Классификация и особенности финансовых ресурсов страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов Республики Беларусь и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
- проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
- дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

Содержание

Введение 3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике 4
1.1. Общее понятие о государственных финансах 4
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике 6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны 10
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений 10
2.2. Значение внебюджетных фондов 18
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита 23
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0_КурсоваяМайя.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

      Вместе  с этим, вполне очевидно, что не все  финансовые ресурсы обслуживают производственную сферу предприятия. И это вполне очевидно, ведь коль речь идет о воспроизводственном процессе (длящемся во времени), то у предприятия возникают определенные обязательства перед финансово-кредитной системой, работниками. Поэтому часть ресурсов отвлекается в непроизводственную сферу предприятия и  выполняет непроизводственную функцию: резервный капитал, фонд накопления, потребления и т.д. Возникновение этой функции  обусловлено обязательствами предприятия, необходимостью расширения своей деятельности. Роль этой функции не менее важна, так как  от того, насколько своевременно и в полном объеме будут выполняться обязательства предприятия, зависит и его производственная деятельность.

        Развитие рыночных отношений  привело к тому, что сегодня  любой хозяйствующий субъект заинтересован в прибыльном использовании имеющихся ресурсов. Поэтому часть финансовых ресурсов, обслуживающих непроизводственную сферу предприятия направляют на расширенное воспроизводство, т.е. выполняют инвестиционную  функцию, которая реализуется посредством прибыльных краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. Стремление субъектов хозяйствования к реализации этой функции подчеркивает ранее обоснованную капиталистическую природу финансовых ресурсов. Данная  функция не обязательно связана с созданием новой стоимости, а вполне может быть реализована  на финансовых рынках посредством спекулятивных операций.

      Естественно, часть финансовых ресурсов предприятие для обеспечения ликвидности должно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную функцию. Эта функция, в отличие от инвестиционной, не создает прибавочную стоимость.

      Необходимо подчеркнуть важность оптимального соотношения ресурсов,  находящихся в производственной и непроизводственной сферах, приносящих доход или потребляемых. Это позволит, с одной стороны, обеспечить непрерывность процесса производства и выполнения производственной программы, а с другой – в полном объеме выполнять внешние и внутренние обязательства, не забывая о ликвидности и прибыльном использовании имеющихся ресурсов. Следует отметить, что чем больше ресурсов участвует в прибыльном обороте, тем эффективнее вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия, а, следовательно, реализуется механизм воспроизводства экономического роста.

 

       Формирование и использование  финансовых ресурсов на микро и макро  уровнях 

      Чистый  доход в составе валового внутреннего продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

      Часть чистого дохода направляется на расширенное  воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т. е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природы и т. д. Осуществление этих затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс элементов общественного труда и их расширенного воспроизводства.

      Одновременно  децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства второго элемента совокупного общественного продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т. п.

      Второй  по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Учитывая долговременный характер замещения изношенных основных фондов, амортизационные отчисления, в отличие от других элементов финансовых ресурсов, несут в большей мере функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через долговременный период, то и замещение их происходит на принципиально новой технической основе (амортизационный фонд выступает не как источник простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно).

      Амортизационные отчисления совместно с другим основным источником, частью чистого дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий, что соответствует сложившейся практике использования средств амортизационного фонда. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Безусловно, в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

      Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов являются также экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозспособом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

      Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие сроки, опросив ключевые финансовые институты или обратившись к консультантам по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и вероятность успешного привлечения капитала из предполагаемого источника.

      Подавляющее большинство российских предприятий  ориентируются на финансирование из государственного бюджета. Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство — самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами.

      Приобретение  активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования или транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.). Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям.

      Среди возможных источников капитала для  промышленных предприятий можно перечислить следующие:

      1. Венчурные фонды и фонды прямых  инвестиций, формирующие инвестиционный портфель из небольшого числа конкретных предприятий, на период от 3 до 6 лет, с последующим выходом из проекта.

      2. Стратегические инвесторы, промышленные  компании или финансовые институты, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности.

      3. Инвестиционные брокеры, осуществляющие  частное размещение акций предприятий среди индивидуальных и институциональных инвесторов.

      4. Инвестиционные банки, осуществляющие  проектное финансирование.

      В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и  привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и др.). Осуществление перечисленных затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок осуществления воспроизводственного процесса является объективным и независимым от форм собственности. Другое дело, что субъективизм может иметь место в пропорциях распределения децентрализованных финансовых ресурсов между элементами ВВП, относящихся к компетенции властных структур, которые могут ускорять процессы развития производства и замедлять их. В условиях рыночных отношений пропорции распределения этих финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты. В дореформенный период в нашем государстве порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов, создаваемых у хозяйствующих субъектов, довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

      Другая  часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов является основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень.

      Если  децентрализованные финансовые ресурсы являются главной формой обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и не налоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

      Источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды (фонд социальной защиты населения, дорожный фонд, фонд занятости и др.).

      Централизованные  финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет использования средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т. д.

      Незначительная  часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей и др.).

      Централизованные  финансовые ресурсы посредством перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т. д.) сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, фонде государственного имущественного и личного страхования. Часть финансовых ресурсов создается путем перераспределения стоимости необходимого продукта в форме отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений в фонд социального страхования и других денежных поступлений от населения.

      Основная  часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства — государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует единой финансовой политике, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, на финансирование обороны и правоохранительных органов, государственного управления, выплат страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

      Как формирование децентрализованных фондов финансовых ресурсов, так и формирование централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования обоих фондов едины — чистый доход и его первичное распределение и последующее перераспределение.

 

       Мероприятия по совершенствованию  финансирования бюджетов на микро и макро уровнях 

Информация о работе Классификация и особенности финансовых ресурсов страны