Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:29, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Как экономическое явление монополия известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами.
Монополия (от греч. monopolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности ( производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Другими словами, монополистом можно считать только такого крупного предпринимателя (индивидуального или коллективного), который имеет не один, а два различных источника избыточной прибавочной стоимости. Первый источник избыточной прибавочной стоимости у монополии общий со всеми прочими рыночными субъектами. Это — технический и организационно-экономический прогресс, более быстрый, чем у остальных участников конкурентного процесса, позволяющий некоторое время извлекать избыточную прибавочную стоимость.
Второй источник — постоянные ценовые скидки при крупных покупках. Его имеют только монополисты. Другие рыночные субъекты тоже могут получать такие скидки при благоприятной конъюнктуре, но монополисты получают эти скидки всегда. Это значит, что любые элементы издержек у монополистов всегда ниже средних, а следовательно, монополисты всегда имеют избыточную прибавочную стоимость. Конечно, такого рода возможности меняются на разных фазах длинной волны конъюнктуры, и мы еще вернемся к анализу этих возможностей. Сейчас же подчеркнем, что другие рыночные субъекты не могут извлекать избыточную прибавочную стоимость постоянно, они извлекают ее только время от времени, случайно, а монополии — всегда, постоянно.
Следовательно, монополисты, имея более низкие издержки и продавая свою продукцию по рыночным ценам, получают от таких продаж не обычную среднюю прибыль, а сверхприбыль. И норма прибыли у них устойчиво выше средней рыночной нормы прибыли. В этом факте отражается их реальное рыночное господство.
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии — эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем производства, но не то и другое вместе.
Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополий, но предлагает выделить чистую монополию или абсолютную, естественную и искусственную, производственную и организационную.
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, составляет 100%. Чистая монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, (включая наркотики), ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
В Республике Беларусь установлена чистая монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. К естественным монополиям относятся сферы и хозяйствующие субъекты, способные удовлетворять общественный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это — фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно наличие только ее одной. Экономическая эффективность требует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).
В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.
Искусственные монополии – это монополии созданные государством в целях концентрации и специализации производства.
Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производство которой обуславливает крупные размеры и наличия тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.
Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.
Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение.
Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей с его собственной.
Барьер для входа в отрасль ( Barrier entry ) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.
Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки, исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
Нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приемами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников.
При рассмотрении барьеров для вступление в отрасль необходимо учитывать следующие моменты:
1. Барьеры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми, действительно, это просто другой способ изложения вашего предыдущего вопроса о том, что монополия является относительно редкой. Хотя, как мы видим, научно-исследовательская работа и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, технология может также подорвать существующую монопольную власть. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Вероятно, будет небольшим преувеличением сказать, что монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущённого ей времени только с санкции или с помощью правительства, например монополия почтовой службы на доставку первоклассной почты.
2. Мы предположили, что монополия могут быть приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях
(на предприятиях
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Уравнение (3) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
Информация о работе Источники, причины и измерения рыночной власти