1 ст. 2) и ряде специальных нормативных актов, например Законе об акционерных обществах.
Таким образом, в отличие от системы права, система законодательства в значительной степени — явление субъективное. Субъективны и элементы этой системы — отрасли законодательства, так как тексты составляющих их нормативных актов компонуются законодателем произвольно, исходя из практической целесообразности. Одни нормативные акты содержат преимущественно нормы одной отрасли права, например, Гражданский и Уголовный кодексы. Такие нормативные акты именуют отраслевыми и относят к основным отраслям законодательства: гражданскому, уголовному и т.д. Другие нормативные акты содержат нормы разных отраслей права, ни одни из которых не имеют явного преимущества, например Закон «О конкуренции» и многие другие специальные нормативные акты. Такие нормативные акты именуют комплексными и относят к комплексным отраслям законодательства.
Гражданский кодекс — основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательских отношений. Здесь мы имеем дело с нормативным актом, относящимся к основной отрасли законодательства — гражданскому. Однако даже в ГК можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, даже ГК, являющийся стержневым частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.
Еще большее взаимодействие норм частного и публичного права обнаруживается в специальных нормативных актах, посвященных регулированию предпринимательской деятельности. Так, в Законе о банках содержатся не только нормы, регулирующие взаимоотношения коммерческих банков с клиентами (нормы частного права), но и нормы публичного права, регламентирующие взаимоотношения коммерческих банков с органами государства, прежде всего с Банком России.
Таким образом, можно сделать вывод, что, в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода, отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, составляющие ту или иную отрасль законодательства, обязательно включают в себя нормы разных отраслей права: частного и публичного.
Законодательство, как правило, строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно урегулировать их. Именно в этом предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов. Данный вывод в полной мере распространяется на коммерческое законодательство, тем самым и определяется его природа как комплексного законодательства.
Следует подчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Коммерческое право, как отмечалось ранее, — это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности. Коммерческое же законодательство — это совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность.
Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены не только в нормах частного права, но и в нормах публичного права (например, законодательство о налогообложении предпринимательской деятельности).
Нормы права, регулирующие частные предпринимательские отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием), составляют коммерческое право как подотрасль гражданского права (частное коммерческое право).
Если говорить об особенностях частноправового регулирования предпринимательских отношений, то они воплощены либо в специальных статьях и главах ГК, либо в специальных нормативных актах, например в Законе об акционерных обществах. В обоих случаях специальные правила, регулирующие предпринимательские отношения, соотносятся с общими правилами частного права как особенное и общее. При этом специальным правилам в процессе применения права отдается предпочтение перед общими правилами. Общие правила и институты ГК применяются субсидиарно (дополнительно), т.е. тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальных нормах (институтах) ГК или в специальных нормативных актах. Нормы права, регулирующие публичные предпринимательские отношения, возникающие в связи с публичной организацией предпринимательской деятельности (отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и государственными органами), составляют, условно говоря, публичное коммерческое право как составную часть публичного права.
В совокупности своей нормы частного и публичного права, регулирующие осуществление и публичную организацию предпринимательской деятельности, составляют коммерческое законодательство.
Сторонники принятия хозяйственного (предпринимательского, торгового) кодекса предлагают объединить в нем нормы частного и публичного права и тем самым обеспечить стыковку публичных и частных правоотношений, складывающихся в сфере предпринимательства.
В связи с этим следует отметить, что если речь идет о создании торгового кодекса, подобного тем, которые, являясь специальными, действуют наряду с Гражданскими кодексами в ряде стран (Испании, Франции, Германии и др.), то это возможно, но нецелесообразно. Стыковка частных и публичных правоотношений, складывающихся в сфере предпринимательства, вполне обеспечивается и в настоящее время специальными законами, регламентирующими статус различных коммерческих организаций, различные виды и сферы предпринимательской деятельности. Если же собрать нормы всех этих законов в один торговый кодекс, то, приняв его, мы столкнемся с еще более сложной системой предпринимательского законодательства. Наряду с ГК и более или менее компактным торговым кодексом по-прежнему будут действовать многие и многие специальные законы. А это означает, что процесс правоприменения (как, впрочем, и правотворчества, и правособлюдения) еще более усложнится: придется устанавливать соотношение не только ГК и специальных законов в сфере предпринимательства, но и каждого из них — с торговым кодексом как специальным кодифицированным законом, связывающим ГК и другие специальные законы в сфере предпринимательства.
Если же речь идет о создании торгового кодекса в виде акта, исключающего субсидиарное применение норм ГК РФ, то это принципиально невозможно, так как неминуемо приведет к дуализму частного права, разрушению принципа единства правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК), со всеми вытекающими отсюда последствиями, хорошо известными нам из недалекого прошлого.
До сих пор речь шла о таком источнике коммерческого права, каким является законодательство. Между тем регламентация коммерческих отношений осуществляется не только нормативными актами, как бы важны они ни были. Формами регулирования указанных отношений являются также нормы международного права и обычаи делового оборота.
Нормы международного права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, а международные договоры Российской Федерации — в результате их трансформации, т.е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора Российской Федерации или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2,5,6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Если общепризнанными
В соответствии с распространенной точкой зрения данное положение понимается как правило, которое разрешает коллизию между двумя внутригосударственными нормами. Одна из них - какое-либо правило, содержащееся во внутреннем законодательстве, а вторая — исключение из него, вытекающее из общепризнанных принципов и норм международного права или заключенного государством международного договора. Именно этой второй норме отдается предпочтение, за ней признается более высокая юридическая сила.
Нормы международного права в сфере
предпринимательства имеют
Большую роль в регулировании коммерческих отношений играют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:
а) это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;
б) это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на ИНКОТЕРМС, делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;
в) это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота -это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.