Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:36, контрольная работа
Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям.
Понятие финансовых ресурсов в отечественной практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Однако при широком использовании в теории и практике этого термина его толкование весьма различно. Между тем, однозначное и обоснованное толкование сущности данной категории важно для ее полного понимания и практического осуществления финансовой работы на предприятии. (сноска)
Естественно, часть финансовых ресурсов предприятие для обеспечения ликвидности должно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную функцию. Эта функция, в отличие от инвестиционной, не создает прибавочную стоимость.
Вопрос 2.
Проблемы сбалансированности бюджета
(бюджетный дефицит)
Работа по составлению
бюджета во многом сводится к достижению
соответствия между доходами и расходами.
Возможны три результата этой работы:
• сбалансированность — совпадение расходов
бюджета и его доходов;
• профицит бюджета — превышение доходов
бюджета над его расходами;
• дефицит бюджета — превышение расходов
бюджета над его доходами.
Типичным
же результатом составления и исполнения
бюджетов последних лет был дефицитный
бюджет. Причин бюджетного дефицита много:
экономический спад; рост предельных издержек
общественного производства; массовый
выпуск необеспеченных денег; неоправданно
раздутые социальные программы; возросшие
затраты на финансирование военно-промышленного
комплекса; значительный оборот «теневого»
капитала; непроизводительные расходы
и потери и т.д.
В связи с этим говорят
о различном качестве самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики;
•. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать
кризисные явления в экономике,
неэффективность финансово-
Бюджетный кодекс РФ содержит
ряд норм, регламентирующих дефицит.
Так, в случае принятия бюджета очередной
год с дефицитом законом о
бюджете одновременно утверждаются
и источники финансирования дефицита
бюджета. В случае же принятия бюджета
на очередной год без дефицита законом
о бюджете может быть предусмотрено привлечение
средств из источников финансирования
дефицита бюджета для финансирования
расходов бюджета в пределах расходов
на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета
субъекта РФ или местного бюджета не могут
превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденною
федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных
Размер дефицита утвержденного бюджета
субъекта РФ не может превышать 15 % объема
доходов его бюджета без учета финансовой
помощи из федерального бюджета. Если
в законе субъекта РФ о бюджете утвержден
размер поступлений от продажи имущества,
предельный размер дефицита бюджета субъекта
РФ может превышать приведенное выше ограничение,
но не более чем на величину поступлений
от продажи имущества.
Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
Источники финансирования дефицита различаются, по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
• рублевые кредиты банков;
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;
• сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• кредиты банков;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть - внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• кредиты банков;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи муниципального имущества;
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Как видно из этих перечней наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают всевозможные заимствования, классификация которых приведена ниже:
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:
— физических и юридических лиц;
— иностранных государств;
— международных финансовых организаций.
Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.
Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях.
Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств.
Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях.
Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемою свойства здоровой, динамично развивающийся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.
Величина бюджетного дефицита
не должна превышать предельно
Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:
• внутренние и внешние займы;
• ужесточение налогообложения;
• денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
• изменение направлений
государственных инвестиций в отрасли
экономики с целью
• более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;
• сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;
• запрет центральному банку
предоставлять кредиты
Существуют различные концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
Первый подход состоит
в необходимости полного
Второй подход основан
на необходимости сбалансирования
бюджета в масштабах
Согласно третьему подходу целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удаётся достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведёт к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Для богатой экономики последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определённых пределах государственного долга не столь опасны.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при
наличии дефицита бюджета позволяет
достичь равенства, (баланса) между
суммарной величиной бюджетных
поступлений (доходов бюджета и
источников покрытия дефицита) и объемом
производимых расходов. Отсутствие бюджетного
равновесия порождает
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета
достигается разными методами; одни
из них применяются при
- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
- совершенствование механизма
распределения доходов между
бюджетами разных уровней,