Контрольная работа по «Финансам и кредиту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

58.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В  РФ. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические  последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных  условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Цель антиинфляционной политики России - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов  ее регулирования, соответствующих  современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Поскольку цивилизованные рыночные отношения  в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность  восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и  доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

·  сокращению количества взимаемых налогов;

·  пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

·  изменению методики налогообложения;

·  ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

·  регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Отток капитала из России по итогам 2011 года составил 84,2 млрд. $ - больше, чем предельные оценки ЦБ РФ, и это рекорд оттока вне острых фаз экономического кризиса. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние  факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в  проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3-5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной  эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7-8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.

В течение последних двухсот  лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты.

Денежные реформы - это полное или  частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с  целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляются различными методами, в зависимости от экономического положения страны, от степени обесценения денежных знаков, от политики государства.

В мировой практике различаются  два основных вида денежных реформ:

· полная денежная реформа проводится в целях образования новой  денежной системы в связи с изменением государственного строя; созданием нового государства; формированием интеграционного экономического и политического союза ряда стран и выпуска их единой валюты (например, евро в Евросоюзе);

· частичная денежная реформа осуществляется в целях изменения отдельных элементов денежной системы, например порядка эмиссии денег, обеспечения банкнот, масштаба цен, наименования денег, органов денежно-кредитного регулирования и др.

Банк России ввел в обращение купюру номиналом 5000 рублей.

Основными факторами, влияющими  на введение новых купюр, банкиры называют рост средней заработной платы, уровень инфляции, а также соотношение между объемами наличных и безналичных платежей. Если последняя причина в России вряд ли столь ощутима, то о росте среднестатистической заработной платы и инфляции известно всем. «По данным Росстата, если среднемесячная номинальная заработная плата в 2004 году составляла 6740 рублей, то в марте 2006 года она составляла уже 9995 рублей. При этом в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока ее уровень поднялся до 20 и более тысяч рублей. Эти цифры позволили прийти к выводу, что пришло время 5000-рублевой купюры.

В Банке России планируют, что удельный вес банкноты номиналом 5000 рублей через несколько лет  составит 10-15 процентов от всех находящихся в обращении банкнот. [9. 4c]

Новая банкнота, как и  все другие образца 1997 года, является частью так называемой городской  серии. К уже попавшим на купюры Красноярску, Санкт-Петербургу, Москве, Архангельску и Ярославлю присоединяется столица Дальневосточного федерального округа Хабаровск. На лицевой стороне нового денежного знака изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Муравьеву-Амурскому, а на оборотной - мост через реку Амур.

«Ее выпуск не способен вызвать  инфляцию и привести к росту денежной массы. Скорее, это можно рассматривать как своего рода ответ на процессы, происходящие в стране, с учетом потребности денежного обращения», - считает первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко. Однако некоторые эксперты говорят, что выпуск новой банкноты связан некоторым образом и с инфляцией. Как ранее сообщал аналитик инвестиционной компании «Проспект» Игорь Лавущенко, у введения новой купюры не одна, а две взаимосвязанные причины: увеличение денежной массы и рост инфляции.

В Центробанке подчеркивают, что выпуск купюры номиналом 5000 рублей является отражением экономической  ситуации в России, которая характеризуется ростом денежных доходов населения. Новыми банкнотами планируется заместить часть банкнот номиналом 1000 рублей.

Основными причинами, которые  принимаются во внимание при введении в обращение новых денежных купюр, традиционно являются, как уже было сказано, размер средней заработной платы и уровень инфляции в стране, а также соотношение между объемами платежей, осуществляемыми в наличной и безналичной форме. Как утверждает Григорий Бондаренко, при расчете максимального номинала банкноты Центральный банк опирался, прежде всего, на величину средней заработной платы в стране.

Информация о работе Контрольная работа по «Финансам и кредиту»